Не так давно мы отпраздновали 60-летие со дня полёта в Космос нашего первого лётчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина!
Позвольте поведать Вам о том, как в то время, когда в нашей стране, в СССР - ликовали, в Америке - от такой новости буквально страдали… и сразу стали думать о том - «как же отмстить этим неразумным хазарам, то бишь, этим слишком умным Советам, ведь первой должна была быть она - Америка и вдруг …»?! (Говоря по-современному - какие же санкции им, то есть, нам - предъявить)?
Хотеть-то хотели, но как это осуществить? 1961-й год, а Советский Союз - мощная, единая, очень сильная тогда Держава, с огромной
территорией, ресурсами и т. п. Поэтому стали выжидать удобного момента, а своего добились, аж в конце 80-х - начале 90-х годов, лет эдак через 30! Уже у нас и Страна другая, не менее сильная, но маленькая Россия! Это сколько же лет они всё не могли забыть о нашей тогдашней победе в Космосе и всё обдумывали как бы нас побольнее наказать!
Вот и посчитала нужным рассказать - с чего они решили начать - это разрушить наше образование, чего, к огромному сожалению, им тогда и удалось. Откуда знаю?
Надо сказать, мне в жизни очень крупно повезло, так как честь имела много лет общаться, печатать работы уникального, потрясающе интересного Человека, Учёного, Доктора экономических наук, Профессора, Члена-Корреспондента Российской Академии Наук (РАН), Чрезвычайного и Полномочного Посла в Замбии, а затем - в отставке, Директора Института Африки АН СССР (1964-1976 г.г.), Почётного Доктора двух зарубежных Университетов, Кавалера двух Орденов Трудового Красного Знамени - Солодовникова Василия Григорьевича.
Узнав, что я - педагог (русск., англ.), Василий Григорьевич вдруг спросил: «А вы знаете, как американцы разрушили образование наше»? Нет, конечно же, не знала, но было очень интересно.
И Василий Григорьевич, как очевидец, стал вспоминать:
«Я в это время находился в США как Заместитель Постоянного Представителя СССР при ООН, в Нью-Йорке. И вот - 1961-й год, 12 апреля - полёт в Космос Юрия Алексеевича Гагарина! У нас, дома - в СССР ликовали, а для американцев это стало настоящим шоком, чёрным днём! Их первыми словами были - «Это неправда, обман! Этого не может быть! Мы должны были быть первыми! Это - ложь, враньё!». Так они повторяли всё время, пока Гагарин облетел вокруг «Шарика» 1 раз и в Космосе он был ровно 80 минут. А как только приземлился, они же с возмущением стали утверждать: «Это мы должны были быть там первыми! Америка, а не СССР»! Их возмущению не было предела. Три дня не работало ни одно Правительственное учреждение, никто не отвечал на телефонные звонки. И решили они изучить наше образование, что вскоре и сделали. Создали специальный отдел, который и занялся этим вопросом. А в итоге - они выпустили книжку, под названием: «Чего знает Иван, того не знает Джон». Ну, а дальше - уж дело техники, как говорится. И действительно, уже в конце 80-х годов их авантюра удалась, так как у нас на самом деле изменилось образование и далеко не в лучшую сторону, как, к сожалению огромному и вся Страна наша. Ясное дело, ведь не зря в народе говорят: «Ломать - не строить, ума особого не надо». Сплошь и рядом стали появляться ошибки в разговорах, в газетах и даже в телепередачах, что в советское время было совсем не позволительно.
Вот несколько примеров, чтобы убедились - это не просто слова-обвинения. Первым делом, исчезла куда-то буква ё, нет, она на месте к счастью на клавиатурах, но в печатных изданиях стали писать - летчик, ежик, мед и др., и такая участь постигла все слова с буквой «ё». Представьте только - летчик-космонавт - ну не звучит! И сейчас ё почему-то игнорируют… А вот другой пример: вдруг услышала по ТВ - евойная, - ейная… я даже вздрогнула, не сразу поняла, а когда дошло - удивилась - неужели всё это так легче произносить, чем просто сказать -его, её… Это где же их так учили?
