Песни из бабушкиного сундука

Автор: Ольга Туманская. Город: Казань (Татарстан). Добавлено: 10.11.2015. Просмотров: 4240
К вечеру на лесную поляну спускается прохлада. Но спасение от холода находится сразу же -  протяжные народные песни побуждают людей взяться за руки. Хоровод получается огромным - не помещаясь на площадке перед сценой, он извивается, ускоряется, поднимает пыль столбом. В лагере «Байтик» под Казанью - Международный этнический фестиваль «Крутушка».

- Мудрость поколений, мысли о главном, радость и жизненная стойкость, присущие любой народной культуре, – это то, чем фольклор притягивает людей, - утверждает Мария Леонтьева, участница казанского этнографического ансамбля «Оберег». – Кроме того, фольклорная среда – это еще и здоровая среда с понятной нравственной системой, живыми праздниками и стопроцентным вовлечением.
«Оберег» - яркий пример успешного городского фольклорного ансамбля. При нем организована студия, которая год от года принимает в свои ряды людей совершенно разных возрастов.  
- 25 лет мы держимся, благодаря харизме нашего руководителя, а в остальном неоригинальны - существуем на базе муниципального ДК и средней школы, - рассказывает Мария.
По ее словам, сегодня в фольклорных кругах все вопросы решаемы – энтузиастов много, но существуют две системные проблемы, справиться с которыми без участия государства им не под силу. Во-первых, это стремительное ветшание фондов этнографических записей: наиболее ценные из них сделаны еще в начале прошлого века и нуждаются в срочной и массовой оцифровке. Вторая проблема касается по большей части русского фольклора, ведь именно он подвергся наибольшей трансформации в советский период и мутировал в ту самую «клюкву» или «совок», который большинство россиян ассоциируют с русской народной культурой.
- Необходимо лоббирование аутентичного фольклора в культурной политике страны. Возможно, это удастся сделать через прозрачные субсидии, конкурсы и гранты НКО, - подытоживает Мария.

Мал народ, но дорог

- Я приехала сюда петь, наш ансамбль называется «Sosaro», в переводе – «Сестры», - рассказывает Ингрид на ломанном русском, тщательно подбирая слова.
Ее невозможно не заметить в толпе – настолько необычен ее национальный наряд.
– Мы – сето. Это такой маленький народ. У нас своя культура и язык. Половина сето живет в южной Эстонии, а другая – в Псковской области, в Печорах. Граница делит нас пополам. Но мы общаемся!
Ингрид рассказывает, что большую поддержку в сохранении национального единства, разделенных надвое распадом СССР сето, оказывает государство Эстония. Возмещение части затрат на их поездки в Россию, для того, чтобы навестить могилы предков или встретиться со своими «соплеменниками», заложено в бюджет страны.
- А сохранение культуры сето происходит в основном благодаря энтузиастам?
- Нет-нет, это очень большая программа! – восклицает Ингрид. - Наше государство дает деньги, чтобы у нас был свой институт языка, газета, передачи на радио и телевидении. Даже делают маленькие клипы по пять минут о нашей культуре и показывают всем.
Желание приобщиться к национальным традициям проснулось в Ингрид внезапно: «Бамс! И я захотела петь как мама и бабушка». Пришла в хор, а там… конкуренция! Несмотря на то, что сето-хоров в Эстонии достаточно много, нужно изрядно «попотеть», чтобы туда попасть - сначала показать во всей красе свои вокальные данные, затем выучить за короткий срок множество песен, сшить национальный костюм.
- Это все сделано вручную, - с гордостью говорит Ингрид, демонстрируя свой наряд. – Рубашку дала мне одна очень старая госпожа, а сарафан я сама сшила. Бусы нужны оригинальные – из антиквариата. Четыре килограмма серебра! Через границу не смогли провезти, но я покажу, как они выглядят.
Из потайного кармана фартука она выуживает новенький планшет. С фото улыбаются женщины в национальных костюмах. На груди каждой красуются огромные броши. «Мы вот так делаем», - подпрыгивает Ингрид, и небольшие бусы на ее шее начинают издавать ритмичный звук. «Цури-цури! Пюра-пюра!», - громко запевает она, и люди, улыбаясь, останавливаются, чтобы послушать песню маленького народа сето.  

