Эксперт Маир Пашаев в ответах на наши вопросы изложил свое видение столь неординарного для республики события и представил развернутый анализ перспектив экономического развития Дагестана.
Как Вы оцениваете визит делегации? В состоянии ли Дагестан предложить проекты, которые могут быть интересны для такой крупной компании, как АФК «Система»?
Безусловно, визит делегации столь крупного инвестора укрепит позиции председателя правительства А.Здунова. По тому, что гости осмотрели расположенный на побережье Каспийского моря земельный участок в поселке Турали, проявлен интерес к освоению побережья Каспийского моря. На встрече председателя правительства Дагестана с представителями компании обсуждали темы гостиничного бизнеса и жилищного строительства, вполне возможно, АФК «Система» войдет в некоторые проекты реализации мастер плана Дербента и создания туристического комплекса.
Также возможно, компанию заинтересуют проекты Самурского энергетического кластера или реанимируемого проекта Матлас. Хотя, Матлас вряд ли готов к инвестиционной фазе: необходимы новые решения, вплоть до разработки нового проекта. В случае, если АФК «Система» готова выступить в качестве якорного инвестора в Дагестане для широкого круга проектов, мы готовы предложить инвесторам проекты строительства крупного экопоселка на площади 200 га, Сити на площади 23 га, ипподромного комплекса на площади 50 га, оптово-распределительного центра на площади 25 га.
Какие сегменты экономики Дагестана Вы могли бы выделить в качестве точек роста?
Туризм, имеющий огромный потенциал, хотя это не самостоятельная отрасль экономики, а сложный межотраслевой комплекс. Всего двадцать лет назад в Турции полстраны не были газифицированы, электрифицированы, а туризма, как отрасли, вовсе и не было: за прошлый год страна отчиталась о 51 млн. въездных туристов, план на следующий год 58 млн., ориентир на 2025 год – 75 млн. туристов. А в среднем с одного туриста страна зарабатывает 600 долларов. Продвигать надо всю территорию, а не отдельные объекты, превращать в туристические центры Махачкалу и Дербент. Попытки продвижения крепости «Нарын-кала», а во время празднования юбилея и города Дербент, закончились ничем – ни республика, ни Дербент не были готовы к массовому приему туристов.
АПК Дагестана – кроме, как отрасль экономики, это уклад жизни половины дагестанцев. Чем и объясняются, казалось бы, чрезмерные, но не всегда эффективные бюджетные вливания в отрасль. Надо бы развивать АПК более интенсивно и более широко: фермерство, кооперацию, ЛПХ, экономику села – эти сегменты в Дагестане никак не проектируются и не развиваются. Нельзя не заметить процессы в сфере овцеводства: существенный рост экспорта, но одновременно происходит снижение поголовья. А племенное овцеводство – уровень развития, чуть ли не на грани исчезновения пород: нет ни масштаба, ни существенного влияния на воспроизводство пород в отрасли. Виноградовиноконьячная отрасль, системообразующая для Дагестана, с огромным неиспользованным потенциалом роста, фактически никак не проектируется, не развивается и продолжает терять позиции на страновом уровне. Разве что, экстенсивно: увеличиваются только площади виноградников. Плодоовощеконсервная отрасль Дагестана – отсталая и малопродуктивная.
Промышленность – несмотря на все проблемы и спад в последние годы, производственные проекты в республике реализуются. Немало специально созданных для проектного развития промышленных площадок: инвестиционные площадки, индустриальные парки, ТОР, бизнес инкубаторы. Проблемы другого порядка: недостаточно качественных инвестиционных проектов; нет промышленных предприятий, имеющих долгосрочные индустриальные или инновационные стратегии. Крупные проекты, реализуемые с 2012-2017 годов, никак не могут выйти на производственную стадию. Недавно на заводе «Мараби» сменились собственники и вроде готовятся к возобновлению производства. В Дагестане недопустимо низкий уровень управления проектами и низкая эффективность вложенных средств, не говоря уже об их возвратности. Практически нет промышленных предприятий, имеющих монопродуктовые стратегии, занимающих лучшие позиции на рынке, удерживающих значимые доли профильных рынков. Попытки наладить в Дагестане производство сложных изделий, будь то автомобиль или самолет, закончились ничем – рынки и продукты меняются с такой скоростью, что и технологии, и планируемые продукты морально устаревают.
