Статусные земляки Часть 3

5 Мая 2015 в 07:21 Автор: Муса Мусаев Экономика 2574
Статусные земляки   Часть 3
Кто из статусных земляков будет верховодить верхами Дагестана?

Мы представляем третью часть о группе «Сумма» Зиявудина Магомедова из цикла статусные земляки. Остановились на том, как тендер на строительство тоннеля забрали у компании, опекаемой Керимовым, и передали дочке «Суммы». «Дорстройхолдинг», на тот период был, лидером по подрядным работам, к примеру, построил четырехполосную трассу «Махачкала-Аэропорт». Трассу называли первой в республике, соответствующей, по стандартам дорожников, самой высокой категории.   Компания тогда могла быть основным подрядчиком дорожно-строительных  работ, по причине  близости  к тогдашнему руководителю ГУ «Дагавтодор»  даргинцу Магомедрасулу  Омарову, которого считали человеком Сулеймана Керимова.  Омаров, помимо того, что  возглавлял  богатое государственное учреждение, раздающее дорожно-строительные тендеры, контролировал свой родной Акушинский район.  А Сулейман Керимов через него транслировал свое влияние на  даргинцев.

Видимо, в какой-то степени сказалось желание тогдашнего  Президента Магомедсалама Магомедова уйти от полной опеки Суйлеймана Керимова, чье влияние в республике  нарастало. Магнат купил у республики ФК «Анжи» которое прежнее руководство Дагестана,  категорически отказывалось продавать.  Кроме того олигарх взял под свой контроль Махачкалинский морской порт, начал процесс приватизации Махачкалинского воздушного порта. Но старая элита в Белом доме посчитала, что Керимов свое уже получил, и в дальнейшем росте его влияния видели угрозу своим жизненным экономическим интересам.

Строительство Гимринского тоннеля,  реализация масштабного аграрного проекта «АгроДагИталия», презентация в республиканском информационном агентства РИА «Дагестан» бизнес инкубатора международной сети Plug&Play, были начаты структурами «Сумма» в 2011-2012 годах.

Эти проекты «Суммы» стали своеобразным противовесом,  сдерживающим  влияние Керимова.   Пример той системы сдержек и противовесов, о которой мы говорили в первой части нашегоцикла  касательно  братьев Магомедовых.

Кто в итоге стал морским волком?        

Здесь мы подходим к ответу на ранее поставленный вопрос, - почему большой тендер, забрав у одной компании, передали другой?

В 2010  году Магомедрасул Омаров покинул пост руководителя ГУ «Дагавтодор» чтобы возглавить Махачкалинский морской порт. Нежелание старого руководства порта  в лице Абусупьяна Хархарова оставлять порт, вопреки приказу об увольнении изданном московским начальством, вылилось в противостояние. Потом обстоятельства изменились и Омаров на посту начальника порта не смог закрепиться. Морской узел, как мы писали в прошлых материалах, возглавил Ахмед Гаджиев,  брат другого соратника Керимова, депутата Государственной думы Магомеда Гаджиева.  Через братьев Гаджиевых, Керимов транслирует свое влияние среди аварцев. 

Магомедрасул Омаров, по сути, остался не в удел, поскольку должность руководителя ГУ «Дагавтодор» уже возглавил Муртазали Муртазалиев, человек близкий к тогдашнему президенту республики Магомедсаламу Магомедову.  Как раз в этот период в одностороннем порядке и был разорван контракт с «Дорстройхолдингом»,  на строительство Гимринского автодорожного тоннеля. А новый контракт на продолжение строительства был заключен с компанией «Мостоотряд-99». Формальной причиной отзыва тендера стали, выявленные нарушения норм строительства, с чем «Дорстройхолдинг» был не согласен. Судебная тяжба дошла до Ростова-на-Дону, но результатов не дала. 

Позже дорожное госучреждение и отрасль  в целом полностью взяли  под свой контроль люди из команды Зиявудина Магомедова.

Председатель Совета директоров ОАО «Мостоотряд-99» Загид Хучбаров в феврале 2013 года, сразу после смены Главы Дагестана,  был назначен исполняющим обязанности руководителя ГКУ «Дагестанавтодор», которое в мае 2014 года было преобразовано в Агентство по транспорту. А в сентябре того же года  Агентству досталось часть полномочий ликвидированного  Министерства промышленности, транспорта и энергетики. Помимо дорожного хозяйства и строительства объектов дорожной инфраструктуры,  в подчинение агентству перешла вся автотранспортная отрасль.

Расширение "Суммы", связывают с близостью братьев Магомедовых к Рамазану Абдулатипову, особенно по части получения тендеров. Но с другой стороны, в Дагестане не так много крупных строительных компаний, которые могли бы осилить такие специфические объекты как взлетно-посадочная полоса, или Гимринский автодорожный тоннель. Многие в этом опять же видят плюс. В республике быстрыми темпами строятся дороги, на качественно новом уровне, с использованием современной техники и технологий.  Компания закупила и смонтировала несколько асфальтобетонных заводов. Это позволяет  укладывать качественное асфальтовое покрытие, соответствующее европейским стандартам.

