Автор: Диляра. Город: Казань. Добавлено: 09.12.2015.
Просмотров: 5572
Сноб &/или сноб.ру накрякал шутку или накрякает беду?
20 ноября 2015 года. Комната заседания Общественной Коллегии по жалобам на прессу. Ведет заседание Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, советник Президента России Михаил Федотов. Идет разбирательство по жалобе на материал портала Сноб.ру.
В самом начале заседания члены Коллегии ищут ответ на вопрос: портал Сноб.ру имеет отношение к журналу "Сноб"? Сноб.ру не зарегистрирован как СМИ - значит, скорее всего, его материалы не подлежат рассмотрению Общественной коллегией по жалобам на прессу Союза журналистов России как возможно "провинившийся" материал. Однако если портал юридически не СМИ, но имеет посетителей не менее определенного количества, он все равно подпадает под юрисдикцию Коллегии по жалобам на прессу. Сноб.ру такой портал. Такую позицию (журнал «Сноб» и его редактор Сергей Николаевич не имеют отношения к публикации материала «Дорога к храму», а сноб.ру (электронная версия журнала, для справки) - не СМИ) занял Snob в письмах к Общественной Коллегии по жалобам на прессу.
В своем письме администрация ООО «Снобмедиа» несколько раз цитирует Устав Коллеги, по которому она (Коллегия) «рассматривает жалобы аудитории средств массовой информации», «информационные споры, возникающие в сфере массовой информации», «затрагивающие права человека в сфере массовой информации», все время подчеркивая словосочетания «средства массовой информации», «сфера массовой информации». При этом замдиректора журнала А. Куралесова путает понятия «средства массовой информации» и «сфера массовой информации»: портал может не являться СМИ юридически, то есть не быть официальным средством массовой информации, но его материалы, однако, могут быть информацией массового потребления, то есть массовой информацией. «Типичная тенденция для российского медиапространства: не регистрироваться как СМИ для того, чтобы не быть включенными в правовое поле средств массовой информации.
Это не журналистский материал, но это продукт массовой информации, рассчитанный на массовую аудиторию», сделала заключение эксперт заседания, профессор кафедры журналистики КФУ Светлана Шайхитдинова. Письменные ответы поступают с электронного адреса, на который секретарь Общественной коллегии шлет письма, - с указанного на портале, где и опубликован материал. Кроме того, реквизиты форменного письма идут в разрез с его содержанием: на бланке письма, в котором редакция журнала "Сноб" просит не путать их со Сноб.ру, стоит адрес сайта журнала - сноб.ру...
Ну и довершает «разоблачительную» часть заседания Председатель палаты медиа-аудитории Юрий Казаков своим разгромным аргументом: если нечто выглядит, как утка, плавает, как утка, крякает, как утка, то это, скорее всего, и есть утка…
Про ИГ немного – по религии походя. Религия – это Исламское Государство: новость дня или анекдот? «…Символ победы над Американским Заговором – кирпичная мечеть нелетающим протоном (для справки: протон – элементарная частица, которую невозможно разделить на составные части – настолько простейшая – корр.) нацелилась в небеса» (однако куда ей до корреспондентов портала…- корр.) - выдержка из интервью «Дорога к храму».
В разгаре заседания решается вопрос, стоило ли заявителю так серьезно относиться к публикации. «Вы считаете, Вас хотели обидеть намеренно или в силу бестактности?... По-вашему, это такой уголок юмора или серьезная публицистика? Новость дня или анекдот?» Но все подобные вопросы отпали, когда заявительница вспомнила французский «Шарли Эбдо», карикатуры на пророка, что тогда говорили о непрофессионализме журналистов, и во что это вылилось. Действительно, просто сарказм ("просто", пусть даже речь идет о религии как основе нравственности), неподготовленность корреспондентов или сарказм, но не все так просто, как могли не знать члены Коллегии?..
«… Собчак: Ну, история нас рассудит. Давайте вернемся к основной теме, которую мы здесь начали: что ислам — религия самая агрессивная, в смысле распространения того, во что вы верите. Имам Шамиль Аляутдинов: Агрессия — слово, которое я никогда не слышал нигде и нигде в исламе. В мусульманской культуре такого нет, вообще даже таких слов не употребляют. Красовский: При этом мы видим «Исламское государство», мы видим, как людям головы отрезают.