Восстанавливается рыбопромышленный комплекс и при обсуждении направлений расходования федерального гранта эксперты поддержали затраты на обустройство инвестиционной площадки для предприятий по переработке кильки. Энергетика – если раньше рассматривали только гидроэнергетический кластер, то теперь, преимущественно возобновляемые источники энергии. Торговля на спаде, как отрасль, которая традиционно обеспечивает занятость и 27% ВРП, никак не планируется и не проектируется. В принципе, все проблемы и потенциальные точки роста, в тех или иных программах, проектах, отражены в Стратегии-2035 РД.
В плане долгосрочного экономического развития, есть ли в республике территории, имеющие достаточный потенциал развития и стоит ли в перспективе ожидать существенные результаты?
Стратегию пространственного развития Дагестана должны вписать в Стратегию-2035. Достаточный потенциал имеют зоны территориального развития – на первой стадии, Махачкалинская и Дербентская. Махачкалинская ЗТР в составе городов Махачкала, Каспийск, Кумторкалинского, Карабудахкентского районов на базе создаваемой Махачкалинско-Каспийской агломерации, транспортно-логистического хаба, инновационно-образовательного хаба и кластеров малых предприятий. Но для махачкалинской зоны, кроме как наведения порядка, необходимы новые решения: миллионный город не может функционировать без документов стратегического планирования, проектных решений и инвестиций.
Дербентская ЗТР в составе городов Дербент, Дагестанские Огни, Дербентского, С-Стальского, Магарамкентского, Докузпаринского, Ахтынского, Рутульского районов, на базе изменений в Дербенте, природных и исторических памятников региона, организации нацпарка «Самурский», реализации проекта Самурского энергетического кластера, известных альпинистских маршрутов федерального и международного значения около с. Куруш, бальнеологических источников (с.Касумкент, с. Ахты), розлива минеральной воды («Рычал-су», «Ахты» и др.), активизации приграничного сотрудничества. Все стратегические решения, принятые в Дагестане за 2019 год, приняты именно по развитию южной зоны республики: реализация мастер плана Дербента, создание Самурского энергетического кластера, образование национального парка «Самурский».
В тактическом плане, целесообразны комплексные планы развития территорий, которые могут быть градообразующими или рекреационными. Первый в Дагестане градообразующий комплексный план развития территории утвержден для Дербента. Второй, на площади 868 га, мы разработали для Махачкалы. В настоящее время документ представлен в администрацию Махачкалы и правительство Дагестана, вышел на стадию формирования «дорожной карты» реализации, мастер плана и бизнес планирования. Комплексные планы интересны тем, что реализуются комплексный подход к освоению территории и кластерный подход к реализации проектов. Правительство Дагестана поддерживает создание на таких территориях инвестиционных площадок, индустриальных парков, агропарков, предлагая ряд преференций и софинансирование инфраструктурного плана территории.
В разрезе муниципалитетов: в Унцукульском районе принято решение о разработке программы развития туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов. Проявляются несколько территорий, по которым могут быть разработаны рекреационные комплексные планы развития: начало Сулакского каньона, Ирганайское водохранилище, территория Унцукульского художественного комбината, местность в окрестностях с.Ашильта для горного курорта и одно из самых памятных в Дагестане мест Ахульго. Желательно, чтобы каждая такая площадка имела полноценную туристическую базу. Глава района настроен к рывку решительно – тот случай, когда руководитель продвигает не себя, а вверенную ему территорию.
Послание Президента РФ В.Путина Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 года дало старт новому циклу системных изменений в политической, социальной и экономической жизни страны, в том числе на региональном уровне. В связи с Посланием президента России и сменой правительства, ожидаются ли перемены в Дагестане?
Перемены неизбежны и об их необходимости уже говорят открыто. Прежде всего, на федеральном уровне планируется переформатирование нацпроектов: в срок до 20 февраля министерства, ведомства должны представить в федеральное правительство свои предложения. Нацроекты призваны сократить разрывы между регионами страны в уровнях социально-экономического развития и создать базовые условия, потенциал для поступательного развития экономики следующего периода. Учитывая низкий уровень исполнения в Дагестане нацпроектов «Демография» и «Образование», а всего не освоены 8,4 млрд. рублей, необходимо менять подходы. Кроме этой суммы, выявляется неосвоенный остаток республиканского бюджета. Позиция Главы Дагестана В.Васильева проста и понятна: чем освоить деньги никак, лучше их сберечь. С точки зрения закона он прав. Но в бюджетной сфере требуются перемены.