Об ударениях неправильных целую книгу можно написать. Кстати, вот ещё правило, которое тоже игнорируется и сейчас. Например: о доме - об оглашении, о сумме - об аренде. Так просто! Почувствовали, какая разница: о – об? Остаётся только применять давно существующее правило. Это лишь маленький пример, на деле можно много ещё примеров привести об ошибках в речи. Сегодня же мы говорим о другом. Простите за такое отступление, и вернёмся к нашей теме.
А теперь - как было тогда:
…Тут же появились новые учебники американизированные, как-то незаметно исчезли, так сказать, «канули в лета» те наши добрые, старые учебники, по которым успешно училось не одно поколение советских детей. Новые же учебники были журнального типа, с именами в заданиях - Майк, Джон, Энн и т. п., да и по весу они были тяжёлые, для детей - неудобные и даже очень. И школы резко изменились, исчезли кружки, воспитательная работа, многое чего, словом, совсем стали не такими, в которых учились мы - дети Советского Союза!
Но сегодня речь пойдёт об очень интересном человеке и это - Василий Григорьевич Солодовников - настолько незаурядный, с такой необычной судьбой, что позвольте о нём ещё немного рассказать - вспомнить основные вехи его жизни.
Родился 8 марта 1918 г. в селе Черноречье, Самарской губернии, в семье староверов. Окончил начальную школу, работал в колхозе, в совхозе. Таково начало его пути. А дальше - студент Рабфака Института в Куйбышеве, окончил с отличием. В 1943-1946 гг. - слушатель Всесоюзной Академии Внешней Торговли в Москве. Далее - всё выше и выше, с 1961 г. - работал в МИДе СССР - Директором отдела в Секретариате ООН. В 1963 г. Солодовникову присвоили Дипломатический Ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1-го класса. Директор Института Африки (1964-1976 гг.). Его называли одним из архитекторов советской внешней политики на Африканском Континенте, последовательным борцом с апартеидом. В 1976-1981 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол в Республике Замбия.
Написал 12 научных монографий. В 1976 г. за монографию - «Африка: борьба за независимость» был удостоен Международной Премии Льва (Италия) - «За лучшее произведение по проблемам Африки, созданное не африканцем».
Был награждён отечественными и иностранными Орденами и Медалями, а самое выдающееся - награждение Орденом ЮАР «Сподвижники Оливера Тамбо за выдающийся вклад за деколонизацию Африки и борьбу против апартеида», а также за научные исследования по Африке, чем дальше и занимался всю свою жизнь Василий Григорьевич.
Советский Посол работал Главным Советником в Управлении по планированию внешнеполитических мероприятий МИДа.
В 1981-1985 гг. он возглавлял Императорское Православное Палестинское Общество, организовывал его научную деятельность, а также был Председателем Российского Палестинского Общества при АН СССР и в Африканской Комиссии Советского Комитета Солидарности Стран Азии и Африки. Выступал на Международных Конференциях и Семинарах. Принимал в Москве Делегации из Стран Африки и Арабского Мира.
В марте 2008-го года Василия Григорьевича чествовали в связи с 90-летием! На торжественное заседание Учёного Совета Института Африки Российской Академии наук, посвящённом этому событию, были приглашены известные люди.
«Всякий, кто знаком с Вашей биографией, - сказал А.М. Васильев, - Директор Института Член-Корреспондент РАН, - не может скрыть удивления и восхищения тем, что Вам удалось совершить за Ваши достойно прожитые годы. Этого с лихвой хватило бы на несколько жизней. И в науке, и на практике Вы внесли неоценимый вклад в поддержку национально-освободительной борьбы народов Африки и в разработку концепций развития африканских Стран. Все, кому тогда посчастливилось работать вместе с Вами на Международном Конгрессе африканистов, Российско-Палестинском Обществе и Советской Ассоциации дружбы с народами Африки, хорошо помнят, сколько сил, энергии Вы отдавали делу укрепления сотрудничества между нашей Страной и Государствами Стран Азии и Африки, налаживанию официальных и неформальных дружеских контактов между представителями различных народов. За труд свой самоотверженный Вы удостоились таких высоких наград, как Орден «Трудового Красного Знамени», Орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, за заслуги перед Государством, за высокие достижения в производственной деятельности и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
Орден Компаньонов Оливера Тамбо в серебре (ЮАР, 2004 г.) и Орден Баобаба в золоте (ЮАР, 2004 г.) - за выдающийся вклад в дело деколонизации Африки и борьбу с апартеидом, а также за достижения в исследовании Африки».
