Президент в Ростове. Ноябрь 2000

30 Июля 2015 в 11:19 Автор: Саид Ниналалов Регион: Дагестан Родом с Кавказа - мемуарная проза 2111
Президент в Ростове. Ноябрь 2000

Этот год тянулся бесконечным серым цветом с цветными яркими вставками в дни, когда что-то происходило, связанное с поисками брата. Очередное движение оказывалось бесполезным, и все возвращалось на круги своя. Посредник – к непосильному для нас требованию в один миллион долларов, и к басням о том, что наш брат Гасан находится в Чечне. А мы – к поиску других вариантов и возможностей для его спасения из плена.

            Приходили какие-то жуткого вида безусые бородачи и подолгу выспрашивали, больше интересуясь нашими возможностями.

            - А он намаз делает, - заинтересованно спросил один из них?

            - Какая разница, делает он намаз или нет? – ответил я.

            - Ему Аллах поможет, если он будет делать намаз.

            - Ты думаешь, что ты совершаешь намаз, и за это Аллах приблизит тебя и простит убийства, похищения и всякие грязные дела, которые вы делаете? Ты хочешь сказать, что ты ближе к Всевышнему только потому, что ты делаешь намаз, а он нет?

            - Да, это второй столп Ислама, и я его выполняю, а если я что-то не так сделаю, я приношу Аллаху тавбу о прощении, и он прощает меня.

            - Ты знаешь, пока такие как ты делают намаз, он такой намаз, как ваш, делать не будет!

            Приходили другие «помощники» и прямо просили денег на движения, обещая перерыть всю Чечню и найти его. С ними разговор был простой:

            - Привези его самого или  весточку от него– потом будем разговаривать.

            Все оставалось  в состоянии липкой и тянущей душу неопределенности.

            ***

            В один из холодных пасмурных дней конца октября меня вызвал к себе «шеф» - Председатель Комитета по народным художественным промыслам Магомед Магомедович Газиев. Он третий год руководил этой структурой. Сегодня  Комитет – живой и действующий организм, а тогда был скучнейшим болотом.

Одно из любимых дел руководства республики в те годы было регулярное изменение структуры правительства – переименование министерств, создание новых министерств для тех, кто хочет стать министром и если неудобно освобождать живое место для неофита. И часто под раздачу попадал наш Комитет – его уже во второй раз преобразовали в Департамент по народным художественным промыслам при министерстве Промышленности Дагестана.

            И весь первый год Магомед Магомедович потратил на восстановление своего реноме и реноме руководимой им структуры. Когда в конце концов департамент при министерстве  был преобразован в Комитет при Правительстве, наш шеф решил, что свою главную миссию он выполнил и может теперь почивать на лаврах. Для него начались счастливые 10 лет легкой и непыльной работы. Документы перерабатывали и ходили на Площадь заместители, производством занимались директора предприятий, отчетность наверх шла вовремя, что еще для счастья надо?

            - Магомед Магомедович, как Ваши дела? – спрашивал я, заходя раз в два месяца.

            - Так хорошо, никто не беспокоит, - указывал «шеф» на правительственный телефон-вертушку.

            Но если поступало поручение сверху, он мог поднять на ноги мертвого многократными звонками, требованиями отчетов и исполнения его поручений.

            - Саид, в Ростове в ноябре будет выставка продукции предприятий Южного Федерального Округа, тебе надо будет поехать туда. Приготовь изделия, их повезут на машинах от Министерства промышленности вместе с продукцией заводов, а сам поезжай или вылетай в Ростов.

            ***

            Это был повод отвлечься от сухой тишины, душившей меня в последнее время. Отойти, отвлечься, уехать подальше – может, какие-то новые мысли придут, как вытащить брата. И новые лица, люди, контакты и вероятные клиенты – выставка имела смысл, тем более, что за выставочную площадь нам не надо было платить.

            В течение недели я отобрал изделия – и авторские уникальные вещи – чернильный серебряный прибор, авторские сабли и кинжалы, большой чайный сервиз, точно такой же, за который так и не рассчитался Айгун Халидович, и множество товара помельче.

