Статусные земляки Часть 3

5 Мая 2015 в 07:21 Автор: Муса Мусаев Экономика 2972
Статусные земляки   Часть 3
Кто из статусных земляков будет верховодить верхами Дагестана?

Мы представляем третью часть о группе «Сумма» Зиявудина Магомедова из цикла статусные земляки. Остановились на том, как тендер на строительство тоннеля забрали у компании, опекаемой Керимовым, и передали дочке «Суммы». «Дорстройхолдинг», на тот период был, лидером по подрядным работам, к примеру, построил четырехполосную трассу «Махачкала-Аэропорт». Трассу называли первой в республике, соответствующей, по стандартам дорожников, самой высокой категории.   Компания тогда могла быть основным подрядчиком дорожно-строительных  работ, по причине  близости  к тогдашнему руководителю ГУ «Дагавтодор»  даргинцу Магомедрасулу  Омарову, которого считали человеком Сулеймана Керимова.  Омаров, помимо того, что  возглавлял  богатое государственное учреждение, раздающее дорожно-строительные тендеры, контролировал свой родной Акушинский район.  А Сулейман Керимов через него транслировал свое влияние на  даргинцев.

Видимо, в какой-то степени сказалось желание тогдашнего  Президента Магомедсалама Магомедова уйти от полной опеки Суйлеймана Керимова, чье влияние в республике  нарастало. Магнат купил у республики ФК «Анжи» которое прежнее руководство Дагестана,  категорически отказывалось продавать.  Кроме того олигарх взял под свой контроль Махачкалинский морской порт, начал процесс приватизации Махачкалинского воздушного порта. Но старая элита в Белом доме посчитала, что Керимов свое уже получил, и в дальнейшем росте его влияния видели угрозу своим жизненным экономическим интересам.

Строительство Гимринского тоннеля,  реализация масштабного аграрного проекта «АгроДагИталия», презентация в республиканском информационном агентства РИА «Дагестан» бизнес инкубатора международной сети Plug&Play, были начаты структурами «Сумма» в 2011-2012 годах.

Эти проекты «Суммы» стали своеобразным противовесом,  сдерживающим  влияние Керимова.   Пример той системы сдержек и противовесов, о которой мы говорили в первой части нашегоцикла  касательно  братьев Магомедовых.

Кто в итоге стал морским волком?        

Здесь мы подходим к ответу на ранее поставленный вопрос, - почему большой тендер, забрав у одной компании, передали другой?

В 2010  году Магомедрасул Омаров покинул пост руководителя ГУ «Дагавтодор» чтобы возглавить Махачкалинский морской порт. Нежелание старого руководства порта  в лице Абусупьяна Хархарова оставлять порт, вопреки приказу об увольнении изданном московским начальством, вылилось в противостояние. Потом обстоятельства изменились и Омаров на посту начальника порта не смог закрепиться. Морской узел, как мы писали в прошлых материалах, возглавил Ахмед Гаджиев,  брат другого соратника Керимова, депутата Государственной думы Магомеда Гаджиева.  Через братьев Гаджиевых, Керимов транслирует свое влияние среди аварцев. 

Магомедрасул Омаров, по сути, остался не в удел, поскольку должность руководителя ГУ «Дагавтодор» уже возглавил Муртазали Муртазалиев, человек близкий к тогдашнему президенту республики Магомедсаламу Магомедову.  Как раз в этот период в одностороннем порядке и был разорван контракт с «Дорстройхолдингом»,  на строительство Гимринского автодорожного тоннеля. А новый контракт на продолжение строительства был заключен с компанией «Мостоотряд-99». Формальной причиной отзыва тендера стали, выявленные нарушения норм строительства, с чем «Дорстройхолдинг» был не согласен. Судебная тяжба дошла до Ростова-на-Дону, но результатов не дала. 

Позже дорожное госучреждение и отрасль  в целом полностью взяли  под свой контроль люди из команды Зиявудина Магомедова.