Имам Шамиль Аляутдинов: Нет, это к исламу никакого отношения не имеет. Отнесите это к Израилю, США. Красовский: А есть какой-то лидер исламского мира, на котором, помимо Буша, Тэтчер, Оланда, Меркель, тоже лежит ответственность за то, что происходит сейчас в мусульманских странах?.. А почему, кстати, женщины отдельно молятся в мечети? Имам Шамиль Аляутдинов: В большой степени это чтобы человек был сосредоточен на поклонении Богу. Мужчины обычно больше молятся. Для мужчины, например, посещать пятничную проповедь обязательно. Для женщины — нет. Потому что мужчина — глава семьи, ему послушать проповедь полезно, и он может потом дома это передать. А у жены много дел, связанных с детьми, с домашним хозяйством. Красовский: Вам не кажется, что это сексизм? Я понимаю, что в мире, в котором отрезают головы, само слово «сексизм» звучит смешно. Имам Шамиль Аляутдинов: Это ваш мир. В моем мире головы не отрезают.
Собчак: Не, ну действительно, не все мусульмане хотят кому-то отрубить голову...» - выдержка из «Дороги к храму». Журналисты путают понятия "Ислам" и "Исламское государство" - здесь и прослеживается неподготовленность журналистов (неосведомленность, непродуманность) в том, о чем они делают свой материал (говорят об ИГ, и называют его и действия его представителей исламом (чтобы было понятнее: если создаются религиозные секты противоправного направления их деятельность не приписывают верующим, а понятия «религия» и «секта» разделяются в нашем сознании автоматически, их никто, тем более журналисты, не путают. Таким образом, рассуждения в «Дороге к храму» не на уровне профессиональной журналистики и рассуждений взрослых людей. А определения ИГ и ислама есть в свободном доступе в Интернете, где их можно для себя уточнить.
В сми, профессиональной журналистике данные понятия обычно не путают. Однако чтобы избежать дискредитации понятий «ислам» и «государство», сми сейчас активно переходят на аббревиатуру ДАИШ, отказываясь от «ИГ».
А Парламент Чеченской Республики недавно предложил запретить сми ассоциировать терроризм с конкретной религией или национальностью). Это и по-детски, и непрофессионально, и вообще не журналистика. «Для себя я отметила одну фразу Красовского: «Слушайте, я с огромным количеством людей общаюсь в своей жизни, и ни один человек в моей жизни, кроме мусульман, столько не говорит в своей жизни, столько не говорит про Америку, никогда и никто, кроме мусульман, не говорит, что во всем виноваты американцы, ну еще и русские теперь, и такая мода снова в России».
То есть здесь не просто интервью, здесь комментарии, комментарии с издевательствами, откровенное навязывание своей позиции, здесь я вижу везде в контексте навязанные обвинения, чувства даже мои задеты, хотя я не мусульманка по своей религиозной принадлежности. Навязанные обвинения, резкое грубое отношение и высокомерие по отношению к публике, то есть «…Слушайте, я со многим количеством людей общаюсь…», то есть Красовский выступает, как минимум, как президент.
Эта сама манера Собчак и Красовского, с которой они задают вопросы, мне кажется, она вообще не может быть признана в качестве интервью и в качестве вопросов, которые задают с целью, чтобы услышать ответы, в качестве вопросов, которые предполагают ответ», выразила свое мнение относительно материала юрист Этери Ильина. Если судить по повседневной манере поведения одного из корреспондентов, подготовивших этот материал, можно задуматься: может, ничего такого глубокого нет?
Может, нет умышленного, на заказ, для очернения, а значит, и преступного? Может, все проще: просто, действительно, нет глубокой подготовленности корреспондентов перед беседой, перед тем, как сделать свой журналистский материал?.. Западные спонсоры – прозападные мысли? "Есть организации западного кроя, которые направлены на разрушение традиционной религиозности в России. Одна из таких организаций - Московский центр Карнеги. Эти организации декларируют антирелигиозные принципы. Иногда околорелигиоведческие исследования спонсируются сектами, проводятся семинары, на которых докладчики пытаются принизить значение религиозности для страны, самой религиозности, и настоящей целью имеют устранить религию, легиматизацию сект, связанных с радикальными экстремистскими группировками, в общественном пространстве России", - делится протоиерей московского Храма святителя Николая Всеволод Чаплин. Одной из таких организаций протоиерей называет Московский Центр Карнеги - грантополучателя ныне попавшего в "черный список" в России Фонда Макартуров (США). Центр Карнеги спонсируется Государственным департаментом США, Министерством обороны этой страны, Разведывательным управлением Министерства обороны, «энергетиками»: компаниями ConocoPhillips (Коноко-Филлипс), Chevron Corporation (Шеврон Корпорейшн), а также Фондом Сороса (который инициирует программы в сфере здравоохранения, образования, ну и гражданских инициатив для развития идей открытого общества; в настоящее время Фонд Сороса в России не работает).
