Министерство РФ по делам Северного Кавказа вместе с властями Дагестана в 2019 году актуализируют планы по развитию прибрежного Каспийского кластера. Об этом сообщил глава ведомства Сергей Чеботарев. Глава Минкавказа также пояснил, что для дальнейшего развития курортов правительством предусмотрено выделение бюджетных инвестиций в размере 4,5 млрд рублей ежегодно на период 2019-2021 годов. После 2020 года начнется второй этап развития курорта «Матлас» в Дагестане. О формировании туристического кластера в Дагестане и его состоянии на сегодняшний день РИА «Дербент» поговорило с экономистом Маиром Пашаевым. По словам Пашаева, имея огромный туристско-рекреационный потенциал, Дагестан отстает в плане развития туризма.
«К сожалению, с момента создания северокавказского туристического кластера и ОЭЗ – в Дагестане в нее включены территории Карабудахкентского, Каякентского, Дербентского, Магарамкентского районов (морской кластер) и территория Матлас в Хунзахском районе (горный кластер) - за восемь лет, мало что, сделано. Причины такого отношения непонятны: ведь свои планы в остальных регионах «Курорты Северного Кавказа» практически реализовали или продолжает. Имея огромный туристско-рекреационный потенциал, Дагестан отстает в плане развития туризма.
В конце 2012 года по договору с ОАО «Курорты Северного Кавказа» я разрабатывал комплекс маркетинга для реализации их планов по созданию туристического кластера в Дагестане и могу сказать, что планы по Дагестану были грандиозные. Но за 2012-2018 годы в Дагестане были только проведены работы по выделению земель под особую экономическую зону, проектно-изыскательные работы для строительства горнолыжного курорта «Матлас» и частично работы по обустройству дорог и инженерных сетей данной инвестиционной площадки, за счет республиканского бюджета. Добавлю, что после реконструкции открыт Гимринский тоннель.
Тема создания горнолыжного курорта Матлас обсуждалась особо активно с 2013 года, в период правления Р.Абдулатипова. Проводились форумы, другие мероприятия, но каких-либо значимых инвестиций не последовало. Так называемый якорный инвестор строительства горнолыжного курорта, компания «Сумма», почему-то откладывала свои основные инвестиции на 2018-2019 годы. Теперь у «Суммы» другие проблемы и вопрос привлечения нового якорного инвестора для строительства горнолыжного курорта Матлас остается открытым. Но это еще не все беды «Матласа», как горнолыжного курорта. За период с 2012 года по настоящее время на Северном Кавказе созданы или реконструированы несколько горнолыжных курортов: «Роза хутор» в Сочи, «Ведучи» в Чеченской республике, «Армхи» в Ингушетии, «Цей» в Северной Осетии, «Лагонаки» в Адыгее, «Чиндирчеро» в Дагестане. И традиционный лидер в сфере зимнего отдыха и горнолыжного туризма «Архыз», тоже развивается. В связи с этим возникают вопросы: какого формата и масштаба может быть горнолыжный курорт «Матлас» теперь, будут ли пересмотрены его концепция и проект?
Что касается прибрежного сегмента кластера, морского кластера, то здесь ситуация крайне непонятная: о каких-то планах и проектах вовсе ничего не известно. Но теперь Минкавказ и «КСК» в Дагестане ждут новые вызовы. Во-первых, объявлено о планах строительства в Дербенте аэропорта и морского порта. Если такие планы на самом деле актуальны, то придется пересмотреть всю концепцию туркластера в Дагестане. Во-вторых, начаты работы по разработке мастер-плана Дербента и озвучены планы создания новой базы туриндустрии. Значит, их необходимо знать, учитывать, чтобы не происходило дублирование. По Дербенту остается открытым еще и вопрос включения в северокавказский туркластер историко-культурного сегмента кластера.
И, в-третьих, принято решение о создании Махачкалинско-Каспийской агломерации. В связи с этим, хочу пояснить особо. Карабудахкентский район, включенный в ОЭЗ туркластера, имеет особый статус, но теперь является частью Махачкалинско-Каспийской агломерации. Было бы целесообразно включить в туристическую ОЭЗ всю территорию агломерации – соответственно, добавить территории Махачкалы и Кумторкалинского района. Кроме того, если ранее ядром туркластера в Дагестане де-факто считался Дербент, то с созданием Махачкалинско-Каспийской агломерации, масштабной реконструкцией аэропорта, планами создания в морском порту сектора пассажирских перевозок, появляется второе и более сильное ядро туристического кластера в Дагестане».