Экономические симулякры и 360 млрд рублей, слом мозга и новая парадигма для Дагестана: кто ответит за реализацию нацпроектов в 2024 году? Экономист Маир Пашаев о совещании Совета Безопасности РФ по вопросам стратегического планирования, системном сбое в Дагестане и новых реалиях вертикали власти.
Секретарь Совета безопасности подчеркивает, что отсутствует стратегия социально-экономического развития страны. Но почему совещание по стратегии проводит секретарь Совбеза Патрушев, а не, к примеру, премьер Медведев?
Социально-экономическое состояние страны, экономический рост и приоритеты долгосрочного развития – вопросы стратегической безопасности. В этом плане, стратегия страны, в том числе прерогатива Совета безопасности РФ. В 2013 году был утвержден Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Действующее законодательство предусматривает разработку одного из основополагающих документов стратегического планирования – Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период (ст. 16 Федерального закона от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"). Впервые вопросы разработки Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года обсудили еще в начале 2015 года, а с июля 2015 года Экспертный совет при правительстве РФ начал работу над разработкой Стратегии-2030.
Слишком много целей, задач и столько же неопределенности на таком длинном горизонте: цели государства на долгосрочный период, глобальные тенденции, необходимость смены траектории развития, вопросы другой структуры экономики, экономического роста, векторов отраслей, взаимодействия государства и бизнеса , эффективности, конкурентоспособности, глобального позиционирования России в мире. Кроме того, с учетом роста спроса и развития экономики в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, одним из приоритетов считался поворот на Восток и восточный вектор развития. Россия вступила в затяжной санкционный период и адаптация к новым политическим и экономическим условиям идет непросто. Хотя определенную адаптивность Россия демонстрирует.
Но пока документ не принят, а 7 мая 2018 года вышел Указ №204 Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года». Вполне возможно, что в настоящее время поставлена задача выработки новой доктрины Стратегии-2030 РФ, с учетом Указа №204.
Секретарь Совбеза также отмечает, что не принята стратегия пространственного развития России. В чем суть этой стратегии?
Документ чрезвычайно важный. Стратегия пространственного развития до 2025 года определяет 12 макрорегионов, 122 перспективных центра экономического роста, 53 геостратегические территории страны. Правительство России согласовало итоговый вариант стратегии пространственного развития, последнюю редакцию документа обсудят с губернаторами регионов на Российском инвестиционном форуме в Сочи 14-15 февраля. После утверждения будет разработан план реализации стратегии, начиная с 2020 года. Большое значение в документе придается как городским агломерациям, так и развитию сельских территорий. Одно из основных направлений стратегии - повышение устойчивости, прежде всего, системы расселения, а также уровня развития экономики и социальной сферы.
Подчеркнуто, что важным шагом в совершенствовании государственного управления должно стать безусловное выполнение майского Указа №204 Президента РФ В.В.Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года». Насколько проработан в Дагестане данный Указ и каковы прогнозы его реализации?
Сегодня правительство РФ опубликовало окончательные объемы финансирования и задачи национальных проектов.
Указ определил цели и задачи на весь четвертый президентский срок, до 2024 года, по 12 стратегическим направлениям: демография; здравоохранение; образование; наука; культура; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; цифровая экономика; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт.
Для достижения целей по каждому направлению сформированы 12 национальных проектов (инфраструктурный план считается 13-м нацпроектом). В каждый нацпроект включено от трех до 11 федеральных проектов.
Стоимость реализации национальных проектов составляет 25,7 трлн руб. до 2024 года. Из них 13,2 трлн руб. выделит федеральный бюджет, 7,5 трлн руб. найдут во внебюджетных источниках, проекты на 4,9 трлн руб. профинансируют бюджеты регионов. Еще 147,8 млрд руб. возьмут из средств государственных внебюджетных фондов.
Есть два способа выполнения Указа №204, достижения регионом заданных указом параметров. 1. Согласование сценарных условий развития региона со сценариями социально-экономического развития РФ. В данном случае, согласование с планами, программами, бюджетом региона через участие региона в нацпроектах. 2. Стратегическое рыночное планирование региона и инвестиционное развитие. Не менее важное направление реализации нацпроектов, без которого первый способ не обеспечит результат.
