Статусные земляки Часть 3

5 Мая 2015 в 07:21 Автор: Муса Мусаев Экономика 2808
Статусные земляки   Часть 3
Кто из статусных земляков будет верховодить верхами Дагестана?

Мы представляем третью часть о группе «Сумма» Зиявудина Магомедова из цикла статусные земляки. Остановились на том, как тендер на строительство тоннеля забрали у компании, опекаемой Керимовым, и передали дочке «Суммы». «Дорстройхолдинг», на тот период был, лидером по подрядным работам, к примеру, построил четырехполосную трассу «Махачкала-Аэропорт». Трассу называли первой в республике, соответствующей, по стандартам дорожников, самой высокой категории.   Компания тогда могла быть основным подрядчиком дорожно-строительных  работ, по причине  близости  к тогдашнему руководителю ГУ «Дагавтодор»  даргинцу Магомедрасулу  Омарову, которого считали человеком Сулеймана Керимова.  Омаров, помимо того, что  возглавлял  богатое государственное учреждение, раздающее дорожно-строительные тендеры, контролировал свой родной Акушинский район.  А Сулейман Керимов через него транслировал свое влияние на  даргинцев.

Видимо, в какой-то степени сказалось желание тогдашнего  Президента Магомедсалама Магомедова уйти от полной опеки Суйлеймана Керимова, чье влияние в республике  нарастало. Магнат купил у республики ФК «Анжи» которое прежнее руководство Дагестана,  категорически отказывалось продавать.  Кроме того олигарх взял под свой контроль Махачкалинский морской порт, начал процесс приватизации Махачкалинского воздушного порта. Но старая элита в Белом доме посчитала, что Керимов свое уже получил, и в дальнейшем росте его влияния видели угрозу своим жизненным экономическим интересам.

Строительство Гимринского тоннеля,  реализация масштабного аграрного проекта «АгроДагИталия», презентация в республиканском информационном агентства РИА «Дагестан» бизнес инкубатора международной сети Plug&Play, были начаты структурами «Сумма» в 2011-2012 годах.

Эти проекты «Суммы» стали своеобразным противовесом,  сдерживающим  влияние Керимова.   Пример той системы сдержек и противовесов, о которой мы говорили в первой части нашегоцикла  касательно  братьев Магомедовых.

Кто в итоге стал морским волком?        

Здесь мы подходим к ответу на ранее поставленный вопрос, - почему большой тендер, забрав у одной компании, передали другой?

В 2010  году Магомедрасул Омаров покинул пост руководителя ГУ «Дагавтодор» чтобы возглавить Махачкалинский морской порт. Нежелание старого руководства порта  в лице Абусупьяна Хархарова оставлять порт, вопреки приказу об увольнении изданном московским начальством, вылилось в противостояние. Потом обстоятельства изменились и Омаров на посту начальника порта не смог закрепиться. Морской узел, как мы писали в прошлых материалах, возглавил Ахмед Гаджиев,  брат другого соратника Керимова, депутата Государственной думы Магомеда Гаджиева.  Через братьев Гаджиевых, Керимов транслирует свое влияние среди аварцев. 

Магомедрасул Омаров, по сути, остался не в удел, поскольку должность руководителя ГУ «Дагавтодор» уже возглавил Муртазали Муртазалиев, человек близкий к тогдашнему президенту республики Магомедсаламу Магомедову.  Как раз в этот период в одностороннем порядке и был разорван контракт с «Дорстройхолдингом»,  на строительство Гимринского автодорожного тоннеля. А новый контракт на продолжение строительства был заключен с компанией «Мостоотряд-99». Формальной причиной отзыва тендера стали, выявленные нарушения норм строительства, с чем «Дорстройхолдинг» был не согласен. Судебная тяжба дошла до Ростова-на-Дону, но результатов не дала. 

Позже дорожное госучреждение и отрасль  в целом полностью взяли  под свой контроль люди из команды Зиявудина Магомедова.

Председатель Совета директоров ОАО «Мостоотряд-99» Загид Хучбаров в феврале 2013 года, сразу после смены Главы Дагестана,  был назначен исполняющим обязанности руководителя ГКУ «Дагестанавтодор», которое в мае 2014 года было преобразовано в Агентство по транспорту. А в сентябре того же года  Агентству досталось часть полномочий ликвидированного  Министерства промышленности, транспорта и энергетики. Помимо дорожного хозяйства и строительства объектов дорожной инфраструктуры,  в подчинение агентству перешла вся автотранспортная отрасль.

Расширение "Суммы", связывают с близостью братьев Магомедовых к Рамазану Абдулатипову, особенно по части получения тендеров. Но с другой стороны, в Дагестане не так много крупных строительных компаний, которые могли бы осилить такие специфические объекты как взлетно-посадочная полоса, или Гимринский автодорожный тоннель. Многие в этом опять же видят плюс. В республике быстрыми темпами строятся дороги, на качественно новом уровне, с использованием современной техники и технологий.  Компания закупила и смонтировала несколько асфальтобетонных заводов. Это позволяет  укладывать качественное асфальтовое покрытие, соответствующее европейским стандартам.