На самом сайте Московского центра Карнеги почти в каждом своем материале журналисты подвергают критике внешнюю политику России, при этом в списке сотрудников они не обозначены как эксперты в обсуждаемой ими области - только как журналисты...
К слову, в наблюдательный совет МЦК входил «прозападник» Борис Немцов, а также входит Владимир Познер, по словам которого (выступал 20 ноября этого года в Казани), грубо говоря, ислам - это плохо, гомосексуализм - это хорошо, который часто в материалах СМИ является экспертом в той или иной области, и который может быть каналом для донесения до нашего общества нужной МКЦ и его спонсорам информации… «Двух шутов» не освобождают от ответственности «Собчак – поручик Ржевский в женском обличии. Как хотите, так и воспринимайте ее. Собчак и Собчак себе. Но одно дело – одно тематическое направление, и другое дело – другое тематическое направление», выдержка из выступления эксперта заседания, профессора кафедры журналистики КФУ Светланы Шайхитдиновой.
«Прием «два шута», примененный в «Дороге к храму», - это когда можно говорить все, что хочешь. Однако придуманный прием не освобождает журналистов от ответственности. «Конструирование идеологической оппозиции, профанирующей ценности традиционной культуры мировых религий, распространение негативного стереотипа об исламе и других конфессиях является частью бизнес-проекта Сноб и характеризуют меру социальной ответственности нашего медиабизнеса», говорит эксперт Светлана Каимовна. И все же социальную ответственность для журналистов никто не отменял: во имя бизнеса ты участвуешь в изменении реальности через свои тексты, или ради чего-то еще.
А какая ответственность должна быть? Что может сделать «товарищеский суд» (как назвала Собчак заседание Общественной коллеги по жалобам на прессу)? Заставить дать опровержение? Чему? Сказанному: что мусульмане отрубают головы? («Мы ошиблись, в исламе не отрубают головы»?) Извиниться? За что? Если даже нет признания ошибки. Кто? Если портал не зарегистрирован в качестве СМИ, значит и извиняться не кому, - администрация не несет никакой ответственности за то, что публикует у себя, активно открещивается от своего продукта: юридически мы не СМИ – профессиональная этика журналиста не для нас, извиняться не будем. «Мера социальной ответственности должна быть. Социальная ответственность – это когда ты понимаешь, что тебя воспринимает не твоя только аудитория, а разная, огромная, совершенно неподготовленная – какая угодно…», продолжает свое экспертное выступление Светлана Шайхитдинова. «Да не ходит нормальная аудитория на Сноб!», - прерывает ее член ad hoc коллегии Леонид Никитинский. И все же есть потенциальная аудитория - та, на появление которой не рассчитывали, но которая оказалась, на портале, к примеру. Открытым остается вопрос: «Дорога к храму» - что это: непрофессионально выполненный инфопродукт или выполненная профессионально попытка разрушить основу нашего существования – нравственность?
Свой комментарий относительно текста дала кандидат филологических наук Айгуль Зиятдинова: «Здесь явно наметилась стратегия дискредитации. Состоит из нескольких тактик: тактика обвинения - прямое и непрямое обвинение, - разоблачение, насмешки и оскорбления. Тактика насмешки: «не богу писать надо, а в следственный комитет» - бог ставится в один ряд в один ряд со следственным комитетом, конечно, это обидно представителю любой религии, что в такой коммуникативный ряд попал бог. Слово айфон постоянно повторяется, чтобы выразить материальные благополучия имама («покрутил золотой айфон», «дорогой персидский ковер»; к слову, ислам не запрещает иметь материальные богатства – журналисты явно не подготовлены даже к подготовке материала – корр.), используются детали, чтобы сформировать чисто негативную позицию – это чистые приемы, здесь очень ярко видно это.
