Дагестанское эхо Послания Президента

16 Января 2020 в 20:49 Автор: Маир Пашаев Кавказский дом 8329
Дагестанское эхо Послания Президента

Каким получилось Послание президента России? Отличается ли оно от предыдущих?

На этот раз предсказывали особенное, чуть ли не революционное содержание Послание. Но, чуда не случилось. Зато после случилась отставка правительства РФ, хотя предсказуемая давно, и теперь есть надежда на реальные реформы. Президент предложил на должность председателя правительства кандидатуру М.Мишустина. В сфере демографии, да, у президента много заявлений. Но это опять полумеры! К изменению народонаселения огромной страны, на горизонте 30-50 лет, они вряд ли приведут. Такое ощущение, что в администрации президента, правительстве острейший дефицит сотрудников с системным мышлением.

И как можно было более десяти лет не платить материнский капитал за первого ребенка? Это была какая-то системная ошибка: не стимулируя создание семьи и рождение первого ребенка, пытаться стимулировать через материнский капитал появление второго! Ошибка теперь исправлена. Результат ошибки знают все – на выплаты потрачены триллионы рублей, а количество населения страны осталось на том же уровне, что и десять лет назад.

Предложения президента по изменению Конституции, безусловно, заслуживают внимания. Учитывая отказ от принятия новой Конституции, поправки способны на определенное время, по крайней мере, внести ясность в устройство вертикали власти. Меняются правила формирования правительства РФ, усиливаются роли Совета Федерации и Государственной Думы, что актуально. Приурочены изменения, конечно, больше к следующему президентскому циклу и призваны смягчить проблему предстоящего «большого трансфера» власти.

В какой мере, заявленные в Послании главой государства положения относится к Дагестану?

Первые минуты выступления президента страны точно относятся к Дагестану – нужны реальные реформы, изменения. Думаю, дагестанские чиновники должны изучить каждую букву требований президента. Не устраивать кавалерийские наскоки и рубить сплеча, а наладить системную работу на уровне правительства, и на уровне муниципалитетов, взаимодействие с населением, общественностью, СМИ, бизнесом, основанную совершенно на других принципах. Прекратить монополизацию власти, вернуть полномочия НС, восстановить полномочия правительства Дагестана, министров, муниципалитетов, их глав. Одновременно прекратить пиар за счет государственных средств, остановить этот вал пустых форумов, километров разрезаемых ленточек, раздаваемых медалей, почетных грамот: за этой огромной «витриной» мало каких реальных изменений! Президент высказался более чем однозначно: реальную оценку работы главы региона проводить по параметру снижения бедности. В Дагестане количество населения за чертой бедности выросло за 2018-2019гг с 350 тысяч до 500 тысяч человек. Еще как минимум 1 млн. граждан могут считаться бедными. Напомню: живем мы в самой богатой стране мира, а мир на пороге шестого технологического уклада. Где место дагестанцев в мировом разделении труда, что нас ожидает в связи с глобальными трансформациями мировой экономики?  

В эти дни Путин провел встречу с руководителем Счетной Палаты РФ, по итогам которой дал поручение проверить исполнение нацпроектов. Значит ли это, что в Дагестане, помимо Казначея, с "пристрастием" проверять деятельность исполнительную власть будет и республиканская Счетная палата? Не приведет ли это к дополнительным обострениям внутри властной вертикали, срывам подрядов и исполнения бюджета, а может и к новому витку многочисленных посадок?

Есть мнения, что Кудрин требует для себя дополнительных полномочий и пытается усилить позиции, имея премьерские и даже президентские амбиции. Но, ситуация с расходованием бюджетных средств в стране катастрофическая и есть объективная необходимость более жесткой позиции самой Счетной палаты. Что касается руководителя Счетной палаты Дагестана, то я знаком с ним очень давно: он человек порядочный и принципиальный, в то же время, опытный, и в принципе не способен на проверки «с пристрастием». Собственно, дополнительные усилия Счетной палаты в бюджетной сфере, все-таки, напрашиваются.

В последующем интервью Кудрин сообщил о том, что коррупция в России измеряется триллионами. Какова ситуация с коррупцией в нашей республики?

