Мы представляем третью часть о группе «Сумма» Зиявудина Магомедова из цикла статусные земляки. Остановились на том, как тендер на строительство тоннеля забрали у компании, опекаемой Керимовым, и передали дочке «Суммы». «Дорстройхолдинг», на тот период был, лидером по подрядным работам, к примеру, построил четырехполосную трассу «Махачкала-Аэропорт». Трассу называли первой в республике, соответствующей, по стандартам дорожников, самой высокой категории. Компания тогда могла быть основным подрядчиком дорожно-строительных работ, по причине близости к тогдашнему руководителю ГУ «Дагавтодор» даргинцу Магомедрасулу Омарову, которого считали человеком Сулеймана Керимова. Омаров, помимо того, что возглавлял богатое государственное учреждение, раздающее дорожно-строительные тендеры, контролировал свой родной Акушинский район. А Сулейман Керимов через него транслировал свое влияние на даргинцев.
Видимо, в какой-то степени сказалось желание тогдашнего Президента Магомедсалама Магомедова уйти от полной опеки Суйлеймана Керимова, чье влияние в республике нарастало. Магнат купил у республики ФК «Анжи» которое прежнее руководство Дагестана, категорически отказывалось продавать. Кроме того олигарх взял под свой контроль Махачкалинский морской порт, начал процесс приватизации Махачкалинского воздушного порта. Но старая элита в Белом доме посчитала, что Керимов свое уже получил, и в дальнейшем росте его влияния видели угрозу своим жизненным экономическим интересам.
Строительство Гимринского тоннеля, реализация масштабного аграрного проекта «АгроДагИталия», презентация в республиканском информационном агентства РИА «Дагестан» бизнес инкубатора международной сети Plug&Play, были начаты структурами «Сумма» в 2011-2012 годах.
Эти проекты «Суммы» стали своеобразным противовесом, сдерживающим влияние Керимова. Пример той системы сдержек и противовесов, о которой мы говорили в первой части нашегоцикла касательно братьев Магомедовых.
Кто в итоге стал морским волком?
Здесь мы подходим к ответу на ранее поставленный вопрос, - почему большой тендер, забрав у одной компании, передали другой?
В 2010 году Магомедрасул Омаров покинул пост руководителя ГУ «Дагавтодор» чтобы возглавить Махачкалинский морской порт. Нежелание старого руководства порта в лице Абусупьяна Хархарова оставлять порт, вопреки приказу об увольнении изданном московским начальством, вылилось в противостояние. Потом обстоятельства изменились и Омаров на посту начальника порта не смог закрепиться. Морской узел, как мы писали в прошлых материалах, возглавил Ахмед Гаджиев, брат другого соратника Керимова, депутата Государственной думы Магомеда Гаджиева. Через братьев Гаджиевых, Керимов транслирует свое влияние среди аварцев.
Магомедрасул Омаров, по сути, остался не в удел, поскольку должность руководителя ГУ «Дагавтодор» уже возглавил Муртазали Муртазалиев, человек близкий к тогдашнему президенту республики Магомедсаламу Магомедову. Как раз в этот период в одностороннем порядке и был разорван контракт с «Дорстройхолдингом», на строительство Гимринского автодорожного тоннеля. А новый контракт на продолжение строительства был заключен с компанией «Мостоотряд-99». Формальной причиной отзыва тендера стали, выявленные нарушения норм строительства, с чем «Дорстройхолдинг» был не согласен. Судебная тяжба дошла до Ростова-на-Дону, но результатов не дала.
Позже дорожное госучреждение и отрасль в целом полностью взяли под свой контроль люди из команды Зиявудина Магомедова.
Председатель Совета директоров ОАО «Мостоотряд-99» Загид Хучбаров в феврале 2013 года, сразу после смены Главы Дагестана, был назначен исполняющим обязанности руководителя ГКУ «Дагестанавтодор», которое в мае 2014 года было преобразовано в Агентство по транспорту. А в сентябре того же года Агентству досталось часть полномочий ликвидированного Министерства промышленности, транспорта и энергетики. Помимо дорожного хозяйства и строительства объектов дорожной инфраструктуры, в подчинение агентству перешла вся автотранспортная отрасль.
Расширение "Суммы", связывают с близостью братьев Магомедовых к Рамазану Абдулатипову, особенно по части получения тендеров. Но с другой стороны, в Дагестане не так много крупных строительных компаний, которые могли бы осилить такие специфические объекты как взлетно-посадочная полоса, или Гимринский автодорожный тоннель. Многие в этом опять же видят плюс. В республике быстрыми темпами строятся дороги, на качественно новом уровне, с использованием современной техники и технологий. Компания закупила и смонтировала несколько асфальтобетонных заводов. Это позволяет укладывать качественное асфальтовое покрытие, соответствующее европейским стандартам.
В прошлом году Рамазан Абдулатипов на открытии одного из асфальтобетонных заводов в Хунзахском районе заявил, что в 2013 году, в Дагестане реконструировали и построили, 440 километров дорог - больше чем за прошлые десять лет.
Трасса «Кавказ» или Аваро-кахетинская дорога?
Часто ученые проводят пресс-конференции, посвященные устойчивому развитию горных территорий. Основным условием развития, прежде всего сельского хозяйства и туризма в горах, являются дороги. Туристические объекты в горах остаются недоступными для туристов, именно из-за плохих дорог, это же оказывает влияние на стоимость там товаров и услуг.
Общая стоимость строительства современной Аваро – Кахетинской дороги, с большим количеством мостов, по мнению проектировщиков, обойдется более 35 млрд рублей. Дорога открывает короткий путь в Грузию через Дагестан, в чем эксперты видят большой торгово-экономический эффект. А историки дорогу называют уникальным туристическим маршрутом, поскольку на пути встречаются памятники истории, - сторожевые башни и т. д.
Общественники, историки, раскручивали проект строительства Аваро-кахетинской дороги связывающий через горные перевалы Дагестан с Грузией. Дорога для гужевого транспорта и повозок была построена еще в николаевские времена.
Однако сразу после презентации проекта, появились и противники. Их главный аргумент - по степени важности Аваро-Кахетинская дорога стоит не на первом месте. Да с экономической точки зрения, целесообразности в дорогой дороге, ведущей в не самый дружелюбный к России регион, не так много. Для начала нужно расширить и реконструировать дагестанский участок федеральной трассы «Кавказ», которая очень сильно перегружена. Из-за частых аварий трасса претендует на звание «дорога смерти». Большинство аварий происходят из-за столкновений автомобилей выезжающих на встречную полосу для обгона. Но пока федеральный центр не решился выделить деньги на Авара-кахетинскую дорогу, а наиболее перегруженные участки трассы «Кавказ» реконструируются.
Продолжение в следующем материале.
Муса Мусаев