Напрашиваются перемены и в инвестиционной сфере. По предложению В.В.Путина, в экономике страны запускается новый инвестиционный цикл. Но между регионами страны настолько большой разброс в уровнях инвестиционного развития и текущей инвестиционной активности, равно и в инвестиционном потенциале, что реально запустить новый цикл представляется возможным только в передовых регионах. Поэтому, есть вероятность, что разрывы между регионами увеличатся. Проблема отсутствия крупных частных инвестиций в Дагестане намного глубже: например, характеристики фундаментальных параметров крайне деформированной и отсталой, неэффективной дагестанской экономики пока не способны притягивать крупные инвестиции. По этой причине критически важным становится наличие соответствующей стратегии развития и плана системных реформ экономики, а также инвестиционной стратегии, конкретных планов и проектов в Республике Дагестан, которые могут быть предложены к реализации при диалоге и взаимодействии с федеральным центром.
Группа дагестанских экономистов работает над проектом Концепции структурных реформ в сфере экономики Дагестана и скоро мы предложим документ правительству. В данном контексте, состояние экономики, уровень и качество документов стратегического планирования и инвестиционного развития, учитывая и отношение руководства, правительства Дагестана к предложениям экспертного сообщества в предыдущие периоды, не могут считаться удовлетворительными. Пока проект Концепции реформ направлен для использования некоторых элементов в Стратегии-2035 РД и первый отклик положительный.
В таком случае, какие направления реформ предлагает федеральный центр и способны ли они задать новый вектор развития? Какие решения, инструменты предлагаете вы и насколько они актуальны для ускорения роста и экономического развития Дагестана?
В федеральном центре идут дискуссии о расширении полномочий субъектов федерации, увеличении финансирования и необходимости полноценных планов стратегического развития регионов. В первую очередь, с целью преодолеть депрессивный характер экономики большинства регионов страны, переломить процессы десоциализации населения, а начиная с 2021 года, добиться темпов роста экономики не ниже 3% в год. Хотя, для дагестанской экономики таких темпов недостаточно – оптимальными для нас могут считаться 5-7% ежегодного роста.
Дагестанские экономисты предлагают широкий спектр реформ. Прежде всего, должна быть высокого порядка государственная экономическая политика, решена проблема реализации факторов экономической динамики республики и достижения высоких темпов роста экономики. Государственная экономическая политика не может быть сведена только к фискальной – она важна и налоги надо платить, но, где же, промышленная политика, аграрная, финансовая, инвестиционная? Проблема экономического роста Дагестана в низком уровне инвестиций, чтобы вовлечь, задействовать в экономике критическую массу ресурсов для взрывного роста и в размере совокупного богатства, увеличение которого достигается через увеличение доходов населения.
В качестве инструментов реформ мы предлагаем развитие государственно-частного партнерства, инвестиционную стратегию Дагестана, развитие экономики на уровне муниципальных образований, экономики села, как существенного диверсифицированного ресурса развития республики, который практически не использован. Актуальны программа «импортозамещения», создание институтов развития, программа маркетинга территории, программа инновационного развития, крайне актуальны правительственные решения по Махачкале и новые подходы к развитию северных территорий.
Следует отметить: решение системных проблем как способ развития, не всегда практикуется правительством. На очереди стратегические проекты развития РД: программы редевелопмента территорий, реновации жилья, переработки ТКО, внедрения принципов «Устойчивого развития» и «Зеленой экономики». Остаются вопросы по формированию команды развития и бюджета развития. Не менее важны условия сотрудничества экспертов с правительством: гарантия открытости взаимодействия, прозрачности решений и действий; гарантия реализации представленной Концепции реформирования экономики; гарантия привлечения экспертов в процесс разработок и реализации, финансирования институтов развития с участием экспертов и достойной оплаты труда.
В состоянии ли реализация федеральных грантовых средств в размере 1,3 млрд. рублей, способствовать развитию дагестанской экономики?
Задачи федерального гранта несколько иные, прежде всего, решение многочисленных злободневных проблем. Хотя на заседании экспертов удалось выбрать и некоторые производственные направления. А такие объекты, как центр одаренных детей, инновационный центр, республиканский Экспоцентр, тоже способны дать свои импульсы для развития экономики. До 11 февраля объявлено онлайн голосование по отобранным экспертами 43 предложениям, далее согласно рейтингам следует окончательное решение руководства республики. Важен другой аспект конкурса по распределению гранта: как первый в Дагестане пример широкого совместного участия населения, экспертов, правительственных ведомств в конкретном проекте.