Автор: Татьяна Зыкова. Город: г. Абакан (Республика Хакасия). Добавлено: 24.11.2015.
Просмотров: 5121
Это все о ней. О древней письменности, которую мы можем видеть на скалах и каменных стелах Хакасии. Кстати, вы знали, что письменность в Южной Сибири появилась примерно на три столетия раньше, чем в Киевской Руси? Временем ее появления считается VII в. нашей эры!
Если с одним из названий письменности – «древнетюркская» – все понятно, то остальные вызывают недоумение. Оказывается, енисейское письмо называют «руническим» условно, из-за внешнего сходства его знаков с европейскими рунами. А «орхоно-енисейская» – наименование географическое, сложенное из имен двух рек, в долинах которых были найдены древние письмена.
К XVIII веку эта письменность уже не использовалась (почему – еще предстоит уточнить ученым). Их открыла для науки одна из первых экспедиций, снаряженных в наши места после «прирастания» России Сибирью: под руководством Даниила Готлиба Мессершмидта. В 1721 году на территории сегодняшней Хакасии (неподалеку от речки Уйбат) ею была обнаружена стела, испещренная таинственными знаками. Г. Федоров-Давыдов описал это так: «Взволнованные путешественники зачарованно разглядывали «немой» монолит, который, однако, мог бы заговорить, если бы нашелся человек, сумевший прочитать загадочное письмо. Переводчик Кратц подтолкнул к каменной стеле проводников-хакасов. «Что это?» – спросил он и услышал в ответ: «Пичиктиг тас» т. е. «Камень с надписью». Но, увы, хакасы к тому времени разучились читать древние тексты и не знали, кто и когда их высек на камне и для чего был установлен здесь высокий обелиск». Художнику Шульману поручили в подробностях зарисовывать находку. Теперь на ее месте в Усть-Абаканском районе стоит памятный знак, называемый «камнем Мессершмидта».
Продолжением истории с загадочными письменами стала экспедиция в Монголию ученого Николая Ядринцева в 1889 году. Во время нее в долине реки Орхон были найдены каменные стелы с тысячами рунических знаков, похожих на обнаруженные Мессершмидтом.
Разгадать их помог счастливый случай, каковым стала находка Н. Ядринцева – рунические знаки, продублированные китайскими иероглифами. Благодаря этой зацепке датский профессор В. Томсен в 1893 году подобрал ключ к орхоно-енисейской письменности. А русский ученый В. Радлов прочел и перевел известные древние надписи.
Оказалось, что в древние времена наши места населяли люди грамотные. Причем грамотность была распространена широко. В подтверждение этого известный тюрколог Игорь Кызласов пишет о том, что надписи выбивались не только на каменных стелах и скалах, но и на предметах быта и даже на монетах.
Этот ученый заостряет внимание, что надписи на скалах Саяно-Алтая обычно «носят религиозный характер». Они не предназначались для чьего-то прочтения. То есть были своего рода молитвами. О чем просили люди? «Вложите совершенную душу», – пример «скальных» просьб, обнаруженный неподалеку от пос. Фыркал.
Эпитафии на погребальных стелах, напротив, были рассчитаны на то, что их будут читать. Кстати, они составляют большинство рунических надписей долины Енисея. Они написаны от лица умерших и рассказывают об их судьбе и заслугах. Это – не только важный источник, знакомящий нас с жизниью в давние времена, но самобытные произведения древнетюркского творчества, имеющие литературную ценность. К примеру, «надписи в честь Кюль-Тегина, Бильге-кагана и Тоньюкуку с точки зрения их жанровой характеристики можно считать историко-героическими поэмами». Сегодня любители истории и ценители литературы без труда отыщут в библиотеках и Интернете статьи и даже книги с переводами эпитафий, в том числе поэтическими.
Орхоно-енисейская письменность до сих пор таит много загадок. Например, ученые не пришли к единому мнению: почему ею перестали пользоваться? Как она возникла? Была ли еще более древняя письменность, давшая начало древнетюркской? Ее образцы не найдены. Пока. Кто знает, быть может, они когда-нибудь отыщутся на скалах или древних стелах Хакасии? А еще с большой долей вероятности там «найдутся» неизвестные орхоно-енисейские надписи, ждущие своих исследователей. А значит, не исключены новые громкие открытия
Кстати, Хакасия – единственный регион в России, в которой законодательно утверждены Дни тюркской письменности и культуры. Они проходят с 2004 года. Обычно посвященные им мероприятия длятся не менее двух недель. А за условную точку отсчета для них взято третье воскресенье сентября.
Татьяна ЗЫКОВА
Фото автора
(Газета со статьей в формате .pdf размещена по ссылке:
http://abakan-news.ru/gazeta/arhiv-gazety-abakan/arhiv-gazety-abakan-2015/)
Еженедельная городская газета "Абакан" (Республика Хакасия, г. Абакан), № 38 за 23-29.09.2015 г. (стр. 17)