Еще немного о «клюкве»

- Насколько у нас в республике развито фольклорное течение? – спрашиваю Наталью Кондратьеву – известного казанского этномузыколога, председателя правления отделения Российского фольклорного союза в РТ, куратора фестиваля «Крутушка».
- У нас есть интересные коллективы и сохраненные культуры. Но здесь нужно смотреть в динамике. У русских, к сожалению, это течение угасает, а вот, например, инородческие коллективы (этот термин мы употребляем с точки зрения казанской этнографической школы) более пассионарны в поддержании своей традиционной культуры. Самую большую нагрузку несут селяне – носители традиций. Сегодня собственные этнографические ансамбли, которые, как правило, существуют на базе школ, - «конек» многих деревень.  
- Достаточно ли у нас площадок, чтобы транслировать все это «в массы»?
- Площадок много. Вопрос только в их содержании, форматах и подходах. Официальные праздники, которые направлены на поддержание культуры, больше ориентированы на сценические формы фольклора. А вот сельские или фестиваль «Крутушка» - это как раз тот случай, когда можно прийти в костюмах «из сундука» и спеть такие же песни.
- Как вы думаете, что сегодня должно предпринять государство для сохранения национальной культуры?
- Нужна большая работа фондов по фиксированию традиционной культуры, чтобы она, как артефакт, осталась на пленке, в фотографиях, в записях. Кроме того, на местах и административных постах необходимы понимающие специалисты. Проблема в том, что у нас очень часто обучают руководителей сельских клубов и художественных коллективов с убеждением, что все должно быть сценично, зрелищно. Отсюда все эти «причесывания», «марсианские» костюмы и кокошники. А нужно просто сохранять настоящее, подлинное, и не надо этих бабушек организовывать и, тем более, учить петь. На кого они должны ориентироваться? На Кадышеву? К сожалению, сегодня многие этого не понимают. Конечно, и у сценического фольклора есть своя зрительская аудитория и задачи, но он не должен быть ценностным идеалом, на который нужно равняться. А то приезжаешь в деревню и понимаешь, что пора возвращать в нее традиционную культуру, потому что ее носители почему-то начинают стесняться своих песен и внешнего вида, считая себя несовременными.
- Что должно произойти, чтобы эти люди смогли зарабатывать своей деятельностью, как это делают, например, популярные коллективы?
- Зарабатывать можно, но, скорее всего, только в рамках каких-то крупных проектов. С другой стороны, если это произойдет, вся их деятельность будет нацелена на финансовый успех, а традиционная культура – это, прежде всего, жизнь. Как жизнью можно заработать?

Рожденные не в джинсах

Красочная ярмарка с множеством торговых рядов – настоящее украшение «Крутушки». Уютные куколки-обереги, древние музыкальные инструменты, изделия из кожи и керамики,  - у каждого прилавка свой покупатель. Я же останавливаюсь рядом с разноцветными национальными одеждами. Хозяйка в расшитой рубахе и вятском сарафане оказывается мастерицей, собственноручно сшившей это великолепие.  
- Все началось с посещения этнографического музея в Санкт-Петербурге, - рассказывает Гузель Багаутдинова. – Познакомились с культурой народов Поволжья, купили книгу по русскому свадебному костюму и сшили свою первую национальную одежду по старинным выкройкам. Надели ее и почувствовали необыкновенную энергетику! Тело отдыхает, дышится легко. Есть в этих костюмах нечто особенное.
Первую партию Гузель с дочерью сшили без уверенности, что она быстро найдет своего покупателя. Но, как оказалось, ошиблись. С каждым годом интерес к национальной одежде растет. Разбирают все – косоворотки, рубашки, сарафаны, кофты – от ярмарки к ярмарке едва успевают готовиться.
- Можно сказать, что сегодня это ваш бизнес?
- Скорее творчество, которое приносит некоторый доход. Каждый сарафан неповторим, поэтому у нас нет промышленных масштабов – отсюда высокие затраты. Покупатели – самые обычные люди. Одевает человек костюм, мы его спрашиваем, зачем он ему, а он и сам не понимает, но знает точно, что купит и будет носить. Это в нем древняя родовая память просыпается. Не в джинсах же мы родились!  

Мода на старину

Фольклорный ансамбль Казанской государственно консерватории представляет на фестивале татарскую национальную культуру. Но поговорить с его руководителем мне посчастливилось лишь по телефону. Лилия Сарварова, завкафедрой татарской музыки и этномузыкологии Казанской консерватории, сразу же отправилась в очередную этнографическую экспедицию по татарским деревням.
- Исконная среда существования традиционных культур испаряется, - говорит она. - Сегодня многие села подобны мини-городам. Тем не менее, интерес к национальной культуре есть, просто она приобретает новые формы и существует уже не сама по себе, а благодаря сельским энтузиастам. Они, кстати, адекватно оценивают ситуацию, понимая свою функцию. И этот процесс, к счастью, повсеместный. Во всяком случае, то, что я вижу в последние годы в Татарстане, меня радует.
По словам Лилии Сарваровой, городской житель, живущий вне традиций, постепенно тоже начинает поворачиваться лицом к своей национальной культуре, и это одна из самых позитивных тенденций последнего времени. Происходит это во многом благодаря таким фольклорным фестивалям, как «Крутушка» или «Тугаряк уен», где можно услышать и настоящие этнографические коллективы, и городские фольклорные ансамбли, которые находятся в поиске традиционных систем и противопоставляют себя «клюквенному» образу фольклора.
- Многообразие национальных традиций – это духовное богатство Татарстана. К счастью, постепенно складывается понимание этого, формируется некая мода на традиционную культуру, которая, кстати, может быть нашей «фишкой» еще и в плане туристической привлекательности региона.