Что касается Дагестана, первый способ уже начинает давать системный сбой. Это и неисполнение бюджета Дагестана 2018 года, печальные экономические итоги года, неосвоенные 12 млрд. рублей, и в то же время, попытки срочно разработать Стратегию-2035 РД, согласованную с нацпроектами. Для чиновников Указ 204 президента РФ - слом мозга, новая парадигма, которую они вряд ли способны понять, переварить, исполнить. Второй способ для них – из области неизведанного, невозможного, что они никогда не делали, а если и делали, то с треском провалили. Все знают, чем закончились Стратегия-2025 РД и крупные инвестиционные проекты.
Теперь объявлено о некой республиканской программе: за шесть лет на строительство 372 объектов в Дагестане планируется потратить 360 млрд. рублей. Вместо того, чтобы экономически развивать муниципалитеты, отрасли, кластеры, создавать Махачкалинскую агломерацию, другие центры экономического роста, в целом, наращивать доходы региона, наши горе-экономисты резко увеличивают безвозвратные затраты. Деньги при этом просят у центра. В ходу вся та же старая присказка: дайте нам побольше денег, а мы на ваши деньги построим в Дагестане сказку.
В пресс-релизе Совбеза выделяют важность обеспечения нацбезопасности страны. Это просто красивые слова или Москва вынуждена способствовать развитию регионов в условиях ужесточения внешних санкций и усиления политики изоляции, тем самым снять социальное напряжение? Что Москва хочет донести регионам данным совещанием? Повысится ли спрос с чиновников на местах?
Дагестану Москва ранее уже довела свою позицию. Причем, зачистка, насколько известно из последнего отчета прокурора республики, продолжится. Но теперь в республике другая крайность – каждый «варяг» создает свою башню власти. Причем, остались у власти, и кто входил в команду Абдулатипова, включая главного идеолога бюджетного воровства и коррупции. Теперь им будет поручено освоить 360 млрд. рублей? Мы что, ждем, добиваемся, кризиса В.Васильева? Дагестану ни новый кризис власти, ни новое ухудшение экономики не нужно. Не выгодно.
Можно поставить вопрос по-другому: готовы ли дагестанцы жить хуже? Нет, не готовы – они и так жили плохо. Поэтому, малейшие изменения каких-то факторов, будь то стоимость проезда, цена на газ или вопрос границ вызывает возмущение и массовое недовольство граждан. Наступать на те же грабли, на которые наступил Абдулатипов, вряд ли стоит. В свое время я публично предсказал досрочные отставки двух предыдущих руководителей Дагестана и они случились. Не только предсказал, но и обосновал: по каким признакам, в силу каких факторов, ошибок и прочих их деяний, почему досрочные отставки.
Ситуация не лучше и сегодня: или Глава Дагестана В.Васильев сменит свою команду и свою политику, от тактических задач перейдет к стратегическим, проведет стратегический анализ региона и перейдет к стратегическому планированию территории, при этом выйдет из «колеи» на траекторию экономического роста, изменит вектор государственных расходов от безвозвратных затрат к инвестированию, или возможна скорая досрочная отставка. Пришел человек с большим багажом и сильным имиджем, и надо бы такой капитал реализовать правильно. Думаю, в Отчете Главы Дагестана Народному собранию 28 февраля мы найдем ответы на новые вызовы.
Что означает приезд министра экономики М.Орешкина в Дагестан? Москва проводит мониторинг принимаемых в регионах стратегических документов, к примеру, бюджета Дагестана? Достигнутого уровня управления, состояния реального сектора экономики? Есть ли повод для беспокойства и что изменится в связи с визитом?
Его приезд не случаен. Министр экономики мог быть недоволен отрицательными итогами Дагестана за 2018 год, которые тянут вниз статистику по стране. М.Орешкин по прилету в аэропорт продемонстрировал более чем наглядно. Ведь раньше Дагестан всеми правдами и неправдами прибавлял в общий котел страны. Конечно, федеральный министр мог напомнить: мы вам деньги выделяем больше всех в стране, а вы нам?