Есть тактика обвинения – обвинение в форме вопроса: «Считаете ли вы, что негативное отношение к мусульманам евроатлантической культуры, а русские это, безусловно, люди евроатлантической культуры, - связаны с тем, что мусульмане навязывают свое представление о добре и зле всем людям вокруг». Здесь нет прямого обвинения, что мусульмане навязывают, но вопрос сформулирован таким образом, что в нем заложена эта позиция (это попытка разобщить народы России, противопоставить их друг другу? – корр.)
В материале - единая цельная стратегия, которая пронизывает весь текст в целом, – это стратегия дискредитации: позиция отрицания нравственных ценностей, заложенных той или иной религией путем высмеивания отдельных деталей, связанных с религией: обрядов, религиозных атрибутов, обычаев, а также именно личности собеседника, который представляет религию. Здесь формируется негативное отношение к религиозным вещам. Также здесь использована стратегия дискредитации для формирования мировоззрения отречения от религиозного образа жизни в целом (модная Собчак vs отсталые приверженцы религии? – корр). Дискредитация основных позиций. Идет нравственный срез - то, что вообще с молодежью происходит сейчас. Внутренне, нравственное богатство – то, что нам дает религия, человечество на этом выросло, мы все так или иначе сформированы на этом, то есть мы пилим сук, на котором сидим, в данном случае». Словам филолога вторит мнение эксперта по текстам, этичности журналиста Светланы Шайхитдиновой: «Нормы профессиональной этики указывают на границы людей, создающих информационные продукты, на границы этического плана, которые мы можем применить для того, чтобы сказать «Коллеги, не ведите себя, как поручик Ржевский, обратите внимание, что вы здесь не просто лично выражающиеся персоны, не на коммунальной, простите, кухне, что в данном случае все равно все это будет вовлечено в определенные диалогические ряды.
Анализ, который я произвела, показывает, что перед нами - системный продукт. Мы понимаем, что любой информационный ресурс – это ресурс, и этот ресурс может приносить как финансовый, так и политический капитал. В данном случае, я полагаю, что этот медиапроект – бизнес-проект: там есть вип-персоны, таким образом формируется некое утверждение ценностей, идеологии бизнеса. Это не просто два человека пошли погуляли - это продвижение определенного идеологического продукта. В этом меня убеждает то, что происходит системная профанация базовых ценностей, условно говоря, отсталых, неэффективных традиционных культур и религий и использование такого манипулятивного приема, как стеб. Здесь такая ситуация: люди, которые являются лидерами мнений, используют приемы личностных коммуникаций, такие, как трикстерство и стеб. То есть это вне этического уровня.
Стеб в качестве стилевого приема обнаруживает идейное отсутствие журналистики в публикации. Формат агитации и пропаганды. Анализируемый текст является монологическим, тоталитарно не допускающим никаких других точек зрения, кроме авторской. Несмотря на то, что текст предъявлен в виде «диалога» в кавычках, это как будто бы интервью, но контекст создает совсем другую оценку. Ответы интервьюируемого на поставленные вопросы интерпретируются и концептуализируются строго на основе дискурсивной идеологии обозначенного Интернет-ресурса. В этом и заключается основное нарушение профессиональной этики.
Под видом журналистского формата интервью-полилог с репортажными вставками, иллюзией авторской свободы потребители потребляют информационный продукт с тенденциозным контентом. Здесь я вижу основу для манипуляций. Эта ситуация называется «дурят нашего брата». «Дурят нашего брата» Об околорелигиозной деятельности Московского центра Карнеги нам рассказал протоиерей Чаплин. Заключил свою речь Всеволод Анатольевич так: "...Так что внешнее воздействие на религиозную жизнь страны достаточно очевидно". Добавить нечего. «…Мы считаем принципиальным, что контент будет править миром. Поэтому акцент нужно делать на создании контента креативного, неординарного, который потом будет обязательно продаваться» (М. Д. Прохоров, создатель медиагруппы «Живи!», в которую до 2013 года входил «Сноб»): «два шута» понесут ответственность? Конечно, текст «Дорога к храму» не связан со специальными представлениями Собчак или Красовского об исламе (наиболее резкая именно первая часть «литературного» «квартета» об исламе), скорее, как заметила заместитель председателя Госсовета Татарстана Римма Ратникова, с их отсутствием.