            Прилетев в Ростов-на-Дону, наша делегация разместилась в небольшой гостинице в городе Азове – одном из городов-спутников Ростова. В делегации были и представители министерств, и директора заводов Дагестана, и руководители предприятий народных промыслов.

            Холодным утром 7 ноября мы выехали в Ростов готовиться к выставке. Завод «Росвертол», где должно было состояться мероприятие – был огромным – как город в городе – со своим парком, в котором произвольно и для незнакомого со структурой завода хаотически  разбросаны корпуса завода. В большом выставочном зале распределяли места для регионов округа. Естественно, Ростовская область на правах хозяина получила лучшее и самое большое место у входа. Нам досталось около 40 квадратных метров в самой глубине выставочного зала.

Свою площадь мы организовали так – слева и справа от открытого центрального входа в наш павильон поставили стенды для продукции народных промыслов и для продукции Кизлярского коньячного комбината, директор которого Владимир Григорьевич Саркисянц был тут же, на выставке. Павильон  выстлали табасаранскими коврами, в центре павильона находился огромный стол Эмира, директора фирмы «Максимал», а по стенам павильона была выставлена продукция предприятий Дагестана – насосы завода  им. М. Гаджиева, трубы ООО «Мушарака», станки кизлярского завода «КЭМЗ» и многое другое.

            ***

            Рано утром 8 ноября опять вся делегация выехала на выставку. На  заводе была какая-то нервная, суетливая обстановка. На территорию въехали два автобуса, полных подтянутыми молодыми людьми.

            - Президента ждут, - сказал Юнус, проявив неожиданную проницательность. Он  привез на выставку те самые  табасаранские ковры, которыми был устлан дагестанский павильон. – Это работники Федеральной службы охраны, сейчас все прочесывать и всех выгонять будут.

            Мы зашли в выставочный зал – тут пока все было спокойно. Была почти вся наша делегация, одни переставляли свою продукцию по известной только им логике, другие сидели за столом и разговаривали о житье-бытье.

            В сопровождении охранника к стенду подошел Председатель Госсовета Дагестана Магомедали Магомедович Магомедов. Он обошел весь наш павильон, здороваясь за руку со всеми членами делегации, и оценивая презентабельность нашего павильона. Удовлетворенный увиденным, глава республики тоже присел за стол.

            В зале гулко раздались шаги – по павильонам пошли дюжие работники ФСО, которые требовали, чтобы у стендов остались только руководители делегаций, а все остальные удалились из зала. Кто-то внял этим указаниям и вышел, многие, в том числе и я,  остались у стендов. На всякий случай я снял с полки стенда серебряную саблю с эмалью работы хорошего мастера Гаджимурада Умалатова, и уложил ее  в деревянную коробку.

            Защелками фотоаппараты, зажужжали камеры,  от входа вдоль зала двигалась небольшая группа официальных лиц с охраной, вокруг которой клубилось гораздо большее количество людей. Возглавлял группу Президент России Владимир Владимирович Путин, которого сопровождал Представитель Президента в ЮФО Виктор Казанцев, за ними шли какие-то высокопоставленные чиновники. Путину показывали достижения областей и республик ЮФО – какие-то огурцы, помидоры и арбузы, трубы и станки, диаграммы на стендах.

            ***

            Путин был в синем демисезонном легком пальто без головного убора, он старался проявлять интерес к этим помидорам, но это особо ему не удавалось. Было явное ощущение, что ему просто скучно на все это смотреть. Тут он увидел наш павильон, играющий отблесками света от кубачинских изделий и кизлярских коньяков, и его лицо осветилось – то ли этими отблесками, то ли его собственной улыбкой. Путин подошел к моему стенду. Магомедали Магомедович вышел ему навстречу и начал рассказывать о нашем промысле. Я вряд смог бы лучше представить нашу продукцию, он находил самые верные слова и говорил не длиннотами, а короткими и простыми фразами. Я вышел к стенду, держа в руках коробку с саблей. Владимир Владимирович пожал мне руку и сказал:

- Какие молодцы, что вы сохраняете такой уникальный промысел.