Но для министра не менее важен анализ участия республики в реализации нацпроектов и требуемые на это объемы федеральной помощи. Дамоклов меч нацпроектов висит над всеми одинаково: 360 млрд. рублей федерального финансирования только строительства объектов, не зря озвучили в дни визита министра. Абдулатипов при принятии федеральным центром программы опережающего развития Дагестана в 2014 году был относительно скромен: требовал всего лишь 200 млрд. рублей. Если помните, в итоге дали только 37,5 млрд. рублей на несколько лет, и не все деньги поступили, программа не исполнена.
Что изменится? Прежние экономические симулякры, которые на все случаи жизни чиновниками заготовлены, выстроены в ведомственных отчетах, отрабатывая, в том числе федеральные деньги, затем проваливая программы, целые отрасли, далее не актуальны. Если внимательно изучить такого рода доклады о грандиозных достижениях, отчеты, цифры роста, выясниться, во-первых, что они приукрашены, а реальное положение вещей совсем другое. Свежий пример симулякра – заявленный рост дагестанского экспорта баранины в 26 раз. На самом деле, раньше баранину отгружали не меньше, а скорее, в разы больше. Но с приходом Васильева «окна» на границе частично прикрыты, а с арестами высокопоставленных дагестанских чиновников их схемы нелегального вывоза баранины дали сбой. Следом в республику зачастили те, кто перестал получать баранину в Азербайджане, Иране и вдруг все узнали о высоком спросе на дагестанскую баранину. Можно добавить, что и баранина больше транзитная, со Ставрополья, Калмыкии – дагестанской она становится при пересечении границы.
Во-вторых, отчитываются по освоению денег: количеству построенных объектов, объемам закупок, расходам бюджета. Качественные параметры, происходящие отрицательные процессы, низкая эффективность расходуемых средств, исключаются из отчетов. Яркий пример симулякра – Самурский водовод. Сколько объектов незавершенного строительства в Дагестане? Сколько инвестиционных проектов в последние годы завершились крахом? Сколько объектов построены, но не смогли запустить? И симулякр из ряда вон выходящий, преступный – задолженность Дагестана за газ, электроэнергию в размере 1 млрд. долларов. Т.е., отчитывались о росте экономики, в то же время накапливали долги. И это не все долги республиканских предприятий, муниципалитетов.
В совещании в Совбезе участвовал и полпред СКФО А.Матовников. Следует ли ожидать скорую корректировку стратегических планов в регионах СКФО и смену экономической политики?
Указом №204 поручено повысить транспортную доступность и связность регионов, в целях ускорения экономического роста. И заявления о ненужности блок-постов прозвучали после Указа. Повышает свою активность по отношению к регионам СКФО Министерство по делам Северного Каваказа, «Курорты Северного Кавказа», Корпорация развития Северного Кавказа. Некоторые корректировки озвучены, думаю, на инвестиционном форуме в Сочи следует ожидать обновленные программы, проекты. Ранее в адрес указанных ведомств не раз прозвучала жесткая критика федерального центра. Были озвучены крайне нелицеприятные результаты проверок Счетной палаты РФ.
Федеральный центр усиливает свое присутствие в Дагестане путем посадок чиновников и назначения на их место русских или «взращенных» на Руси дагестанских кадров. Достаточно вспомнить недавний перевод из Москвы в Махачкалу Салмана Дадаева. В этом тоже присутствует элемент нацбезопасности?
С реализацией Указа №204 в России выстраивается новая вертикально интегрированная система управления – раз так, то эта система совсем скоро придет и в Дагестан. Приведение к порядку не может быть долгим: в Указе №204 вовсе нет такого критерия, достижения, как приведение к порядку. Указом обозначены конкретные направления реализации, модернизации региона, целевые показатели, сроки. А приезжие, могут в любое время уехать. И даже С. Дадаев – ведь он, как бы, не просился на должность. В связи с этим нельзя не спросить: кто ответит за реализацию Указа, скажем, в 2024 году?