Василий Григорьевич, в свою очередь, рассказал об исторических событиях ХХ века, непосредственным участником или очевидцем которых он был, о коллективизации и механизации сельского хозяйства, о Великой Отечественной войне, периоде «холодной войны», процессах деколонизации стран и народов, о своих встречах и беседах с выдающимися политическими деятелями второй половины ХХ века - Хо Ши Минном, Че Геварой, Индирой Ганди, Ясиром Арафатом, Нельсоном Манделой, Оливером Тамбо и многими другими. Вспомнил и о своей работе Чрезвычайным Полномочным Послом в Замбии, о научной деятельности в Институте Мировой Экономики.
Как мы познакомились? Мы жили в одном доме, да так близко, что когда-то одну комнату будущей нашей квартиры присоединили к квартире Василия Григорьевича, так как у него было трое детей, а в будущей нашей 5-ти комнатной жил известный учёный-японовед, Академик Конрад с женой, вдвоём. Так получились две 4-х комнатные. Мы переехали в этот дом в 1976 году, дом Академии Наук. К слову, дом построен по проекту известного архитектора Щусева Алексея Викторовича и сам он тоже жил в этом доме, как и Евгений Максимович Примаков, тогда Директор Института Востоковедения, тоже очень известный, незаурядный, весьма уважаемый и почитаемый, одним словом - Человек уникальный. Горжусь, что Евгений Максимович не раз бывал у нас дома.
Я помогала в нашем Совете Ветеранов много лет печатать списки, тексты, планы, отчёты и т.п. В начале 2006 года мне предложили помочь Василию Григорьевичу печатать его работы, что я и стала делать с огромным удовольствием. Тексты приходилось и редактировать, потом согласовывать с ним и с правками он всегда соглашался. Тексты были очень и очень интересные, практически обо всей, потрясающе богатой событиями, его жизни и истории нашей Страны, и, конечно же, о его работе за рубежом.
После торжественных мероприятий в 2008 г. по случаю 90-летия Василия Григорьевича, на очередной нашей встрече он с гордостью показывал поздравления от Президента В. В. Путина, да и другие, а их, поверьте, было немало.
Меня всегда поражало в нём то, что рассказывая о том, что было, случалось, о каких-то событиях - даже очень многолетней давности, Василий Григорьевич обо всём говорил легко и просто, не особо напрягаясь - память у него была великолепная! А ещё он считал, что такие слова, как - Институт, Университет, Академия, Профессор, Доктор наук, Кандидат - надо писать с большой буквы, так как такие звания даются при вложении труда и немалого. Он вспоминал как они, став студентами восторг испытывали такой искренний, когда Рабфак открылся, а следом - первый Институт и они стали в нём учиться! Он говорил - печатайте с буквы большой, т.к. это великое наше достижение, что появлялись тогда Высшие Учебные Заведения. Казалось бы - о чём говорим, ну подумаешь, с большой или маленькой буквы писать, ерунда какая! Нет, это не ерунда, этим мы показываем своё отношение к тому, о чём или о ком говорим. Для меня это не было новостью, в советское время очень даже обращалось внимание на то, как написано, пустяком это не считалось, к тому же, я училась на МИДовских курсах и мне было близко, и понятно то, о чём говорил Василий Григорьевич. По роду своей деятельности мне часто приходилось обращаться в Министерства СССР (РСФСР) по поводу встреч или на другие темы, и ни на минуту не возникало сомнений как же надо - с буквы большой или маленькой печатать - Министерство, Министр и прочие подобные слова, конечно же, с буквы большой. Совсем недавно чуть дар речи не потеряла - читаю газету, а там - Президент РФ - маленькими буквами напечатано. Вот такого ну никак не ожидала. Как написано здесь - так правильно. Тут, хочу, простите, пользуясь случаем, сказать Президенту РФ Путину В. В. - Великая Вам Благодарность за Ваши слова: Дагестан - это Россия, Россия - это Дагестан! И за неоценимую помощь совсем недавно в самые тяжёлые для Республики времена - большое, душевное БЛАГОДАРИМ!
