Саид Ниналалов
Пятую субботу в обеденное время в кафе «Джага» собираются журналисты, чтобы провести очередную серию цикла «Игр журналистов», организованных Тамерланом Магомедовым. Участники привыкли к тому, что игра начинается каждый раз с опозданием, и стараются не опаздывать более, чем на полчаса, согласно этикету, принятому в жарких странах Южной Европы и с радостью перенятому дагестанцами.
На пятой игре журналисты обсуждали нашумевшую историю, случившуюся в Якутске, где из-за несправедливого судейства на соревнованиях по борьбе вся команда Дагестана отказалась от участия в соревнованиях. Тема игры: «Несправедливое судейство в ходе спортивных соревнований, как информационная угроза». Задачи участников: 1-я - рассказать о причинах и предпосылках этого явления, 2-я - сделать прогноз о развитии ситуации, и 3-я - предложить властям Дагестана варианты решения, при которых республика из-за этой информационной угрозы понесет минимальные имиджевые потери. Участники выступают по очереди, и должны сначала за одну минуту раскрыть первый вопрос, потом за две – второй, и на третий вопрос отводится по одной минуте.
К сожалению, не все участники до сих пор однозначно поняли свои задачи, а для жюри не определены четкие критерии, по которым оценивать доклады участников – от исполнения регламента до четкости и осмысленности ответов на поставленные вопросы. Думаю, все придет к концу первой серии игр.
К пятой игре ряды участников значительно поредели – кто в горах, кто в Москве, кто не добрался до игрового зала. Играли четверо: Магомед Магомедов («РИА Дагестан»), Альберт Эседов («Яблоко»), журналисты Шарапудин Магомедов и Саид Ниналалов. Судил игру журналист Джангиши Гадисов, жюри было представлено журналистами Эдуардом Уразаевым и Аликом Абдулгамидовым. В качестве эксперта выступил член Общественной палаты Дагестана, известный борец Вагаб Казибеков.
С чего все началось
В 90-х годах в стране произошло сращивание криминала и спорта, появились чисто спортивные виды преступности (рэкет и т.д.) Многие спортсмены после окончания спортивной карьеры уходили в свой бизнес – крышевать одних, наезжать на других, ездить на разборки с третьими. Со временем криминальные лидеры легализовались, перешли в политику, бизнес, стали занимать государственные должности. Но методы работы не изменились. Не стала исключением и Федерация спортивной борьбы России. Некоторое время назад с удивительной формулировкой «за плохие результаты» вернувшийся с триумфом с чемпионата мира в США главный тренер Магомед Гусейнов был заменен на Дзамболата Тедеева, в багаже которого несколько смутных историй из Южной Осетии. Чемпионат России, который был должен сформировать Олимпийскую команду страны, был перенесен из Санкт-Петербурга в Якутск, на родину «Алроса» - ключевого спонсора ФСБР, вопреки мнению команд Северного Кавказа. Это говорит о возможных обязательствах ФСБР перед «Алроса» и неслучайности происшедшего. Судья международной категории Гамзат Абасов на пресс-конференции заявил, что всем арбитрам, обслуживавшим чемпионат, дали понять, что судить они должны в пользу того или иного борца.
Удивительно то, что схватку Лебедев-Мусукаев судили сразу два монгольских арбитра, что запрещено регламентом. Главный судья соревнований Нугзар Журули заявил, что лично он не приглашал судей из Монголии и не знает, кто это сделал. Отвратительное судейство мы видели и в других схватках с участием Лебедева.