Его усталость как рукой сняло, глаза весело и внимательно смотрели на меня. Я, чуть справившись с волнением, раскрыл коробку и вынул из нее саблю.

- Владимир Владимирович, это малая толика благодарности от кубачинцев, и от всех дагестанцев за ту поддержку, которую Вы нам оказали в 99 году, когда нас пытались отделить от России, и за то, что помогаете нам и сейчас.

            Путин еще раз пожал мне руку, вынул саблю из ножен, вложил ее в ножны обратно, и спрсил:

            - Сколько же времени уходит на такую красоту?

             - Мнимум три месяца, Владимир Владимирович.

            Президент   передал саблю охраннику и похлопал себя по карманам.

            - По примете надо  заплатить тебе за саблю, а мелочи у меня что-то нет, - он повернулся  назад. Казанцев протянул ему монету, которую Путин вручил мне.

            Согласно древней примете, оружие дарить нельзя, его можно только продавать. Поэтому я и получил за эмалевую саблю пятирублевку.

            Тут же подошел Владимир Саркисович и протянул фарфоровую бутылку коньяка «Багратион» в роскошной упаковке, которая тоже была принята президентом.

Председатель Госсовета продолжал говорить, а я никак не мог решиться обратиться к Президенту со своей бедой. Как сказать о похищении брата? Кто меня поймет? Как я могу нарушить стандартное течение процедуры обхода павильонов? Не оборвут ли меня? Не помешают ли говорить? Не создаст ли это Гасану новых проблем? Пока шла эта лихорадочная работа мозга, момент был упущен. 

Путин, пожав мне руку еще раз и сказав:

            - Какие молодцы, подготовьте предложения по помощи вашим предприятиям народных промыслов, - зашел внутрь нашего павильона и начал его обход.

            ***

            Президент пообщался и с директором завода им. М. Гаджиева Абдулвахабом Папалашевым, и с директором КЭМЗа Ибрагимом Ахматовым. Он остался очень доволен и павильоном и подарками.

            Я в мыслях ругал себя на чем свет стоит. Что бы ни случилось, хуже не было бы. Может, он поручил бы кому-нибудь. Может это обращение помогло бы Гасану выйти раньше? Бог весть…

            Позже, когда Президент со своей свитой покинул выставочный зал, наша делегация собралась за столом Эмира и началось празднование окончания выставки. Пили коньяк Владимира Саркисовича из моих серебряных рюмок.

            Потом, не раз участвуя в таких выставках и форумах, я понял, что цель этих мероприятий, на которые затрачиваются огромные средства, только в одном – представить выставленное в самом лучшем свете одному человеку - президенту России. Как только он увидит наши стенды – значит, задача выставки решена, и можно сворачиваться.

            Мы не знали, когда придется возвращаться обратно в Махачкалу, поэтому у нас с Юнусом не было обратных билетов. Хизри Исаевич Шихсаидов, Председатель правительства Дагестана,  узнав, что мы не можем вылететь – билетов не было, а оставаться в Ростове нам никакого смысла не было – предложил полететь тем бортом, на котором возвращалось наше руководство.

            Уже в Махачкале, в газете «Дагестанская правда» от 10 ноября, я увидел фразу: «От имени дагестанцев глава республики М. Магомедов вручил В. Путину  памятный подарок – саблю кубачинских мастеров».  Немного расстроившись, «как это, ведь это я вручал саблю!» и немного подумав, я пошел в белый дом – здание Госсовета и Правительства Дагестана и выставил счет за свою саблю. Деньги я получил только через полтора года, но это уже другая история…

 

При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Самолет "АЛЬФА-КМ" совершил первый полет в горы Дагестана
12.08.2021 в 08:08
В селе Мачада построена самая высокогорная взлетно-посадочная полоса в России
Дагестан встречает Олимпийцев
11.08.2021 в 07:41
Дагестан завоевал на Олимпиаде 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы
Российские и зарубежные специалисты вновь соберутся в Сочи  на II Международной конференции по природному туризму
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Авторы и эксперты