Автор: Мария Андреева. Город: Воронеж. Добавлено: 19.11.2016.
Просмотров: 5183
Как одевались наши предки-воронежцы, и о чем рассказывал их костюм
Старинная поговорка «Встречают по одежке» популярна и в наши дни. Правда, сегодня оценить мы можем лишь опрятность, уместность и (да и то весьма условно) дороговизну наряда человека. В остальном одежда современных людей, где бы они ни жили, довольна похожа. А вот у наших предков все было совсем по-другому. Еще сто лет назад, встретив незнакомца, «по одежке» можно было узнать мельчайшие детали его биографии – место жительства, доход, семейное положение и даже характер. «ВК» решил разобраться в особенностях воронежского костюма, который носили наши предки много веков подряд. А помогают нам в этом кандидат филологических наук, доцент филфака ВГУ Татьяна Пухова и народный мастер Воронежской области Елена Матвеева.
Старинный крестьянский костюм – это строгий ансамбль, все детали которого были прописаны до мелочей. Подчиняться его требованиям были обязаны все. В результате каждый мог опознать «своего» и «чужого», заявить о себе и своем положении, узнать необходимые сведения о встреченных людях. «Народный костюм был функционален, выполнял различные назначения в зависимости от условий жизни, времени, возраста, материального состояния», - объясняет Татьяна Пухова.
Не свое не надевай
Взрослея или меняя место жительства, человек переходил из одной социальной группы в другую. Заодно он должен был сменить и костюм. Например, у женщин существовала четкая градация по возрасту: девочка – девушка – невеста на выданье - просватанная – молодуха (после венчания) – баба - и т.д. Девочка одевалась очень скромно: в сарафан и белую рубашку. Пока она взрослела, ее начинали одевать все более богато. Самой нарядной она становилась к сватовству. Выйдя замуж, она надевала одежду с обилием красного цвета (символа плодородия) и особой вышивкой, на голове носила сороку – красивый и яркий головной убор. Правда, надевать его она могла лишь до рождения первого ребенка, а с его появлением - лишь в церковь, да и то по большим праздникам. В остальное время ей предписывалось носить платок. Как только женщина выдавала замуж или женила первого ребенка (а это могло быть и в 35 лет), она считалась старухой. С тех пор ей нельзя было носить яркую (прежде всего, красную) одежду. Ну а если она становилась вдовой, ей следовало надевать траурную рубаху – белую и с белой же вышивкой. Даже о своем намерении больше никогда не выходить замуж она могла сигнализировать с помощью одежды: стоило особым образом повязать пояс – и никто бы не стал больше засылать к ней сватов.
Не менее строгими были и «территориальные» знаки костюма. Нельзя было надеть рубаху, например, из Павловского уезда с юбкой из Бутурлиновского. Такое и в голову бы никому не пришло! Если девушка выходила замуж в другой уезд, «родную» одежду она должна была сменить как можно быстрее. Только так она могла стать местной, «своей».
- В литературе известна история, когда у новой семьи такой молодухи не было денег, чтобы поменять одежду. Она продолжала носить костюм своей малой родины. И новые односельчане ее не приняли, презирали и притесняли. Потому что она была чужой. Законы родового общества весьма суровы! – рассказывает Елена Матвеева.
С миру – по нитке
Костюм Воронежской области – настоящий кладезь для современных исследователей. Он очень разнообразен, и одежда жителей разных уездов может сильно отличаться.
- Дело в том, что костюм территории Воронежской губернии формировался под влиянием процессов ее заселения. В 17 веке на эти земли стали переселять людей, чтобы строить засечную черту и прекратить набеги кочевников. Сюда переезжали казаки – запорожские, из-за Урала, военные с польско-литовской границы. Все они приносили свою культуру и, конечно, одежду. Так, с украинцами в наш костюм пришла юбка с коротким фартуком (завеской), жилетки, цветочные орнаменты, особый крой рубах-вышиванок. Люди, которые пришли с литовско-польской границы, принесли с собой полосатую юбку (андару). Позже, когда у нас появились пограничные городки, к ним из разных мест стали подселяться бедные, часто беглые, люди из других уголков страны. Ну а уже в XVIII веке началось массовое переселение государственных и крепостных крестьян, часто целыми селами - из Подмосковья, Ярославля, Рязанской губернии. От них в наш костюм пришли бело-красные рубахи, некоторые украшения. В итоге в Воронежской области образовался смешанный костюмный строй. Поэтому мы не говорим о воронежском костюме как таковом. У исследователей принят термин «костюм территории белгородско-воронежского пограничья».
Пожалуй, последним важным событием в истории народного костюма стал 1954 год. Из большой территории Воронежской области и части Курской образовали Белгородскую область. К ней отошел огромный Бирюченский район. Именно его костюм считается самым древним на нашей, некогда общей территории. Теперь его считают своим нынешние и воронежцы, и белгородцы.
Костюм 1.
Женская одежда воронежско-белгородского пограничья
1. Сорока: дорогой головной убор. Если женщина надела его в будни, это свидетельствует, что она недавно вышла замуж и еще не родила.
2. Узор на рубахе: солярные знаки, символы растений (репейчики) и столбушечки. Символ того, что женщина надеется на своего мужа, он для нее столб, на который можно опереться. Территориальный орнамент. Такая вышивка стоила довольно дорого.
3. Ромбовидная вставка красного цвета подмышкой: ее делали для гигиенических целей, для сохранения тепла возле лимфатических узлов, а красный цвет выбирали из религиозных побуждений (красный – цвет жизни).
4. Вышивка вокруг шеи – «забор». Он защищал одежду от проникновения в нее нечистой силы.
5. Украшения: грибатка. Считалась оберегом, защищала от дурного глаза и нечистой силы. На соединении ее концов часто вешали крестик.
6. Понева: черная ткань с белой клеткой – символ чернозема с межами и дорогами. Характерный рисунок Воронежской губернии. Носили только замужние женщины.
7. Пояс, подпояска – символ опрятности человека, его порядочности, приличности. Верх юбки не должен торчать из-под пояса – это признак неряшливости.
8. Назадень – оберег, чтобы не могли сглазить «в спину».
О ЧЕМ ГОВОРИТ ЭТОТ КОСТЮМ: владелица - женщина еще очень молодая, у нее или еще нет ребенка или мы встретили ее в очень большой праздник. Это дама с хорошим достатком, живет в Бирюченском уезде, скорее всего, в селе Афанасьевка.
5 апреля 2016 г,, газета "Воронежский курьер"