Председатель Совета директоров ОАО «Мостоотряд-99» Загид Хучбаров в феврале 2013 года, сразу после смены Главы Дагестана,  был назначен исполняющим обязанности руководителя ГКУ «Дагестанавтодор», которое в мае 2014 года было преобразовано в Агентство по транспорту. А в сентябре того же года  Агентству досталось часть полномочий ликвидированного  Министерства промышленности, транспорта и энергетики. Помимо дорожного хозяйства и строительства объектов дорожной инфраструктуры,  в подчинение агентству перешла вся автотранспортная отрасль.

Расширение "Суммы", связывают с близостью братьев Магомедовых к Рамазану Абдулатипову, особенно по части получения тендеров. Но с другой стороны, в Дагестане не так много крупных строительных компаний, которые могли бы осилить такие специфические объекты как взлетно-посадочная полоса, или Гимринский автодорожный тоннель. Многие в этом опять же видят плюс. В республике быстрыми темпами строятся дороги, на качественно новом уровне, с использованием современной техники и технологий.  Компания закупила и смонтировала несколько асфальтобетонных заводов. Это позволяет  укладывать качественное асфальтовое покрытие, соответствующее европейским стандартам.

В прошлом году Рамазан Абдулатипов на открытии одного из асфальтобетонных заводов в Хунзахском районе заявил, что в 2013 году, в Дагестане реконструировали и построили,  440 километров дорог - больше чем за прошлые  десять лет.

Трасса «Кавказ» или Аваро-кахетинская дорога?

Часто ученые проводят  пресс-конференции, посвященные устойчивому развитию горных территорий. Основным условием развития, прежде всего сельского хозяйства и туризма в горах, являются дороги.   Туристические объекты в горах остаются недоступными для туристов, именно из-за плохих дорог, это же оказывает влияние на стоимость там товаров и услуг.

Общая стоимость строительства современной Аваро – Кахетинской дороги, с большим количеством мостов, по мнению проектировщиков, обойдется более   35 млрд рублей. Дорога открывает короткий путь в Грузию через Дагестан, в чем эксперты видят большой торгово-экономический эффект. А историки дорогу называют уникальным туристическим маршрутом, поскольку на пути встречаются памятники истории, - сторожевые башни и т. д. 

Общественники, историки, раскручивали проект строительства Аваро-кахетинской дороги связывающий через горные перевалы Дагестан с Грузией. Дорога для  гужевого транспорта и повозок была построена еще в николаевские времена. 

Однако сразу после презентации проекта, появились и противники.  Их главный аргумент - по степени важности Аваро-Кахетинская дорога стоит не на первом месте. Да с экономической точки зрения, целесообразности в дорогой дороге, ведущей в не самый дружелюбный к России регион, не так много.  Для начала нужно расширить и реконструировать дагестанский участок федеральной трассы «Кавказ», которая очень сильно перегружена. Из-за частых аварий трасса претендует на звание «дорога смерти». Большинство аварий происходят из-за столкновений автомобилей выезжающих на встречную полосу для обгона. Но пока федеральный центр не решился выделить деньги на Авара-кахетинскую дорогу, а наиболее перегруженные участки  трассы «Кавказ» реконструируются. 

Продолжение в следующем материале.

 

Муса Мусаев

При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук
Самые интересные статьи недели
22.04.2019 в 11:36 Экономика 1345
Перспективы развития Махачкалы как агломерации
Команда экспертов представляет пилотный доклад форсайта Махачкалинско-Каспийской агломерации «Перспективы развития Махачкалы как агломерации»
Автор: Маир Пашаев

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Гражданин Узбекистана пытался незаконно перевезти через таможенную границу 13 меховых полушубков
06.02.2019 в 10:24
При прохождении через досмотровый аппарат багажа одного из пассажиров, была выявлена подозрительная однородность содержимого.
Ольга Васильева и Сергей Чеботарев проведут совещание по нацпроекту «Образование» в Ингушетии
06.02.2019 в 10:19
В завершение состоится пресс-подход с участием Ольги Васильевой, Сергея Чеботарева и Юнус-Бека Евкурова.
ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ  КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА  "ПРИЗВАНИЕ"
06.02.2019 в 10:16
ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА "ПРИЗВАНИЕ" состоится 6 февраля 2019 года в 15.00 и в 16.00
Авторы и эксперты