Измеряется миллиардами. Сказать, что ничего не меняется, было бы неправильно. Но в каких сферах и в какой степени, что и как меняется, насколько проблема коррупции решена, динамика, объемы, персоналии и ключевые покровители коррупции, вопросы пока остаются открытыми.

Дагестан по итогам 2019 года не освоил и вернул в федеральный бюджет 8,4 млрд. рублей, практически половину из выделенных федеральным центром 17 млрд. рублей. Это недоработка дагестанских властей, системный сбой, как называли, или имеются объективные причины?

Система государственного и муниципального управления и хозяйствующие субъекты Дагестана оказались неспособны освоить растущие бюджетные доходы. Если рассматривать отдельно нацпроекты, то есть как объективные, так и субъективные причины низкого уровня их исполнения – в целом по стране исполнение свыше 90%, а в Дагестане только на 50%. Еще 11 февраля 2019 года в своей публикации «Системный слом мозга» я предупреждал о рисках неисполнения в Дагестане нацпроектов. Есть два способа выполнения Указа №204, достижения регионом заданных указом параметров. 1. Согласование сценарных условий развития региона со сценариями социально-экономического развития РФ. В данном случае, согласование с планами, программами, бюджетом региона через участие региона в нацпроектах. 2. Стратегическое рыночное планирование региона и инвестиционное развитие. Не менее важное направление реализации нацпроектов, без которого первый способ не обеспечит результат.

Так вот, указанные два способа в Дагестане своевременно не реализованы. Из причин объективных – так называемая «проблема первого года» нацпроектов, она реальна, существенна для всех регионов страны – фактически реализация нацпроектов началась во втором полугодии. Учитывая происходящее переформатирование республиканского правительства, кадрового состава, системы закупок, тендеров, получения подрядов, одновременное повышение требований к проектно-сметной документации объектов и усиление бюджетной дисциплины, можно было прогнозировать отставание. Оно не катастрофично: важно вовремя сделать выводы и добиться установленных для республики параметров нацпроектов к 2024 году.

На днях Вы встречались с министром экономики и территориального развития Дагестана Г.Султановым. В чем состоял повод вашей встречи и что удалось обсудить?

Встреча министра с экспертами прошла 30 декабря, но я не смог присутствовать. Гаджи Русланович уже тогда предложил мне встретиться в другое время. У нас состоялась  тяжелая двухчасовая рабочая встреча, но без всяких обязательств и принятых решений. Обсуждали вопросы формирования Стратегии-2035, государственной экономической политики, проблемы ключевых экономических комплексов, необходимость инвестиционной стратегии Дагестана, возможные новые центры экономического роста, институты развития. Вчера я представил министру небольшой тезисный план, концепт реформирования экономики Дагестана.

Если найдем поддержку правительства, далее есть возможность выйти на полноценную программу реформ в сфере экономики. В Дагестане своя экономическая школа и широкое, в то же время, консолидированное экспертное сообщество. Ничего подобного в других регионах страны нет: такой ресурс должен быть использован в целях развития.

В таком случае, какие проблемы препятствуют экономическому развитию, какие их них решаемы через реформы? Возможно ли широкое реформирование экономики в принципе?

Назрели системные реформы и новая организация работы на уровне надсистемы РД (НС РД, экономического блока правительства и АГП РД, Стратегии-2035 РД, ФЦП, нацпроектов, взаимодействия с федеральными органами власти и государственными институтами развития). Для этого необходимо: а) изменить среду: новая система - это новая среда (новые политическая среда, социальная среда, деловая среда); б) осуществить новую организацию системы власти (новую структуру власти, подбор кадрового состава, системы стратегического управления развитием); в) выработать и реализовать стратегию перехода (рыночная трансформация экономики, с широким включением незадействованных ресурсов, использованием новых технологий, маркетинга, проектов и проектно-инвестиционных инструментов), осуществить переход от затратной бюджетной модели хозяйствования к новой модели экономического роста и экономического развития на базе собственного потенциала и инвестиций.