В прошлом году Рамазан Абдулатипов на открытии одного из асфальтобетонных заводов в Хунзахском районе заявил, что в 2013 году, в Дагестане реконструировали и построили,  440 километров дорог - больше чем за прошлые  десять лет.

Трасса «Кавказ» или Аваро-кахетинская дорога?

Часто ученые проводят  пресс-конференции, посвященные устойчивому развитию горных территорий. Основным условием развития, прежде всего сельского хозяйства и туризма в горах, являются дороги.   Туристические объекты в горах остаются недоступными для туристов, именно из-за плохих дорог, это же оказывает влияние на стоимость там товаров и услуг.

Общая стоимость строительства современной Аваро – Кахетинской дороги, с большим количеством мостов, по мнению проектировщиков, обойдется более   35 млрд рублей. Дорога открывает короткий путь в Грузию через Дагестан, в чем эксперты видят большой торгово-экономический эффект. А историки дорогу называют уникальным туристическим маршрутом, поскольку на пути встречаются памятники истории, - сторожевые башни и т. д. 

Общественники, историки, раскручивали проект строительства Аваро-кахетинской дороги связывающий через горные перевалы Дагестан с Грузией. Дорога для  гужевого транспорта и повозок была построена еще в николаевские времена. 

Однако сразу после презентации проекта, появились и противники.  Их главный аргумент - по степени важности Аваро-Кахетинская дорога стоит не на первом месте. Да с экономической точки зрения, целесообразности в дорогой дороге, ведущей в не самый дружелюбный к России регион, не так много.  Для начала нужно расширить и реконструировать дагестанский участок федеральной трассы «Кавказ», которая очень сильно перегружена. Из-за частых аварий трасса претендует на звание «дорога смерти». Большинство аварий происходят из-за столкновений автомобилей выезжающих на встречную полосу для обгона. Но пока федеральный центр не решился выделить деньги на Авара-кахетинскую дорогу, а наиболее перегруженные участки  трассы «Кавказ» реконструируются. 

Продолжение в следующем материале.

 

Муса Мусаев

При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Шопинг в Стамбуле закончился для двух женщин конфискацией товара
17.11.2017 в 13:53
Именно факт подозрительной однородности содержимого багажа и дал основания предположить, что женщина пытается провезти товарную партию под видом личны...
Юнус-Бек Евкуров рассказал о нападении на пост ДПС
05.11.2017 в 21:32
На пост ДПС в Яндаре сегодня вечером было совершено подлое нападение...
Юнус-Бек Евкуров встретился с Королем Саудовской Аравии
02.11.2017 в 17:58
Далее в ходе встречи Юнус-Бек Евкуров выступил с отдельным докладом перед принимающей стороной.
За анаболики можно и под статью попасть...
02.11.2017 в 11:54
Возбуждено уголовное дело  по части  1 статьи  226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих веществ). Санкциями да...
Ростовская детская железная дорога перевезла за сезон около 20 тыс. пассажиров
01.11.2017 в 10:42
В ходе торжественного мероприятия юным железнодорожникам вручили почетные грамоты за активное участие в летней учебно-эксплуатационной практике 2017 г...
В Ингушетии появится современная лабораторная служба
01.11.2017 в 10:40
В Москве Ю.Евкуров встретился с Генеральным директором Единой клинико-диагностической лаборатории (ЕКДЛ) России Константином Рукиным...
Круглый стол "Общественно-политическая и социально- экономическая обстановка в Республике Дагестан"
27.10.2017 в 19:05
Магомед Абдулхабиров: Мы все и каждый из нас в ответе за судьбу Дагестана! В очередной раз Дагестану предоставлен  шанс вырваться из воровск...
Можно ли научиться быть счастливым?
19.10.2017 в 11:45
К счастью человек приходит. И, конечно, над ним нужно работать. Вот несколько советов, как достичь этого состояния...
Предотвращен незаконный провоз валюты  на международном авиарейсе
19.10.2017 в 11:43
Как следует из объяснений россиянки, она «не знала, что перемещаемую валюту необходимо декларировать»...
Мотивация как способ самовоспитания
15.10.2017 в 19:28
Мы продолжаем наш цикл статей по мотивации на успех и воспитание удачи! Бесплатный розыгрыш денежных призов вознаграждает и поощряет игроков продолжат...
Не носите золото в нижнем белье...
12.10.2017 в 10:42
Решением Нальчикского городского суда жительница Чеченской Республики признана виновной в сокрытии товаров от таможенного контроля путем использования...
Я успешен или дорога к мечте
11.10.2017 в 16:32
Выигрыш реальных денег, выплата которых производится этой лотереей ежедневно, станет хорошим стимулом на пути вашего самосовершенствования.
Популярные новости недели
Новости за неделюКонкурсы
Авторы и эксперты