Песня дяди Алексея

- Мы только что из Нижегородской области, с всероссийского фольклорного фестиваля «Хрустальный ключ». Много коллективов было, но Диплом первой степени достался нам! – делится радостью Вера Рамазанова – руководитель этнографического ансамбля «Борды».  
Коллектив приехал из живописного села Бурды Тукаевского района Татарстана. Более сорока лет ансамбль занимается сохранением культуры кряшен. Численность его превышает пятьдесят человек – а это почти десять процентов всего населения села!
- Ансамбль наш обновляется, приходят молодые – интерес к своей культуре у них есть, - рассказывает Вера Рамазанова. – У нас даже появились свои «звездочки». Например, Диана Чернова - победительница республиканского фестиваля-конкурса «Туым жондызы» («Рождественская звезда») в детском этнопении.
Песни для своих программ коллектив «Борды» находит прямо «на месте» - записывает у бабушек, которых остается все меньше и меньше – самой старшей за девяносто.  
- Сегодня мы споем старые гостевые песни наших предков, которые записали давно. Они все именные, как, например, «Песня дяди Алексея». А еще, вот посмотрите на наши платья – им больше ста лет!
Как по команде женщины начинают кружиться, демонстрируя свои наряды во всей красе.
- Моему 140 лет, а вот этим 120 и 128, - поясняет Вера Рамазанова. – Находим в сундуках наших бабушек. Все сшиты вручную из натурального льна. Настоящий кряшенский наряд! Мы их очень бережем, даже гладить боимся. Сегодня надели специально для выступления. А вот сапожки берем напрокат – своих нет. И с головными уборами пока не получается – дорогие они. Была бы финансовая поддержка, мы смогли бы полностью возродить национальный костюм – знания и желание для этого у нас есть!

Мужские традиции Татарстана

На малой сцене фестиваля под звуки гармони «зажигают» мужчины. «Ветераны фестиваля «Крутушка» - ансамбль «Красная горка»!», - объявляет ведущий. Как выясняю позднее, практически все участники коллектива – не только энтузиасты, но и профессионалы. Выпускники Казанского университета культуры и искусств вот уже девять лет поют народные песни и собирают русский фольклор по всей республике.
- В наших краях свои особенности в манере исполнения песен, - рассказывает руководитель ансамбля Денис Денисов. – Здесь много переселенцев. Местные поволжские народы и татарская культура также оказывали свое влияние на русский фольклор. Примечательно, что в Татарстане у русских была развита мужская традиция. К сожалению, она практически утеряна. В своих экспедициях мы записываем в основном бабушек. Но, очень часто, когда они начинают петь, становится понятно, что исполняют они мужскую песню.
По словам Дениса, основные проблемы фольклористов – финансовые. Зато энтузиазма – хоть отбавляй. Собственно, на нем все и держится, ведь особого дохода такая деятельность пока не приносит.
- Иногда выступаем на свадьбах, юбилеях. Частенько просят показать традиционную мужскую пляску или пение. Заработанное идет на общее дело – костюмы, поездки на фестивали, экспедиции. Конечно, с госфинансированием было бы намного легче. Например, у нас нет хорошей аппаратуры, чтобы бабушек поканально записать. А, ведь, в дальнейшем это можно не только свести и сохранить, но и распространять.
Получается, помощники у государства в вопросах сохранения, популяризации и фиксирования уходящих национальных культур есть. Дело «за малым» - организовать и профинансировать это направление их деятельности. Тем более, как утверждают участники фестиваля, за последние пять лет интерес к своей культуре со стороны населения заметно вырос. Все больше людей приходят на фольклорные мероприятия, много среди них молодежи. «Это очень затягивает, ведь древние традиции сидят глубоко в нас», - говорит Денис Денисов, и многолюдность в «Крутушке» становится ярким подтверждением его слов. Завтра все эти люди займутся привычными делами, но сегодня они красуются в национальных одеждах, водят хороводы, лепят из глины и поют песни на своем родном языке.
Журнал "Татарстан", октябрь, 2015
Рейтинг:
0
Пожаловаться
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Самолет "АЛЬФА-КМ" совершил первый полет в горы Дагестана
12.08.2021 в 08:08
В селе Мачада построена самая высокогорная взлетно-посадочная полоса в России
Дагестан встречает Олимпийцев
11.08.2021 в 07:41
Дагестан завоевал на Олимпиаде 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы
Российские и зарубежные специалисты вновь соберутся в Сочи  на II Международной конференции по природному туризму
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Авторы и эксперты