Помимо того, роль бюджета в развитии экономики неоправданно завышена: ничего кроме бюджета в республике практически всерьез не обсуждается – республиканский бюджет является всего лишь одним из инструментов развития экономики Дагестана, к тому же, не самым главным. В условиях социально-ориентированного бюджета РД (78%), тем более. Структура республиканского бюджета, ориентированная преимущественно на выполнение социальных обязательств и поддержание хозяйства, базиса жизнеобеспечения, крайне политизированная структура, не оставляет шансов на бюджет развития.

В республике за последние 10 лет сменилось 4 руководителя региона и 7 правительств. За этот период были приняты определенного рода проекты и программы по развитию региона и отдельных отраслей экономики, в том числе долгосрочного характера. Тем не менее, учитывая уровень их реализации и результаты, эксперты подчеркивают: у властей Дагестана за столько лет не нашлось времени и средств, ни на системные и структурные реформы, ни на стратегическое планирование, ни на санацию предприятий, антикризисную программу или модернизационный для региона проект.

Дело дошло до того, что в дагестанском обществе вбрасываются версии, якобы федеральный центр не заинтересован в развитии Дагестана и руководство республики искусственно тормозит процесс развития, умышленно не ставит задачи долгосрочной стратегической повестки. Вряд ли такое возможно.

В качестве одной из застарелых проблем не могу не отметить вопросы нестыковок по численности населения, рабочей силы, фактически работающих, уровню безработицы, доходам на душу, средней зарплате, связанные с деформированной статистикой за предыдущий период и переходом на новую методологию. Застарелая проблема, которая впервые обсуждалась еще в 2007-2008гг и никак не решена – отсутствие реальных институтов развития, команды развития и бюджета развития.

По Вашему мнению, в чем состоят ключевые задачи республиканского правительства на данном этапе?

Деятельность правительства, министерств и ведомств расстроена по многим причинам, включая посадки высокопоставленных чиновников, смену поколений и острый дефицит квалифицированных кадров, боязнь инициативы и др. Проблемы и в широком функционале министерств, ведомств, в то же время,  низком уровне воздействия на экономику.

Правительство Дагестана в такой ситуации выглядит как пассивная структура по освоению бюджетных денег, причем, и в этой сфере не без проблем. Стратегическое рыночное планирование, проектирование, оптимизация, улучшение структуры экономики, производственно-технологической, в части которой, мы, безусловно, отстали, структуры доходов\расходов и, прежде всего, изменению структуры обеспеченности факторами производства - земля, труд, капитал (ресурсы, информация, управление), включение в хозяйственный оборот имеющихся ресурсов, также являются ключевыми задачами правительства.

Вы не раз комментировали происходящие в Дербенте изменения. На каком этапе город и какой итоговый результат стоит нам ожидать?

Утверждена правительственная программа комплексного развития Дербента, выполнены территориальные и архитектурно-строительные мастер планы, разработана Стратегия-2040. Разрабатывается новый генплан, в новых границах территории города, обсуждаются вопросы кооперации с Дербентским районом, перспективы создания Дербентской агломерации. Бюджет города из года в год растет, в 2020г может достигнуть 6 млрд. руб. Теперь все это предстоит объединить в один сводный план.

Так как планы переформатирования Дербента грандиозные, по-прежнему актуальна широкая инвестиционная программа. Сегодня в своем Послании президент отметил необходимость перехода на новый инвестиционный цикл, дополнительного стимулирования инвестиционной деятельности регионов и муниципалитетов, включая компенсирование за счет федеральных средств 2\3 размера инвестиционного вычета. Данный механизм успешно применяется в ряде регионов страны.

Дербент имеет все шансы стать новым центром экономического роста Дагестана. Сейчас обсуждаются перспективы создания в Дагестане зон территориального развития. Ареал развития Дербента охватывает как минимум территорию Дербентского района и города Дагестанские Огни, как центр зоны территориального развития – всю южную территорию Дагестана.

При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Самолет "АЛЬФА-КМ" совершил первый полет в горы Дагестана
12.08.2021 в 08:08
В селе Мачада построена самая высокогорная взлетно-посадочная полоса в России
Дагестан встречает Олимпийцев
11.08.2021 в 07:41
Дагестан завоевал на Олимпиаде 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы
Российские и зарубежные специалисты вновь соберутся в Сочи  на II Международной конференции по природному туризму
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Авторы и эксперты