Очень часто встречаются ошибки, грамотность хромает, что это - безразличие, или безответственность, безалаберность, всё равно, ничего за это не будет... сойдёт и так. В конце концов, существует же такое слово как - этикет (общения, обращения и т.п.). Жаль, всё это забылось. Раньше такое просто невозможно было представить! Обидно за нашу Страну! И вот, наконец, порадовалась, увидев по ТВ - какие школы у нас стали строить повсюду, где и библиотеки, лаборатории и спортзалы, и то многое, чего как не нужное, лишнее, было в те годы удалено. Наконец, заговорили о воспитательной работе наших детей и о развитии детского спорта! Так что, не пропадём! Теперь всё у нас будет хорошо, есть к чему стремиться и ради чего жить! Ура! Спасибо, Россия! (Извините за столь длинное отступление).
Очень интересно и познавательно было работать с Василием Григорьевичем. Я горжусь, что помогала ему продвигать многие его работы, а также тем, что он подарил мне экземпляр своей книги, вышедшей в свет в ИАфр РАН, Москва, в 2012 году под названием «Дом Африки в Москве: Староконюшенный, 16» и подписал так: …«Рашидат Магомедовне Данияловой, моему единомышленнику по истории нашего Государства в ХХ в. Благодарю за помощь и внимание.
С уважением. В. Солодовников. 30.10.2012 г.».
Тут надо сказать, что в 2011 году мне тоже удалось издать книгу «Абдурахман Даниялов», которую написала об «отце по закону», как говорят англичане, о моём 3-ем отце - Даниялове Абдурахмане Данияловиче, (отце моего мужа), которому Евгений Максимович Примаков сказал как-то - «Такие люди, как Вы, нужны всегда» и не позволил ему уйти с работы из Института Востоковедения. Так что на этот раз у нас обмен получился тем, что было более близко каждому из нас - книгами. Прошу прощения, не хотела сегодня касаться темы - отца Даниялова. Это совсем другая история, но, увы, обойти её тоже не получилось и, меня вдруг осенило, почему? У них - Василия Григорьевича и Абдурахмана Данияловича почти одинаковая судьба: в один год родились, в Москве получали высшее образование и у них, и у Евгения Максимовича Примакова цель была одна - жить и работать во благо нашей Родины и во имя лучшей жизни людей!
Так, находясь в ООН, Василий Григорьевич сумел для нашей Страны, тогда СССР - денег сэкономить очень приличную сумму. Абдурахман Даниялович, рискуя жизнью своей и своей семьи, сумел сохранить единым наш Дагестан, на который с такой жадностью нацелились Л. Берия и М. Багиров, желая поделить на две части нашу Республику - одну часть присоединить к Грузии, а другую - к Азербайджану. Даниялов же в этом вопросе для них был «главным камнем преткновения». Да и фашисты первым делом обещали повесить Даниялова с семьёй (был в списке под № 1). К счастью, не удалось фашистам в Дагестан прорваться, а тем более войти в Махачкалу, в чём абсолютно был уверен А. Даниялов, т.к. он сам лично занимался вопросами обороны Дагестана. Награды - пять Орденов Ленина, Орден Трудового Красного Знамени, Орден Отечественной войны первой степени, одиннадцать Медалей. Член ЦК КПСС много лет. Он - единственный из Советского Союза, чьё имя было внесено в Энциклопедию Королевской Семьи Великобритании, как проработавшего на Высших Постах более 25 лет, а Даниялов был на таких Постах – 30 лет и 3 года!