В Уголовный кодексе РФ есть 184-я статья, предусматривающая ответственность за преступления в сфере спорта, однако по ней ни одно лицо не осуждено. Несправедливое судейство случается нередко и в Дагестане. Наши борцы в этом отношении не лучше и не хуже спортсменов из других регионов. Существуют нечестные приемы борьбы и есть коррумпированные судьи. Чем больше ставки (более 200 тысяч долларов – путевка на Олимпийские игры, миллионные подарки, призы от олигархов в 500 тысяч долларов и т.п.), тем сильнее коррупция. Вложения в борцовский бизнес окупаются во сто крат. Борьба, как таковая, стала второстепенной. И как любой бизнес – он не терпит конкурентов. Следствие этого - борьба потеряла зрелищность и чуть не была удалена из олимпийских видов спорта.
На дагестанских чемпионатах, особенно на юношеских турнирах, зарождаются фальшивые спортсмены и липовые победы. Множество борцов прошли процедуру «игры» с возрастом спортсменов, в результате чего с юнцом борется зрелый волосатый дядька, и естественно, он побеждает. На «гамбургский счет» не борются более ста лет. Сложилась определенная каста спортсменов. Остальные вынуждены выступать и показывать отличные и результаты, вступая за другие страны: Белоруссию, Украину, Узбекистан, Азербайджан, Казахстан и т.д. Сейчас же бумеранг, запущенный из республики, с грохотом вернулся к нам из Якутии.
Драка на борцовском ковре и отказ от соревнований – минус нашему атлету Исмаилу Мукусаеву. В Махачкале подними с земли камень – из-под него вылезут три чемпиона – по ММА, УФС или вольной борьбе. Каждый готов броситься крушить и стрелять, если видит ущемление своих прав или агрессию в свой адрес. Он чемпион, борец, значит он прав – и должен кулаком или пистолетом и автоматом защищать свою правду.
Команда Дагестана показала сплоченность, но если наши спортсмены не попадут на Олимпийские игры, то и команда, и Дагестан потеряет больше, чем выиграл этим жестом.
Возможные сценарии дальнейшего развития и результаты для Дагестана
Отказ сборной Дагестана в какой-то степени «на руку» верхушке федерации, имеющей свои виды на Рио-де-Жанейро. Однако, источники говорят о значительном недовольстве ситуацией со стороны руководства минспорта РФ, руководителей ряда регионов, в том числе Дагестана, и даже руководства страны.
ФСБР и команду ждут значительные кадровые изменения. Могут потерять работу Президент ФСБР Михаил Мамиашвили и Дзамболат Тедеев. Вопрос в том, произойдет ли это до Олимпиады?
Переговоры Рамазана Абдулатипова с Виталием Мутко приведут к тому, что дагестанская команда вернется к отбору на Олимпийские игры. Главный тренер сборной Дагестана по вольной борьбе Сажид Сажидов заявил, что атлеты республики готовы к этому. Но при этом не прозвучало требования пересмотра результатов схватки Исмаила Мусукаева с Виктором Лебедевым.
Публичное признание Виктором Лебедевым поражения в схватках с Исмаилом Мукусаевым и Александром Богомоловым, пусть и запоздалое, дает определенный шанс Мукусаеву и Богомолову. Однако, по одному из прогнозов игроков, Лебедев откажется от своих слов и будет готовиться к Олимпиаде, что фактически и произошло.
В конце концов Исмаил Мусукаев затеряется в дополнительных турнирах.
Отметим, что многотысячная толпа встречающих дагестанскую сборную в аэропорту города Махачкалы показала, что что по серьезному на взгляд дагестанских спортсменов поводу они могут собрать десятки тысяч людей. Достаточно большая часть их абсолютно не образована, не малая часть носит бороду и не носит усов, и молится не совсем в ту сторону. Если появится уважаемый в их среде лидер, эта армия может много чего в Дагестане натворить.
Предложения журналистов
СМИ стали единственным противником «плана буксировки» Лебедева на Олимпиаду. Это именно тот случай, когда СМИ стоят на страже государственных интересов, ибо от того, кто будет в команде, зависит сколько медалей получит России.
