Автор: Татьяна Зыкова. Город: г. Абакан (Республика Хакасия). Добавлено: 24.11.2015.
Просмотров: 4855
В декабре 2014 года Школа польского языка и культуры, работающая при Культурно-национальной общественной организации «Полония» Республики Хакасия, отмечает 20-летний юбилей.
Сегодня ее учителя и ученики представляют Хакасию на разных уровнях (в том числе – международном). Они – активные участники фестивалей, форумов, тематических выставок, конкурсов и концертов. Одна из «визитных карточек» школы – ансамбль «Сибирский краковяк», который знают далеко за пределами республики. О значимых страницах истории школы рассказал один из людей, стоявших у ее основания, председатель правления Культурно-национальной общественной организации «Полония» РХ Сергей ЛЕОНЧИК.
– Сергей Владимирович, кому и как пришла идея организовать в Абакане изучение польского языка и культуры в виде школы?
– Эта идея возникла в моей голове после того, как еще студентом филологического факультета Абаканского пединститута я побывал на летних языковых курсах в Познани. Тогда же появилась мысль основать польское общество для лиц польского происхождения и всех интересующихся польским языком и культурой, что удалось осуществить в 1993 году.
В то время польским языком в Абакане владело мало людей: я, преподаватель Абаканского пединститута Г.И. Панова и еще несколько человек. А желающих его изучать (как язык предков или просто интересный славянский язык) оказалось много. Открытие польской школы было необходимостью, и мы ее организовали. Замечу, что школы польского языка начали появляться в России в 1991–1992 гг. В то время они работали в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Томске и Красноярске.
Немногие тогда мне верили и помогали в осуществлении идей. Ведь мне было всего 22 года. На тот момент я был самым молодым председателем польского общества в мире (их на всех континентах было более трех тысяч). Вначале я не получал никакой поддержки ни от властей города и республики, ни тем более со стороны консульства Республики Польша. Тем ценнее была поддержка энтузиастов, таких как К.Р. Кызласова и Л.Б. Кочетова.
Времена были тяжелые, но я вспоминаю их с большой благодарностью! У людей не было денег, у властных структур – тоже. Однако финансовые трудности не отбивали человеческое желание помочь. Нам оказывали посильную поддержку.
– Программы обучения в подобных школах необычные. Как появилась та, по которой работали у нас?
– Ни методических знаний, ни учебников сначала не хватало. В библиотеках нужная информация отыскивалась по крупицам. А ведь тогда не было Интернета! Меня спасал методический журнал для преподавателей польского языка, который мне высылали из Польши.
В марте 1994 г., еще до открытия школы, меня пригласили в Москву. Московский Институт повышения квалификации проводил там курсы повышения квалификации учителей польского языка. На них я познакомился с преподавателями польского языка со всей России и с руководителем кафедры славянских языков МГУ профессором В.Я. Тихомировой. Она ввела меня в мир российских полонистов.
Написать программу по преподаванию польского языка, рассчитанную на 5 лет обучения в учреждениях дополнительного образования, мне удалось благодаря методическим рекомендациях профессора Тихомировой. Эта авторская программа «Польский язык. Начальный курс. Основной и продвинутый курс» стала одной из первых в России. Ею долгое время пользовались и наши педагоги, и их коллеги из других городов.
– Где и в каких условиях проходили первые занятия в Абакане?
– В 1994 году мне, уже как молодому выпускнику филологического факультета, предложили вести польский язык в Центре детского творчества г. Абакана. Его директор, Л.Д. Ячина приняла меня очень доброжелательно. Моим наставником стала Л. Кабаева, которая работала методистом научного направления в ЦДТ и одновременно была организатором украинской воскресной школы (так как сама – этническая украинка).
Преподавать украинский и польский языки мы с ней начинали в ЦДТ вместе. К сожалению, желание изучать украинский изъявило немного людей. В то же время класс, выделенный для занятий польским языком, не вмещал всех желающих. Приходили люди разных возрастов, целыми семьями. А некоторые и приезжали – из Минусинска и Саяногорска! Я просто падал от усталости после субботних и воскресных уроков!
– Какие достижения школы за двадцать лет вы считаете самыми значимыми?
– Главным достижением я считаю то, что школа развивается (сейчас она работает на базе республиканского Центра дополнительного образования детей). Сегодня в ней, кроме польского языка, изучаются музыка и хореография, а также фольклор и прикладное творчество Польши.
– Приведите примеры возможностей, которые дает выпускникам обучение в школе?
– Их много. Например, это возможность бесплатно обучаться в вузах Польши. Сейчас их студентами являются более десяти наших выпускников школы, а сорок уже получили дипломы. Три человека пошли еще дальше и защитили кандидатские диссертации по филологии польского языка и истории.
Знание польского языка пригодилось и тем, кто не связал свою жизнь с Польшей. Например, нашим выпускникам, ставшим юристами и таможенниками. Также мы сотрудничаем с Торгово-промышленной палатой РХ: некоторые ее переводчики, знающие (прежде всего) английский язык, изучали в нашей школе польский. И он им помогает в работе
– Поделитесь проблемами, которые мешают работать.
– Надеюсь, что все трудности, связанные с напряженными российско-польскими отношениями, постепенно разрешатся. Независимо от политической ситуации, наши учителя и ученики всегда вне политики.
Беседовала Татьяна ЗЫКОВА
Фото автора
(Газета со статьей в электронном виде (формат .pdf) размещена по ссылке:
http://abakan-news.ru/gazeta/arhiv-gazety-abakan/arhiv-gazety-abakan-2015/ )
Еженедельная городская газета "Абакан" (Республика Хакасия, г. Абакан), № 2 за 14-20.01.2015 г. (стр. 12)