И, конечно, сами журналисты Собчак и Красовский вряд ли смогли бы дать оценку своему тексту, грамотно проанализировать его с разных сторон. Скорее всего, текст, интервью делались стихийно, возможно даже идея этого материала тоже пришла стихийно. Возможно, это не профессионализм, тонко подтачивающий то, что якобы нужно подточить, а нечто интуитивное, непродуманное, сделанное по наитию, ради ажиотажа и пиара, для увеличения посетителей на сайте, на продажу. Просто стеб. Голый - стеб ради стеба, за которым ничего не сокрыто… "Я считаю, что тенденция желтизны во всем мире неизбежна. Соответственно, желтизна хороша тем, что она, с одной стороны, продается, а с другой стороны, разрушает элиту. Поэтому в некотором смысле проект Snob — это не просто проект из идеологических соображений, консолидирующий думающую элиту, а совершенно бизнесовый», такие слова Михаила Прохорова передает личный сайт политика и бизнесмена. Семинары, о которых говорит Всеволод Чаплин, материалы в СМИ на очернение религии как основы нравственности - заказные или нет... Не примечательно (ведь до 2013 года ООО «Снобмедиа» входило в группу компании ОНЭКСИМ Прохорова), что Сноб.ру попал в список партнеров Фонда Михаила Прохорова, партнером которого, к слову, является также Фонд Доноров, все участники которого - а это в своем большинстве иностранные агенты в России - могут сотрудничать друг с другом…
Но примечательно, так же к слову, что Фонд имени Михаила Дмитриевича занимается подготовкой журналистов, а при этом материалы (вернее один из - тот, что проанализирован экспертами), можно сказать, бывшего журнала Прохорова - это вовсе не журналистика. «Мы считаем принципиальным, что контент будет править миром. Поэтому акцент нужно делать на создании контента креативного, неординарного, который потом будет обязательно продаваться. Через дешевые средства передачи сигналов», слова Михаила Дмитриевича, выдержка из интервью с бизнесменом, опубликованного на сайте Прохорова. Если контент будет править миром, и текстологическая реальность будет еще больше влиять на мнения людей о том или ином и на объективную реальность, нашу жизнь, то социальная ответственность журналистов, редакций, порталов, пусть даже не зарегистрированных в качестве СМИ, должна быть, конечно, в разы выше, чем проявляют ее некоторые представители сферы массовой информации сейчас. Не наоборот. А «тенденция желтизны неизбежна» и «контент будет править миром, поэтому акцент нужно делать на контенте, который будет продаваться» - несочетаемое сочетание. Возможно, не главное делали «Дорогу к храму» на западный заказ (для европеизации, "продвижения" нашего общества, выведения нас из традиционности, ухода от устоев и "отстоев", таких, как религия) - за грант или для желтизны, без смысла - для лучшей продажи (ажиотажа, эпатажа) - "все на продажу". Не главное, ведь есть то, что есть (материал, от которого открещиваются, материал, за который даже ответить никто не может и скрывается даже от «товарищеского суда», как назвала заседание Коллегии один из корреспондентов, подготовивших материал «Дорога к храму»), прикрываясь письмами. Ведь продаться и опуститься, чтобы выгодно продать, - одно и то же. Не важно, только по причине – недодуманности - или с целью - подавления традиционности в нашей стране - выполнен материал. Или журналисты хотели просто эпатировать (тщеславие и меркантильность, гранты, наверное, могут сделать человека каналом, проводником чужих идей: он сделает все за деньги и для эпатажа)?
Важно одно: все это очень похоже на провокацию беспорядков, и, наверное, подобные материалы должны разбираться не Коллегией по жалобам на прессу - не «товарищескими судами» (и даже, возможно, не юридическими (юридический суд может доказать наличие экстремизма в тексте, но может и опровергнуть, а текст есть…)).
Такие материалы, массовые информационные продукты, несущие в себе духовно отравляющие элементы, должны дискредитироваться на более высоком уровне, решение которого имело бы не рекомендательный, а принудительный характер. …И если «Дорога к храму» - профессиональная журналистика, а каноны определенной религии призывают отрубать головы, то профессиональные журналисты, формирующие текстологическую реальность, которая влияет на реальность самую обыкновенную («контент правит миром»), обязаны были не многословно и бессодержательно говорить, а поставить четкий вопрос: может ли существовать эта, конкретная, религия?
не опубликована