В прошлом году Рамазан Абдулатипов на открытии одного из асфальтобетонных заводов в Хунзахском районе заявил, что в 2013 году, в Дагестане реконструировали и построили,  440 километров дорог - больше чем за прошлые  десять лет.

Трасса «Кавказ» или Аваро-кахетинская дорога?

Часто ученые проводят  пресс-конференции, посвященные устойчивому развитию горных территорий. Основным условием развития, прежде всего сельского хозяйства и туризма в горах, являются дороги.   Туристические объекты в горах остаются недоступными для туристов, именно из-за плохих дорог, это же оказывает влияние на стоимость там товаров и услуг.

Общая стоимость строительства современной Аваро – Кахетинской дороги, с большим количеством мостов, по мнению проектировщиков, обойдется более   35 млрд рублей. Дорога открывает короткий путь в Грузию через Дагестан, в чем эксперты видят большой торгово-экономический эффект. А историки дорогу называют уникальным туристическим маршрутом, поскольку на пути встречаются памятники истории, - сторожевые башни и т. д. 

Общественники, историки, раскручивали проект строительства Аваро-кахетинской дороги связывающий через горные перевалы Дагестан с Грузией. Дорога для  гужевого транспорта и повозок была построена еще в николаевские времена. 

Однако сразу после презентации проекта, появились и противники.  Их главный аргумент - по степени важности Аваро-Кахетинская дорога стоит не на первом месте. Да с экономической точки зрения, целесообразности в дорогой дороге, ведущей в не самый дружелюбный к России регион, не так много.  Для начала нужно расширить и реконструировать дагестанский участок федеральной трассы «Кавказ», которая очень сильно перегружена. Из-за частых аварий трасса претендует на звание «дорога смерти». Большинство аварий происходят из-за столкновений автомобилей выезжающих на встречную полосу для обгона. Но пока федеральный центр не решился выделить деньги на Авара-кахетинскую дорогу, а наиболее перегруженные участки  трассы «Кавказ» реконструируются. 

Продолжение в следующем материале.

 

Муса Мусаев

При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
В ходе планового учения более сорока БТР-82А были десантированы с кораблей на побережье в Дагестане
14.09.2018 в 23:35
В тактических учениях приняли участие около 1 тыс. военнослужащих и было задействовано более 150 единиц военной техники
Ракетные корабли Каспийской флотилии выполнили артиллерийские стрельбы
14.09.2018 в 09:49
Выход кораблей в Каспийское море осуществлялся в рамках двустороннего зачетного тактического учения
ЗРК "Бук - М3" встали на дежурство на южном форпосте страны
18.08.2018 в 09:45
По замыслу учения дивизион «Бук-М3» сменил дислокацию и занял позицию для обороны воздушного пространства Каспийского побережья.
Сколько сигар можно безопасно привезти из-за границы?
28.06.2018 в 09:01
Без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить не более...
Самир Мирзоев дал Концерт в Стамбуле
25.06.2018 в 09:38
Программа была посвящена  двум великим композиторам - Кара Караеву и Мураду Кажлаеву.
Минометчики ЮВО осваивают методику скоростной стрельбы в предгорьях Дагестана
18.06.2018 в 11:19
В условиях горно-лесистой местности военнослужащие из минометов «Сани» калибра 120 мм поразят цели имитирующие легкобронированную технику, живую силу,...
Снайперы ЮВО проходят подготовку в Дагестане
07.06.2018 в 05:44
Основной упор в подготовке делается на отработку новых способов действий снайперских подразделений с учетом боевого опыта современных вооруженных конф...
150 лет самому южному маяку России
26.05.2018 в 11:30
Маяк был построен в 1867 году на городской стене 2000-летнего Дербента, тогда вместо ламп на нем были установлены горелки на керосине.
Заявление М.Даудова от лица Парламента Чечни в связи с нападением боевиков на церковь в Грозном
20.05.2018 в 06:38
К большому сожалению, погибло двое полицейских. От имени депутатского корпуса Парламента Чеченской Республики и от себя лично выражаю глубокие соболез...
Два брата не улетели на море с 13 шубами
16.05.2018 в 11:43
На данный момент «подарки» изъяты и направлены на экспертизу для установления стоимости.
В Рамадан компания Utair предлагает пассажирам халяльное меню
15.05.2018 в 12:48
Пассажиры могут заказать халяльное питание при покупке билета на сайте utair.ru или через мобильное приложение авиакомпании.
Форум «Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал»
15.05.2018 в 12:34
19 мая  2018г.  в  рамках форума «Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал»  состоитс...
Авторы и эксперты