Автор: Нина Николаевна Гультяева. Город: Муравленко. Добавлено: 26.11.2014.
Просмотров: 6371
Статья № 1
Паки - нечто большее, чем кукла
Экспонаты из музейной комнаты интерната кочуют по школам и садам
НЕОБЫЧНЫЙ СТАРИННЫЙ ЧЕМОДАН ПРИВЛЕК ВНИМАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ДЕВЧОНОК, НОИ МАЛЬЧИШЕК. «А ЧТО ТАМ ВНУТРИ? НАВЕРНОЕ, ЧТО-ТО ОЧЕНЬ СТАРИННОЕ ИЛИ ДРЕВНЕЕ?» - КАК ПТИЧКИ, ЩЕБЕТАЛИ ЕРВОКЛАШКИ И ОСЫПАЛИ СВОИМИ ВОПРОСАМИ ПЕДАГОГА, КОТОРЫЙ ПРИНЕС В КАБИНЕТ ЗАГАДОЧНЫЙ ЭКСПОНАТ.
Поясним, «Музей в чемодане» - проект не новый. Под руководством педагога интерната для детей коренных и малочисленных народов Севера Рамзии Хакимовой он реализуется уже третий год. С тех пор время от времени экспонаты из музейной комнаты этого учреждения кочуют из одного детского сада в другой, из одной школы в другую. Знакомят подрастающее поколение с традициями, обычаями и обрядами ханты.
На этот раз занятие было посвящено игрушкам.
О ЯГУШКЕ И МАЛИЦЕ
- «Паки» в переводе с языка ханты означает оберег, но так называют и кукол, - обращается к первоклашкам педагог и достает из саквояжа куколку. - Это девочка. Смотрите, ее верхний зимний наряд называется ягушка. Он очень яркий, украшен меховым воротником, подол обрамлен орнаментом. Не правда ли, очень красиво?
- А почему у нее нет лица? - кто-то из детей задает вопрос.
Педагог поясняет, что кукла для народа ханты нечто большее, чем игрушка. Считается, что она охраняет сон ребенка и является своеобразным оберегом. Согласно поверью, через глаза может вселиться злой дух, потому ханты изготавливают безликих кукол, таким образом оберегая своих детей от несчастья.
А вот что касается технологии изготовления, то она не совсем простая, как кажется на первый взгляд. Одежда для паки шьется вручную по такому же принципу, что и для человека. Кукла может представлять собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка, старика и старухи. Вот, к примеру, женская ягушка - это верхняя одежда из шкур, чаще всего оленьих, заячьих или беличьих, верх которых покрывается сукном ярких расцветок. Ягушка в обязательном порядке обрамляется воротником из меха лисы, соболя или песца. Подол и края рукавов расшиваются белым бисером. Орнамент симметричный и может напоминать заячьи уши, ветви березы, след соболя, оленьи рога, щучьи зубы.
Паки может быть дополнена накосником. Это головное украшение, в которое в давние времена вплетали косы. Каркасно-веревочное приспособление плели из цветных ниток и лент, и выполняло оно функцию современных заколок.
Что касается куклы-мальчика, то она имеет не очень яркий наряд, который называется малица. Ее верхний слой шьют из серого, зеленого или синего сукна, при этом подол и края рукавов также могут быть украшены орнаментом.
Кстати, самая простая или примитивная кукла-оберег делается из сложенного гармошкой сукна, перевязанного яркой тесьмой.
ДОМИК И ЛЮЛЬКА ДЛЯ ПАКИ
Сегодня городские дети, играя в куклы, строят домики из различных конструкторов или используют готовые апартаменты из пластика. Игры детей ханты - это своеобразная передача уклада жизни народов Севера, только в миниатюре. Они строят из палочек чум, покрывают его сукном или шкурой оленя. В обязательном порядке в нем находятся многие предметы быта, которые используют взрослые.
По сути, игрушки не только развлекают детей, но еще и готовят их к самостоятельной жизни.
- Вот, к примеру, своих куколок девочки укладывают в люльки, которые точь-в-точь повторяют оригинал: дневные - с приподнятой спинкой, ночные - с ровным дном. Одни люльки полностью вырезали из цельного дерева березы, другие делали из ее коры, вернее, из бересты, которую для прочности и эластичности вываривают в жирном рыбном бульоне либо прогревают над открытым огнем. Детали люльки сшивают нитками из оленьих жил, поэтому она служит довольно долго. Летом в тундре полно гнуса, потому люльки закрывают пологом. При этом держится он на изогнутых молодых рябиновых или черемуховых прутьях. По краю люльки ханты вешают колокольчики, которые, согласно
поверьям, отгоняют от малыша злых духов, - рассказывает Рамзия Хакимова.
СИЛА ГЛУХАРКИ
Девочки ханты с 5-7-летнего возраста приучаются к труду. Они не только участвуют в сборе дикоросов, присматривают за братьями и сестрами, но еще постепенно приобщаются к рукоделию. Как правило, игольница - одна из первых вещей, которые
мама доверяет сделать дочери самостоятельно из сукна, меха, цветных ниток и би-
сера. Многие рукодельницы в центре изделия при помощи орнамента изображают
глухарку. Согласно легендам, эта птица оберегает сон детей. Потому иголки разрешается втыкать только по краю изделия, дабы не потревожить сон младенца.
МЕТАЯ ТЫНЗЯН НА ХОРЕЙ...
Детям, особенно мальчикам, с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть ни-
кому обузой. А охота, рыболовство и оленеводство требуют определенных усилий
и навыков. Многим из них детей учат с самого раннего детства. Потому практически все игры имитируют промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука.
