«АвтоВАЗ» на гонках

24 Февраля 2012 в 16:00 Спорт 541
«АвтоВАЗ» на гонках
«АвтоВАЗ» сейчас переживает один из самых непростых в своей истории моментов. В альянсе с Renault работа над новыми моделями пойдет совершенно иначе: нетрудно догадаться, что собственными амбициями будут жертвовать чаще в угоду интересам иностранных партнеров. Правда, бытует мнение, что собственных разработок достойных спасения у России никогда и не было. Не способны мы, не умеем.

Но это не совсем верно. В распоряжении Slon.ru оказались изображения российских спорткаров, которые в разное время были сделаны на ВАЗе. Сложно представить, но такие «жигули» стоят от 120 000 до 240 000 евро. Впрочем, у большинства этих разработок сложная судьба; яркие, перспективные проекты на заводе закрывали, даже когда никакими французами и не пахло. Мы представляем несколько таких проектов. А почему их постигала такая судьба – читайте ниже в интервью Slon.ru с главным конструктором «вазовских» спорткаров Евгением Соколовым.

Интервью с Евгением Соколовым:

– Сколько лет вы работаете на «АвтоВАЗе» и сколько в автоспорте?

– На «АвтоВАЗе» я уже 32 года, в автоспорте – 28 лет.

– Всю жизнь…

– Ну, я всю жизнь к этому и стремился. Ушел с физико-технического… Переквалифицировался в автомобилестроителя по спортивному направлению. Я свою цель и задачу выполнил...

Но вот в чем вопрос – ни разу даже не было сделано четкого анализа, что именно мы, спортивное подразделение, даем заводу. Мы одно время работали как испытатели, но это было давно. Нам тогда отдавали для тестов все новое, что создавали на заводе – шарниры приводов, системы управления, системы питания. В течение года мы их так «убивали» на гоночных треках... Затем давали свою оценку, делали рекомендации что нужно поменять.

– Для автопроизводителей всегда ведь автоспорт был своеобразным полигоном новейших разработок, которые в случае успеха начинали внедрять и в серийное производство…

– Да, автопроизводители так увлеклись этой «гонкой вооружений», что в результате машиной стали во многом управлять электронные «мозги», а не человеческие. Для обычного автомобиля это не беда, но в гоночном важней всего человек, который им управляет. Все-таки на гонках должен управлять человек, а автомобиль должен подчиняться. Иначе смотреть неинтересно. На это указывают и результаты опросов.

Кстати, если посмотреть за тем, в каком направлении в целом развиваются гоночные машины, окажется, что они стремительно двигаются в сторону упрощения. Например, теперь не разрешены на гонках антипробуксовочные системы и системы самостоятельного старта. Раньше из боксов можно было управлять настройками двигателя. Теперь эту опцию тоже исключили. Нельзя теперь регулировать и настройки шасси, и амортизаторы.

Тем не менее, в целом вы правы, для любого автопроизводителя спорт – одно из важнейших направлений. Оно необходимо для развития. У одних спорт относится к важнейшим приоритетам, для других – нет. На «АвтоВАЗе» наши руководители, сколько лет я здесь работаю, так и не могут определиться в этом вопросе. Это раздражает.

– По этой причине даже те перспективные разработки, которые были у ВАЗа, каждый раз почему-то закрывали?

– Проблема в том, что нам никогда не давали возможности расписать и подготовить обоснование для бюджетирования программы на 3–4 года вперед. А ведь, объективно, любая программа должна отработать хотя бы несколько лет и только потом можно смотреть результаты. А у нас, как правило, денег давали только на год. А потом думали, нужно ли давать денег дальше. Но что можно сделать за год? Спроектировать автомобиль и собрать один–два образца. А ведь еще год нужно, чтобы обкатать машину – излечить «детские болезни», доделать документацию, получить омологацию, и выпустить автомобили. Нужно опираться на статистику, чтобы делать выводы относительно программы. А у нас чаще всего одним годом все и заканчивалось. Слишком часто менялись руководители. Предыдущим было интересно, а следующие пришли и решили, что хотят что-то другое.

– А с приходом на «АвтоВАЗ» нынешнего президента Игоря Комарова ситуация не поменялась?

– Нет. Давайте посмотрим, кто сейчас пришел управлять нашим заводом? Посмотрите, кто в Renault занимается управлением, где эти люди росли профессионально. Окажется, что французы – все без исключения автомобилестроители. А кто у нас в руководстве? Там же нет ни одного машиностроителя. Там есть и банкиры, и торговцы игрушками, да, кажется, кто угодно, только не те люди, кто хоть как-то проявлял себя в области машиностроения. Как вы сами считаете? Откуда такие люди могут хоть что-либо понимать в том, что заводу нужно для того, чтобы выпускать машины? Все, что эти люди умеют, – продавать. Вот они пытаются теперь продать все, что можно… Думаю, все кончится тем, что завод продадут Renault, и мы будем обыкновенной сборочной конторой. Тогда уже с концами прекратятся и разработки, и испытания… Потому, что у Renault есть собственное спортивное подразделение. Очень сильное к тому же. Содержать оба [собственное и «АвтоВАЗа»] им смысла нет.