Перед 60-летием его вызвали в Москву. На встрече Л. И. Брежнев сказал Даниялову, что он очень доволен тем, как идут дела в Дагестане и что ЦК КПСС готов наградить его самой высокой наградой - присвоить ему звание Героя Социалистического Труда, только для этого надо разрешить в горах Дагестана захоронить радиоактивные ядерные отходы. «Я не намерен хоронить дагестанцев от радиоактивных ядерных отходов» - ответил Даниялов. «Ну, что ж, тогда нам с Вами не работать, как в качестве первого Секретаря Обкома» - сказал дословно Брежнев. Но тогда Даниялов А. Д. пользовался у своего народа таким огромным авторитетом, что сразу увольнять не стали и пока он ещё оставался первым Секретарём Обкома отходы ядерные в Дагестан не поступали. (Подробности в книге «Абдурахман Даниялов»).
Тут не могу не рассказать ещё об очень необычном, героическом подвиге вышеупомянутого легендарного человека - Примакова Евгения Максимовича - советского и российского политического и государственного деятеля, экономиста, востоковеда, арабиста. Член ЦК КПСС. Кандидат в Члены Политбюро ЦК КПСС. Занимал высокие посты - Президент Торгово-Промышленной Палаты -1997 г. и др. Депутат Государственной Думы. Награды - Орден Трудового Красного Знамени, Орден Александра Невского, Орден За Заслуги перед Отечеством, Орден Звезды Иерусалима и ещё много других.. А подвиг вот какой: будучи Председателем Правительства 24-го марта 1999 года летел в США с официальным визитом. Уже в полёте, находясь над Атлантическим океаном, он узнаёт, что НАТО решил бомбить Югославию. И Примаков тут же даёт распоряжение - развернуть самолёт и вернуться в Москву.
«Это была первая демонстрация Миру, что с Россией нельзя разговаривать с позиции силы», - как писали тогда об этом.
Тут вспомнилась одна очень понравившаяся мне фраза:
«С Россией нельзя воевать, с ней надо играть и то, только по-честному»! (Отто фон Бисмарк, Канцлер Германии).
И вот – 8 марта 2018 года - 100-лет Василию Григорьевичу Солодовникову. Этот юбилей прошёл душевно, по-особенному торжественно. Получил поздравления от Президента В. В. Путина, коим он был особенно тронут, очень рад, что и от РАН Академии наук, от родных и друзей.
В этот день в гости к юбиляру с поздравлениями приехала от Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) делегация - Сергей Байдаков, Председатель Московского отделения Общества, Даниил Бурдыга, заместитель Управляющего делами ИППО, Сергей Житенёв, заведующий научной библиотекой и Архивом Общества. От имени и по поручению Председателя ИППО Сергея Степашина Сергей Байдаков поздравил юбиляра и вручил ему Почётный Знак ИППО памяти Великого Князя Сергия Александровича, цветы, подарок памятный от Общества - расписное гжельское блюдо авторской работы со знаком ИППО, а также было зачитано поздравление от Степашина С. В., Председателя ИППО.
Несмотря на такой почтенный возраст, Василий Григорьевич писал, читал, как всегда, работа у нас шла своим чередом.
Здесь надо сказать, что 22 августа 2018 года и моему отцу - Абдурахману Данияловичу исполнилось 100 лет (но умер в 1981 г.). Меня пригласили, как члена семьи, выступить на торжественном собрании. Уехала в Махачкалу, когда вернулась, узнала, что Василия Григорьевича больше нет - ушёл из жизни в больнице, тихо, во сне, 30 сентября. Царствие Небесное во все времена!
… Ещё на 90-летии Василию Григорьевичу были посвящены и прочитаны разные стихи, как знак огромного уважения и почтения! А одно из них заканчивалось так:
Вы молодец! И мы Вас любим
И хоть, к несчастью, жизнь мала,
Всегда мы благодарны будем,
Что с Вами нас она свела!
Подписываюсь здесь под каждым словом.
Горжусь, что сотрудничала с таким уникальным Василием Григорьевичем Солодовниковым, что знала такого замечательного Евгения Максимовича Примакова и, что Волею Судьбы одним из моих отцов был именно Даниялов Абдурахман Даниялович!
Все трое лично для меня - Герои на все времена!
Всем, кто напечатали, кто прочитали - с наилучшими пожеланиями здоровья, счастья и добра!
Рашидат Даниялова.
Москва. Май 2021 г.