- У каждого мальчика в арсенале игрушек есть деревянный лук и стрелы без
острых наконечников. Казалось бы, это сделано для безопасности игр. Ан нет! Это
для того, чтобы, подбивая мелкую дичь, не испортить шкурку зверька, - поясняет Рамзия Хакимова. - Также для игры в охотников дети используют старые ловушки, капканы, петли. Таким образом они развивают быстроту реакции и выносливость.
Как известно, в повседневной жизни аборигенам приходится ловить оленей. Для
детей родители изготавливают специальную веревку - тынзян, только меньшей длины, чем обычно. Ее ребята учатся забрасывать на шест или хорей. Стоит пояснить, что
тынзян - главный инструмент оленевода, им пользуются по системе закидывания лассо,
только не раскручивают, а просто бросают, петля же сама раскрывается в воздухе. Уже
в подростковом возрасте дети оленеводов делают это так умело, что могут заарканить
любого оленя в бегущем стаде. Но это уже другая история…
Нина ГУЛЬТЯЕВА
Статья № 2
Алан. Хатл. Етн. И так будет всегда
Утро, день и вечер в тундре
- Помню себя лет с четырех. Зима. Чум. Отец, сестры и братья еще сладко посапывают на оленьих шкурах. Но я снова просыпаюсь первой от едва слышного скрежета иглы и наперстка. Мама прошивает оленьими жилами очередной кусок меха. Высовываю нос из-под полога. Свежо. Наблюдаю за ее неспешной работой. Представляю, как новую малицу буду «выгуливать» на Дне Ворона или Медвежьем празднике, - вспоминает Галина, выросшая в условиях тундры.
Этнографический комплекс под открытым небом. В одном из чумов за чашкой чая я и мои собеседники - Федосия Тимофеевна Вылла и ее дочь Галина Кечимова. Так сложилось, что несколько лет назад почти всё семейство переехало из тундры в город. Теперь хранителем традиций и обычаев в прямом смысле этого слова стал старший брат-тундровик Гаврила. Воспоминаниями о кочевом образе жизни женщины охотно поделились с корреспондентом «НГ».
- Слабые лучи солнца осторожно заглядывают в отверстие чума. Мама откладывает шитье в сторону, тихонько берет пару березовых поленьев и начинает растапливать очаг. Воздух в жилище наполняется теплом и слабым запахом березы. - Так начинается утро тундровички, с языка ханты оно переводится как «алан».
Чайник тихонько пыхтит. Домашние просыпаются. Одеваются. И приступают к чаепитию с морошкой, черникой, голубикой… Папа Пенчаку отправляется на речку, чтобы проверить снасти.
Мы, дети, а нас было пятеро, идем с мамой к проруби за водой, как гусята, друг за другом. Каждый несет емкость в соответствии с возрастом и силой.
Потом нам разрешают поиграть. К примеру, мальчики в своих детских забавах повторяют действия отца и старших братьев: стреляют в цель из лука стрелами с тупым наконечником, строят чум из палочек либо вырезают из дерева костяным ножом фигурки оленя.
Девочки, конечно же, играют в кукол, или паки, в прямом смысле - это оберег от злых духов. Фигурки традиционно безликие и изготавливаются из сукна, меха, утиных клювов. Помню, свою первую куклу сшила лет в семь. В этом возрасте я уже легко владела иглой. Нанизывала бусинку к бусинке. Старалась. За что получала от мамы похвалу.
А вот шкуры не любила выделывать, уж очень это трудоемкая и кропотливая работа. К примеру, для изготовления тынзяна (аркана), специальной веревки для ловли оленей, кожа определенным образом вымачивалась в течение месяца и лишь потом размягчалась. Для бубна, или пенчара, растягивалась и прогревалась на медленном огне. Для покрытия чума ворс шкуры оленя срезался до определенной длины, чтобы она стала легкой, а значит, удобной при сборке-разборке чума.
…Мы играем, а мама уже готовится к обеду, на языке ханты «хатл». Варит на печке оленину или жарит рыбу. Помимо горячих блюд она в обязательном порядке подавала к столу строганину из замороженного мяса щуки либо молодого оленя.
Глава семьи к этому времени успевал не только проверить снасти, сходить на охоту, починить нарты, но и, если нужно, перегнать молодняк на новую площадь с богатым покровом ягеля. …К вечеру, а он называется «етн», мама снова суетилась у очага, готовила ужин. Сушила вещи, которые за целый день мы успевали насквозь промочить. После трапезы родители рассказывали нам сказки и древние легенды, и вот так я сладко засыпала под завывание ветра в трубе чума.
Жили размеренно. Взаимоотношения в семье были построены на почитании старших. Каждый от мала до велика знал свои обязанности. И скучать нам было некогда. Зимой помогали в заготовке дров, делали мелкую работу по хозяйству, в теплое время года ходили на рыбалку…
В жилище всегда придерживались принципа минимализма. Кочевой образ жизни обязывал. Одежда, кухонная утварь, инструменты - все на своем месте.
Оленята росли. Периодически необходимо было осваивать новые пастбища с ягелем. За пару часов мы складывали жилище и немудреный скарб на нарты и каслали по тундре. А завтра наступало новое «алан», а потом был «хатл» и «етн». И так каждый день…
Нина ГУЛЬТЯЕВА
Статья "Паки - нечто большее, чем кукла" опубликована 18 ДЕКАБРЯ 2014 г. в общественно-политической газете"НАШ ГОРОД" № 51 (1075) , статья "Алан. Хатл. Етн. И так будет всегда" опубликована 16 августа 2015 г. в общественно-политической газете"НАШ ГОРОД" № 32 (1108)