Определенную работу должны провести и следственные органы. Какова природа возникновения обязательств ФСБР перед «Алроса»? На уровне слухов бытует версия, что платит за организацию чемпионата «Алроса», а средства выводятся из бюджета в чьи-то карманы. Так это или нет, должны проверить следственные органы.
«Козлами отпущения» объявлены специально приглашенные судьи, сильнейшему борцу обещаны мнимые перспективы, вручены две золотые медали, создана легенда «о неопускаемой руке арбитра», - все это не должно пройти. Важно не снижать накал и продолжать общественное давление.
Вольная борьба – одна из визитных карточек республики, наш национальный вид спорта, которым занимались большинство молодых дагестанцев. Нужно проводить тотальный контроль предъявляемых документов о возрасте спортсменов. Следует формировать сборную Дагестана из тех спортсменов, которые показывают лучшие результаты, а не из тех, кого мы хотим видеть.
Надо побеждать так, чтоб ни у кого и вопросов на соревнованиях не оставалось. Бороться так, как это делал Али Алиев и другие прославленные дагестанцы! И тогда мы не будем говорить о вероятных последствиях и информационных угрозах. Будем говорить об очередных победах и открытиях новых имен дагестанцев-вольников.
Необходимо реформирование судейского корпуса. Дисциплина должна встать во главу угла. Любое неспортивное поведение на соревнованиях, организация массовых драк и бойкотов должно караться суровыми дисквалификациями вне зависимости от статуса и региона нарушителя. Иначе не миновать необъективного судейства и анархии в поведении спортсменов.
Все актуальнее становятся способы борьбы с преступностью в сфере большого спорта. О единственной спортивной 184 статье Уголовного Кодекса подавляющее большинство спортсменов, тренеров, спортивных судей просто не знают. И надо говорить о её применимости к участникам и организаторам профессиональных спортивных соревнований и о том, что в ней предусмотрены наказания от исправительных работ до 5 лет лишения свободы.
Известно, каких заметных результатов добываются в борьбе со спортивной мафией многие страны мира. Спортивные федерации в этих странах учредили свои собственные следственные отделы. Некоторые эксперты считают это эффективной мерой борьбы с тем же несправедливым судейством и предлагают законодательно перенести это опыт в Россию.
Для Дагестана очень важно хорошее морально-нравственное воспитание каждого спортсмена, и стоило бы, как бы это не звучало фантастикой, приставить к каждому серьезному атлету тьютора, который обучит и правилам поведения, и основам религии. Необходимо убедить всех спортсменов добровольно сдать незарегистрированное оружие, сделать чистку частных охранных предприятий и проверку зарегистрированного оружия. Это скажется на имидже республики через лет 10-15.
Добиться того, чтобы чемпионат России провели заново в Якутске, собрать на это деньги от спонсоров, не из бюджета. Пусть победит сильнейший.
Инициировать процедуру изменения правил, по которым, если судейство признано нечестным, то результаты схватки отменяются и объявляется новая схватка,
Вспомнить о ситуации с Саидом Османовым, которому продлили срок содержания под стражей на 2 месяца, привлечь наших юристов, добиться скорейшего рассмотрения дела и справедливого наказания спортсмена за реальное нарушение.
Оперативно реагировать на новые вызовы, на новые «горячие события», которые так любят СМИ. Необходимо организовать тщательное расследования истории со стрельбой и ранением известного спортсмена Шахбулата Шамхалаева.
В пяти играх Клуб журналистов, мы все вместе искали решение немаловажных для республики задач, выходов из ситуаций, которые могли и могут очень сильно сказаться на репутации Дагестана. Мы хотим, чтобы не было новых информационных угроз, хотя они возникают в Дагестане очень часто, и связаны чаще всего с неадекватным поведением самих дагестанцев. Некоторые наши прогнозы подтверждаются, некоторые нет, но мы пытаемся предложить взвешенное и всестороннее решение проблемы. А будет ли оно принято, и насколько оно верное, поживем – увидим.