В Дагестане, на 83-м году своей жизни, умер поэт Адалло Алиев, классик аварской национальной поэзии, непримиримый критик нынешней власти в республике.
Адало Алиев, классик аварской поэзии и один из самых жёстких критиков существующего в Дагестане политического строя, ведущего — по его словам — курс на деэтнизацию и деисламизацию дагестанцев. По окончании Кахибской средней школы (1949 г.), поступил на заочное отделение Дагестанского педагогического института. Работал учителем начальных классов в родном селе.
По обвинению в нанесении тяжких телесных повреждений был приговорён к пяти годам лишения свободы. По амнистии (в связи со смертью Сталина) вскоре освобождён. Писал стихи и начал печататься ещё в школьном возрасте. Был приглашён на работу в республиканскую газету «БагІараб байрахъ» («Красное знамя»). В 1957 г. поступил в Литературный институт им. Горького в Москве. Окончив его в 1965 г., работал референтом Общества «Знание» редактором журналов «Соколёнок», «Дружба», газет «Путь Ислама», «Мосты». С 1990 г. возглавлял аварскую секцию Союза Писателей Дагестана. В 1992 г. вышел по политическим убеждениям из членов Союза Писателей СССР и оставил работу в Союзе Писателей Дагестана.
Во второй половине 80-х гг. был избран председателем аварского общественно-политического и культурно-просветительского общества «Джамаат», вице-президентом «Конфедерации Горских народов Кавказа», первым заместителем амира организации Конгресс народов Чечни и Дагестана. В течение пяти лет (с1999 -2004) находился в эмиграции за рубежом. По возвращении в Дагестан был приговорён к восьми годам лишения свободы (условно) по статьям «призыв к насильственному свержению власти» и «участие в незаконных вооружённых формированиях».
Выступил в дагестанских СМИ и в Дагестанском Научном Центре Российской Академии Наук c критикой кириллической графики аварского народа и практики искусственного ввода в язык избыточного количества русских заимствований. Оценивая нынешний («официальный») статус аварского языка как «унизительный», ратует за придание ему «государственного» статуса, по крайней мере, на территории с преимущественно аварским населением. Неоднократно высказывался за возвращение из петербургской Кунсткамеры черепа одного из наибов Имама Шамиля — Хаджи-Мурата для достойного погребения в соответствии с мусульманскими традициями и открытие в Махачкале музея художника-политэмигранта Халил-Бека Мусаясул.
Адалло Алиева нередко сравнивают с американским Эзрой Паундом, видя в нём безусловно талантливую, но вместе с тем и излишне политически ангажированную, эксцентричную личность с ультраправыми взглядами. Автор более тридцати книг на аварском и русском языках. Отдельные произведения вышли в свет за рубежом на турецком и других языках.
Несколько десятков своих книг на русском и родном языке оставил потомкам талантливый дагестанский поэт, а многие книги с его произведениями были выпущены за рубежом. Наиболее известными считаются произведения, такие как «Алмазное стремя», «Птица огня», «Тайные письма», «Воспоминания о любви», «Годекан», «Живой свидетель».
Адало Алиев, классик аварской поэзии и один из самых жёстких критиков существующего в Дагестане политического строя, ведущего — по его словам — курс на деэтнизацию и деисламизацию дагестанцев. По окончании Кахибской средней школы (1949 г.), поступил на заочное отделение Дагестанского педагогического института. Работал учителем начальных классов в родном селе.
По обвинению в нанесении тяжких телесных повреждений был приговорён к пяти годам лишения свободы. По амнистии (в связи со смертью Сталина) вскоре освобождён. Писал стихи и начал печататься ещё в школьном возрасте. Был приглашён на работу в республиканскую газету «БагІараб байрахъ» («Красное знамя»). В 1957 г. поступил в Литературный институт им. Горького в Москве. Окончив его в 1965 г., работал референтом Общества «Знание» редактором журналов «Соколёнок», «Дружба», газет «Путь Ислама», «Мосты». С 1990 г. возглавлял аварскую секцию Союза Писателей Дагестана. В 1992 г. вышел по политическим убеждениям из членов Союза Писателей СССР и оставил работу в Союзе Писателей Дагестана.
Во второй половине 80-х гг. был избран председателем аварского общественно-политического и культурно-просветительского общества «Джамаат», вице-президентом «Конфедерации Горских народов Кавказа», первым заместителем амира организации Конгресс народов Чечни и Дагестана. В течение пяти лет (с1999 -2004) находился в эмиграции за рубежом. По возвращении в Дагестан был приговорён к восьми годам лишения свободы (условно) по статьям «призыв к насильственному свержению власти» и «участие в незаконных вооружённых формированиях».
Выступил в дагестанских СМИ и в Дагестанском Научном Центре Российской Академии Наук c критикой кириллической графики аварского народа и практики искусственного ввода в язык избыточного количества русских заимствований. Оценивая нынешний («официальный») статус аварского языка как «унизительный», ратует за придание ему «государственного» статуса, по крайней мере, на территории с преимущественно аварским населением. Неоднократно высказывался за возвращение из петербургской Кунсткамеры черепа одного из наибов Имама Шамиля — Хаджи-Мурата для достойного погребения в соответствии с мусульманскими традициями и открытие в Махачкале музея художника-политэмигранта Халил-Бека Мусаясул.
Адалло Алиева нередко сравнивают с американским Эзрой Паундом, видя в нём безусловно талантливую, но вместе с тем и излишне политически ангажированную, эксцентричную личность с ультраправыми взглядами. Автор более тридцати книг на аварском и русском языках. Отдельные произведения вышли в свет за рубежом на турецком и других языках.
Несколько десятков своих книг на русском и родном языке оставил потомкам талантливый дагестанский поэт, а многие книги с его произведениями были выпущены за рубежом. Наиболее известными считаются произведения, такие как «Алмазное стремя», «Птица огня», «Тайные письма», «Воспоминания о любви», «Годекан», «Живой свидетель».