– Но ведь приход на завод французов преподносят публике как единственный выход. Да и завод ведь на самом деле находился на грани банкротства…

– Да, Алешин (Борис Алешин, с 2007 по 2009 гг. – президент и гендиректор «АвтоВАЗа» – Slon.ru) не выкрутился бы уже. Он ведь тоже не автомобилестроитель. Менеджер широкого профиля, куда поставят – всем готов руководить. Его посадили просто, потому что «Ростехнологиям» нужно было, чтобы кто-то из своих занял это место. А вот те, кто были до него, выкрутились бы в сложной ситуации. Выкручивались же и не один раз…

Кстати, когда Алешин пришел к своей должности, у нас сразу все проекты остановлены были. Теперь их возрождают. На ниве прежних наработок эти начальники и живут. Одна из воскрешенных моделей – Kalina. Ее ведь еще до прихода московской команды сделали. Зачем затормозили «Проект С»? Автомобиль был практически готов к производству. Ходовую мы сами тестировали. И ребята из «Авторевью» ее очень неплохо оценили. Машина оказалась среди «одноклассниц» не худшей по своим ходовым качествам. Тем не менее, автомобиль выпускать не стали, из-за того, что он конкурент Megane…

– Может быть, потому что их автомобили будут покупать охотнее наших... Решили, что правильнее их продвигать?

– Мы привыкли ругать наш автопром. А вот теперь иностранцы на базе «Калины» будут выпускать модели Renault и Nissan. Причем нашу платформу хотят приобрести за копейки. Что такое платформа? Это каркас кузова, подвеска, двигатель, трансмиссия, панель приборов, система отопления. А купят их за копейки, практически бесплатно, потому что, фактически, модель не закрыта патентами. То есть там якобы и нечего покупать.

В стратегии развития говорится, что формально это будут наиболее дешевые иномарки в своих линейках, чуть дороже, чем наши «калины». Иномарки будут отличаться отделкой салона, сиденьями и светотехникой. Почему, как вы думаете, французы не пытаются делать чего-либо своего? Они никогда по цене не смогут уложиться в 300 000 руб.

У нас, кстати, ведь тоже будет такая модель в линейке – на французской В0. Только почувствуйте разницу: мы-то за нее 240 млн евро заплатили, а у них наша разработка в руках окажется практически бесплатно.

Елена Ходякова
При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: +1
1
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
На Ставрополье депутату откусили ухо за отказ продолжить застолье
02.08.2017 в 12:41
Перегибы дагестанского гостеприимства...
В Ингушетии пройдет чемпионат России по альпинизму
03.05.2017 в 11:29
В феврале этого года в этом же районе республики проводился чемпионат России по альпинизму в техническом классе
Cпасая жизни
02.05.2017 в 20:41
Студенты Ставропольского ГАУ поделились кровью с людьми, которые в ней нуждаются.
Зачем Ассоциации Предпринимателей - Мусульман России статус члена ЭКОСОС в ООН?
01.05.2017 в 16:38
На днях Ассоциация предпринимателей-мусульман России провела тематическую встречу с участием правозащитников.
Северо-Кавказская магистраль перечислила за первый квартал в бюджеты всех уровней около 4,7  млрд рублей
30.04.2017 в 13:40
В том числе в бюджет Ставропольского края – около 170 млн руб., Дагестана – 100 млн руб.
Более 450 ставропольчан влились в «ВузЭкоФест»
30.04.2017 в 08:18
Молодёжный фестиваль благодаря студентам Ставропольского ГАУ привлёк неравнодушных к проблемам экологии жителей краевой столицы.
Об основных правилах временного ввоза и таможенного оформления личных автомобилей
28.04.2017 в 16:23
Многие россияне, просматривая зарубежные автомобильные сайты,  могли обратить внимание на весьма «привлекательные»  цены на авто.....
Скидки для школьников на проезд в поездах «Ласточка»
27.04.2017 в 19:10
Напомним, льготная цена на проезд введена на период летних каникул - с 1 июня по 31 августа 2017 года.
Строительство завода по производству гипса в Дагестане будет продолжено в рамках госпрограммы развития СКФО
27.04.2017 в 17:33
Реализация данного проекта станет серьезным стимулом для развития строительной отрасли Республики Дагестан и Северного Кавказа в целом.
Студент ДГУ стал лауреатом Всероссийской олимпиады по физике
27.04.2017 в 16:39
В отборочных турах за право выйти в финал боролись более 2 тысяч ребят, однако в финал Всероссийской студенческой олимпиады вышли всего 183 человека –...
Конкурс красоты Мисс Университет 2017
07.04.2017 в 14:51
Титул «Мисс Университет – 2017» завоевала студентка Ставропольского ГАУ Вероника Серикова – отличница учёбы, спортсменка, будущий экономист.
Во Владикавказе откроется передвижная выставка «Стена скорби»
06.04.2017 в 11:48
Владикавказ перенимает эстафету по проведению выставки «Стена скорби», рассказывающей о возведении одноименного монумента жертвам политических репресс...
Авторы и эксперты