Автор: Ольга Туманская. Город: Казань (Татарстан). Добавлено: 10.11.2015.
Просмотров: 4871
В Татарстане существует уникальный музыкальный коллектив – хоровая капелла мальчиков имени Шаляпина, или, как называют её сами ребята, «Ульянов-хор». Её основатель и бессменный руководитель Владимир Ульянов, используя силу музыки, вырастил не одно поколение достойных мужчин.
- Я просто восхищаюсь им! – говорит Миляуша Таминдарова, художественный руководитель и дирижёр Государственного камерного хора Татарстана. – Он – исключительная личность и выдающийся педагог. Где бы он ни был – везде рядом с ним появляется мальчиковый хор. Слово «мальчиковый» для меня здесь самое ценное и ключевое. Умение работать с мальчиками – дар, и, как подсказывает мне опыт, замены Ульянову в Татарстане, к сожалению, пока нет. Никто не воспитывает мальчишек так целенаправленно, как уже десятки лет делает это Владимир Павлович. Сегодня в Верхнем Услоне им создан образцовый коллектив России, включающий двести (!) мальчишек, – это колоссальный педагогический труд!
В поисках своего пути
Передо мной старая чёрно-белая фотография. На сцене, в первых рядах, сосредоточенно вглядываются в зал малыши, чуть выше – ребята постарше, за ними – практически взрослые мужчины.
– Это сугубо дореволюционная версия хоров, – комментирует снимок Владимир Павлович. – Но она не была прерогативой русской школы – знаменитые Лейпцигский хор и дрезденский Кройцхор были воспитаны по такому же принципу.
Методиками певческого воспитания Владимир Ульянов озадачился ещё в шестидесятые, будучи студентом Казанской консерватории. Увлёкся работами таких композиторов и педагогов, как Карл Орф и Золтан Кодай. Но более его интересовали российские традиции, которые, по известным причинам, были утеряны.
Поиски Ульянова увенчались настоящим открытием: оказывается, «формулу» научного обоснования певческого воспитания мальчиков вывел и детально изложил не кто иной, как казанец Степан Васильевич Смоленский. Переехав в Первопрестольную, он стал директором Синодального училища, сделав его хор знаменитым на всю Европу. В своё время результаты системы Смоленского восхищали Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова. Её за основу своей деятельности и взял молодой педагог Владимир Ульянов.
Битва за хор
Не так давно известный далеко за пределами Татарстана «Ульянов-хор» отметил двойной юбилей – 45 лет со дня основания и 75-летие своего бессменного руководителя. Как признается Владимир Павлович, лёгкими эти годы назвать нельзя. Перед тем, как судьба забросила капеллу в Верхний Услон, ей пришлось сменить не одну школу.
В советское время деятельность Ульянова раздражала партийную верхушку. «Почему мальчики поют как в церкви?» - пожалуй, это было самым страшным обвинением в его адрес. «Буржуйчики» – так за глаза называли воспитанников хора. Ульянову мешали работать, запрещали новый набор, но он упорно искал союзников и следовал выбранному пути – методика Смоленского приносила результаты. Итогом работы были сложнейшие хоровые программы.
Не раз капелле приходилось кочевать из школы в школу. Зачастую вместе с ней меняли место учёбы и её самые преданные ученики – такие, например, как братья Яруллины. Позднее они окончат Казанскую консерваторию по классу хорового дирижирования и посвятят себя музыке.
– Мы не мыслили себя без капеллы, – рассказывает Айрат Яруллин, директор детской музыкальной школы №5 и Школы рока. – Настолько были привязаны к преподавателям. Самые светлые воспоминания детства связаны с музыкальными занятиями, лагерями, поездками на теплоходе по Волге, где мы практически в каждом городе давали концерты. До сих пор помню наши программы – выступление с органом, песню Рахманинова «Ангел», произведения Чайковского… Музыкальная прививка – это главное, что нам дал Владимир Павлович, и этот заряд проходит через всю нашу жизнь.
По словам Айрата Яруллина, Владимир Ульянов умел «извлекать» из капеллы характерный звук, который был многими высоко оценён.
– Мальчиковое пение – особое, – поясняет он. – Научить их так петь очень сложно. Таких капелл в России единицы. В основном у нас хоры смешанные или состоящие только из девочек. Поэтому педагоги, как Владимир Павлович, уникальны.
Мужской подход
– Жизнь у нас была творческой и насыщенной событиями, но надо понимать, что это был, прежде всего, мужской коллектив, – вспоминает бывший воспитанник «Ульянов-хора» Азат Абзалов, ныне заместитель начальника управления культуры исполкома Казани. – Владимир Павлович умел разрешать наши конфликты. Его слова никогда не расходились с делом. Он воспитывал нас на собственном примере, а ещё – на примере музыки. Забывать о личном для достижения общей цели и достойно выходить из водоворотов судьбы – пожалуй, это главное, чему научила меня капелла.
По словам Азата Абзалова, к мальчишкам у педагога Ульянова особый подход.
– Он человек прямолинейный и честный. Ругал только всех вместе, а по отдельности каждого обязательно хвалил, поддерживал, старался «приподнять» как личность. Для меня было очень важно, что со мной разговаривали на равных. Складывалось ощущение, что он не просто учитель, но и старший товарищ. Мы делились с ним своими проблемами, и он был нашим советчиком.
Ещё один педагогический приём Ульянова – преемственность поколений. Капелла – целая эпоха, в ней маленькие мальчики всегда поют вместе со взрослыми ребятами.
– Мы видели, какие они состоявшиеся, и нам всегда хотелось брать с них пример, – говорит Азат Яруллин.
Неталантливых детей не бывает
За годы работы Владимир Павлович пришёл к выводу: капелла – не просто хор, а целая система воспитания личности. Эффект работы команды Ульянова потрясающий. Он ярко проявил себя даже в интернате для неблагополучных подростков, который приютил капеллу на пару лет.
– Там процветали воровство и драки, но шаг за шагом нам удалось переломить ситуацию, приобщить ребят к музыке, – рассказывает Владимир Павлович. – А на второй год, в День защиты детей, спел наш интернатский хор свою программу в театре оперы и балета. Мы готовили документы, чтобы сделать из интерната школу музыкальных воспитанников и собрать в нём мальчишек из местных детдомов. Но выяснилось, что интернат нужен спорту, и волею судьбы наша команда оказалась в Верхнем Услоне.
В сельской школе Ульянову и его союзникам удалось то, что многие годы не получалось в городе. Они создали свой воспитательно-образовательный комплекс с углубленным изучением предметов эстетическо-музыкального цикла. Тесно завязали в нём детский сад, гимназию и музыкальную школу. Сегодня десятки сельских мальчишек приобщаются к миру музыки. Они выступают с концертами, удивляя исполнением сложных произведений. Их учитель давно доказал – неталантливых детей не бывает.
Мы часто сетуем на то, что дети сейчас «другие». Владимир Ульянов, вырастивший не одно поколение мальчишек, вдруг ошеломляет диаметрально противоположным – «дети всегда одинаковы». «Вопрос только в том, как организовано их воспитание», – утверждает он.
Автор: Ольга Туманская.
Журнал "Татарстан", июль, 2015