Автор: Ольга Приваленко. Город: Брянска. Добавлено: 07.11.2015.
Просмотров: 6341
ТАБОР ПРИХОДИТ В ШКОЛУ
Цыганские дети, как принято считать, сплошь занимаются попрошайничеством или поисками железного лома, который можно сдать за рубли. А то, что эти ребята могут посещать учебные заведения и хорошо учиться, многим неизвестно.
В каждом районе Брянска есть школы, куда ходят цыганские дети. К примеру, в специальной (коррекционной образовательной) школе VIII вида № 50, расположенной в Володарском районе, обучаются 44 таких ребенка. Здесь самое большое количество цыган по сравнению с другими учебными заведениями города. Здесь есть два полностью цыганских класса. В одном — 12, в другом 13 ребят. В остальных, смешанных классах их от пяти до семи в каждом. Всего в школе обучается 121 ученик. Цыганские дети, как рассказала заместитель директора по учебной работе А.М. Загулина, в основном идут в начальную школу. Редко кто из них доучивается до девятого класса. И то, что сегодня в восьмой класс перешла одна из учениц, — большая редкость. Педагоги надеются, что девочка продолжит дальнейшее образование.
ДЕТИ В ШКОЛЕ
— Ребята приходят сюда, потому что им нужно научиться читать и писать, — рассказывает Анна Михайловна. — Их родители этого не умеют, а когда нужно заявление заполнить или прочитать официальный документ, берут своих школьников с собой. Сюда никого из цыганят мы не заманиваем и не знаем, как они узнают о нашей школе, видимо, у них свое «сарафанное радио»…
Преподаватели 50-й отмечают, что цыганские ребята учатся с удовольствием, им нравится постигать науки, они непосредственны, открыты, у них развито стремление впитывать новое. Занятия никто не пропускает, болеют редко. До первых заморозков ребята ходят в резиновых тапочках. У многих обувь может быть и на два размера больше. Не все родители могут приобрести для своих чад школьную форму, и одеваются дети соразмерно возможностям. Однако никто грязным в школу не ходит, письменные принадлежности имеются у каждого.
Есть среди цыганских семей зажиточные, а есть и бедные. От бедности и «социальные» болезни. Бывает, что дети из таких семей состоят на учете в туберкулезном диспансере. Утром в школе учеников кормят бесплатными завтраками, деньги на которые выделяют городской и областной бюджеты. Некоторые дети приносят справки о том, что они из малоимущих семей, тогда таким ребятам дают порции побольше.
Первое время, когда их было мало, они враждовали с другими ребятами. Сейчас все дружат.
У некоторых ребят экзотические имена: Русалина, Руфина, Роза, но дома их называют по-другому, то есть некоторые дети имеют двойные имена.
РАННИЙ БРАК
Одним из серьезных препятствий в учебе цыганских детей являются ранние браки. Нередко детей женят в 12 — 14 лет. После этого в былые времена ребята обычно покидали школу. Сегодня педагоги много разговаривают с детьми и нацеливают их на учебу. И все же ребята после окончания начальной школы дальше учиться не идут. Многие помогают старшим в качестве дворников или собирают с родителями металл. Учителя стараются объяснить им, что пришло другое время, а потому нужно учиться и получать профессию.
ЦЫГАНСКАЯ «МАМА»
В октябре этого года исполнилось десять лет, как с цыганскими детьми работает учитель Ю.А. Артюхова (на снимке вверху). Она вторая мама для ребят, души не чает в учениках и даже на перемене не отходит от них. Цыганская детвора любит педагога и стоит за нее горой. Юлия Александровна не только изучает с ними программу начальной школы, но и обучает их танцам, на уроках труда учит делать своими руками поделки. В разговоре с корреспондентом Катя, Артур и Алена признались в том, что любят учиться, а больше всего, когда вырастут, им хочется стать артистами.
Юлия Александровна родом из Брянска. После учебы в школе № 2 поступила в колледж культуры и искусств. По его окончании продолжила образование на филологическом факультете БГУ. В ее нынешнем втором классе обучаются дети от семи до 14 лет. Возраст разный в силу того, что цыгане приводят их учиться в начальной школе не в шесть-семь лет, а когда им вздумается. Ни писать, ни читать, естественно не умеют. В школе им выдают учебники, которые домой забирать не разрешается, так как многие живут в многодетных семьях и их младшие братья или сестренки легко могут все «азбуки» привести в негодность, просто порвать. Домашние задания в силу того, что это коррекционная школа, детям тоже не даются. С третьей четверти они выполняют его на продленке. Родители заинтересованы в обучении детей. Если вдруг ребенок не явился в школу, то по самой уважительной причине — либо не было денег на проезд, либо теплых вещей, чтобы одеться. Педагоги стараются помочь ребятам выходить из таких ситуаций, и, если нужно, могут сами купить что-то из одежды для любимых учеников.
В классе Ю.А. Артюховой, где обучаются 13 детей, назначены два старосты, это девочка и мальчик постарше, они во всем помогают учителю. Чтобы дети посещали школу и хорошо учились, Юлия Александровна часто встречается, общается с родителями. Цыганские мамы с удовольствием посещают родительские собрания. Педагог убеждена, что в коррекционной школе, как ни в какой другой, к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход. Учитель знает, кто и как реагирует на замечания. Здесь мальчики не обижают девочек. О воровстве друг у друга или у учителей и речи нет. Таков закон школы.
Ю.А. Артюхова — учитель в третьем поколении. Педагоги ее бабушка и мама. Юлия Александровна живет работой. На уроках труда она обучает детей шить, плести из бисера и лепить поделки из пластилина. Ее ребята участвуют в школьных спортивных соревнованиях и занимают призовые места по армрестлингу. Ученики успевают по всем предметам, решают примеры и задачи, неплохо ведут тетради. По программе коррекционной школы, когда ребёнок во втором классе уже может сам прочитать сказку, это отличный результат. Вместе с детьми учитель разучивает песни, готовит танцы, с которыми они выступают на школьных праздниках.
Юлия Александровна знает, что цыганских детей постоянно надо держать в «тонусе». Часто проводит с ними профилактические беседы о том, что нужно окончить школу и получить профессию. Двое ее учеников, Артур и Вася, мечтают в дальнейшем стать автомеханиками.
Ни в какую обычную школу, даже если пригласят, Ю.А.Артюховой уходить не хочется. Для нее нет разницы, какой национальности перед ней ребенок. Она настоящий педагог, и работа учителя для нее — служение.
Ольга ПРИВАЛЕНКО
Фото автора и из личного архива Ю.А. Артюховой
№41 от 30.10.15 Брянская учительская газета"