Автор: Мария Андреева. Город: Воронеж. Добавлено: 28.10.2015.
Просмотров: 6384
Музей русского быта в Семилукском РДК рассказывает, как век назад жили наши предки.
Открытие этого музея прошло в настоящих русских традициях. Раньше все делали всей огромной семьей – жили, работали в поле и дома, решали трудности. Вот и музей русского быта «Изба» стал семейным делом его основательницы, молодого педагога местной школы и мастера росписи по дереву Евгении Афанасенко.
- Я пришла работать в школу в 2008 году, а в ней был свой этнографический музей «Русская изба», - рассказывает Евгения. - Он очень мне понравился, а потом мне доверили им руководить. Я сама стала приносить экспонаты, мне их начали передавать знакомые, ученики. В основном музей собирал мой папа, который живет в Брянской области. Когда коллекция увеличилась, я поняла, что надо переезжать в пространство побольше. Директор РДК Марина Исаева мою идею одобрила, райадминистрация тоже. Нам выделили комнату и деньги на материалы для отделки. Мы с мужем вдвоем за год отделали помещение.
Так они вместе все и делают. Отец Евгении собирает экспонаты, иногда спасая их от уничтожения в буквальном смысле. Например, однажды он вытащил из огня старинную ступу. Муж Евгении на одной только отделке помещения не остановился и изготовил, например, макет русской печи. Даже мама Евгении косвенно поучаствовала в создании музея. «От нее мне достался художественный вкус», - смеется девушка. В итоге получился замечательный комплекс, детально воспроизводящий русскую избу и рассказывающий о жизни и быте наших предков.
Бабий кут
При входе в избу с правой стороны устанавливали печь. Ее делали индивидуальной, под хозяйку избы, ее рост, длину рук. Печь была чрезвычайно важна для русских крестьян: она обогревала, кормила, лечила.
Печь – безусловно, женский символ, и его окружали женские предметы. Пространство возле печи называли бабьим кутом. Тут у хозяйки было место вроде маленькой современной кухни, где она готовила еду. Здесь же стояли предметы повседневной необходимости – горшки, кувшины и такие, что мы сейчас и не знаем.
Например, палка с полукругом на одном конце - это выхватень, или сковородник; им выхватывали сковородку из печи. Или небольшое деревянное корытце под названием ночиво: оно использовалось для просеивания зерна от мусора. При ветреной погоде в него высыпали зерно, подбрасывали корытце немного вверх, и ветер уносил мусор. С ночивом связаны и некоторые обряды. Например, на севере в него на две недели укладывали новорожденного ребенка: чтобы жизнь была богатой и хорошей.
Красный угол (божий, святой)
В нем располагали иконостас: вешали иконы, укладывали книги, Библию. В музее «Изба» хранится Библия дедушки Евгении Афанасенко, изданная в Петербурге в 1915 году.
Также в красном углу по традиции стоял обеденный стол. Считалось, что стол – это божья ладонь, которая дает хлеб насущный, и красный угол освящает то, что попало на него. Во главе стола сидел самый старший или главный мужчина, потом рассаживались сыновья, а ближе к печи, с края, - мать. Над столами развешивали рушники. А когда в семье вырастала невеста на выданье, их вывешивали еще больше: так пришедшие сваты могли убедиться, что девушка рукодельница хоть куда.
В красном углу этой «Избы» также стоит старинный самовар. На нем даже сохранилась гравировка – производство Баташева. Есть тут и необычный предмет: странный вытянутый сосуд, лежащий на боку. Это кухля – в ней хранили вино или пиво. Догадаться, что она предназначена именно для напитков, а не сыпучих вещества, можно по водному орнаменту.
Символы наряда
Музей «Изба» гордится уникальным комплексом женского праздничного костюма Воронежской губернии. Его на время его предоставила жительница Семилук Светлана Попова. Уникальность его в том, что он полностью воссоздает одежду вековой давности, имеется даже обувь. Все в костюме той поры символично и рассказывает об обладательнице. Например, девушка носила черные косоклинные сарафаны, косу или венец. Выходя замуж, она переодевалась в рубаху, паневу, фартук и полностью закрывала волосы. Показывать волосы для взрослой женщины считалось неприличным. Ну а когда крестьянка становилась пожилой, она не имела права носить вещи ярких цветов.
- А знаете, когда женщина считалась пожилой? – спрашивает Евгения Афанасенко. - Когда выдавала замуж или женила своего ребенка. То есть пожилой она могла стать и в 35 лет.
Самый уникальный экспонат музея – это додольная рубаха. Подобного не имеет ни один другой музей нашей области. Додольную рубаху надевали лишь дважды - на свадьбу и в могилу. Считалось, что человек, которого в ней похоронили, на небесах сразу попадает в рай. Так что бабушки ни под каким предлогом не отдавали исследователям свои додольные рубахи. Получить ее – счастливый случай.
Всего понемногу
В «Избе» собрано множество предметов, которые облегчали непростой быт наших предков. Например, гладили тогдашние хозяйки с помощью рубиля (волнистой с одной стороны палки) и скалки: наматывали белье на скалку и изо всех сил разглаживали его рубилем. Разворачивали, сворачивали и опять разглаживали. Это требовало немалых сил и стараний. На рубиле, хранящимся в музее, есть дата изготовления – 1932 год. А ведь это менее сотни лет назад! Удивительно, что еще совсем недавно люди гладили с помощью таких вот устройств!
А для стирки, например, использовали валёк – небольшой, похожий на лопатку предмет. Его применяли в случае особых загрязнений: намыливали вещь и просто выбивали из нее грязь. Кстати, раньше говорили «мыть одежду», а не «стирать».
В отдельном уголке музея представлены чисто мужские предметы. Например, скобель (им снимали кору с деревьев), коловороты (ими делали разнообразные отверстия), старинные стамески и фуганки. Есть и «коса с расческой» - чтобы скошенная трава хорошо складывалась. Есть и вековые безмены: обычная палка с хитроумным устройством для взвешивания. Рассматривать их или покрутить в руках нравится и мальчишкам, и взрослым мужчинам.
- Мы стараемся воспитывать детей в уважении к старине, - рассказывает Евгения Афанасенко. – Объясняем, что такие предметы нельзя портить или выбрасывать, лучше принести в музей. Кажется, они нас понимают.
29 сентября 2015 года в г. "Воронежский курьер"