1859 Закончилась Кавказская война
25 августа 1859 года пал Гуниб, последний оплот защитников родины. Руководитель дагестанского государства имам Шамиль принял решение прекратить сопротивление и сдался врагу.
Шамиль и кинжал
Этот день так просто, тихо и незаметно нельзя провожать дагестанцам. Другие таким днем гордились бы. В этот день рухнули надежды на самостоятельное, независимое и отдельное от других существование дагестанского народа. Это навевает очень печальные мысли. Это вызывает грусть и печаль в наши сердца.
Но печаль неимоверно мала по сравнению с нашей гордостью за великое прошлое нашего народа. Когда на их землю пришел враг, предки современных дагестанцев и чеченцев поднялись на войну, сплотились вокруг единого лидера и показали свою удаль, непокорность и готовность отдать жизнь ради свободы. От Ахты до Салатавии, от Ведено до Буйнакска народ Дагестана поднялся против царских войск. Тридцать лет народ воевал с переменным успехом и неравная битва завершилась поражением. Эта эпоха показала умение дагестанского народа сплачиваться в трудные периоды. Свободно общаясь между собой или на кумыкском или на аварском, а в отдельный период на арабском, эти люди по своему жили на этой земле, ходили в гости, отдавали на воспитание своих детей отдаленным кунакам, торговали, женились, растили детей. Может кайтагцы больше общались с табасаранцами, лакцы с даргинцами, даргинцы с аварцами, но общность была. Могли напасть на Грузию, на Шемаху, но друг на друга не нападали, соблюдали соседский этикет, общались на праздниках, свадьбах, похоронах и на общих базарах. Если мирное время прерывалось вторжением врага, включался механизм взаимовыручки. В андалалской битве против Надыршаха участвовало 19 народностей Дагестана. Долго он изматывал народ, напал на Рутул, Ахты, Кубачи, Харбук, Акуша, Тарки, все ограбил и сжег. Локальные сражения Дагестанцы проигрывали, но в Андалале тайком собрались вакилы с разных мест и решили близ Согратля дать сражение насмерть. Они выиграли сильного полководца, разбили его армию и остались с трофеями. На Чохском кладбище, где были похоронены некоторые погибшие воины историки обнаружили имена бойцов с 19 уголков Дагестана. К сожалению, после победы не была создана регулярная армия, единые органы власти и горцы разошлись по своим обществам.
Вот так же восстали дагестанцы после русского вторжения. Но на этом этапе борьбы появились лидеры. Первым сделал попытку имам Газимагомед из Гимры, но его сопротивление было подавлено царскими войсками, его тело повесили в Тарки, потом отрезали голову и показывали по селениям. Упавшее знамя сопротивления подхватил имам Гамзатбек из Гоцатля. Он продвинулся дальше, армия была более дисциплинированной. Он пошел войной на нуцалов, которые приняли врагов, уничтожил их, но сам погиб от рук кровников хунзахских нуцалов. Объединить вольные общества под единое начало ему было не суждено.
Знамя борьбы подхватил Шамиль – один из величайших политических деятелей в истории, талантливый полководец и первый единый лидер Дагестана, которого признали и поддержали все вольные общества на территории Дагестана.Шамиль в ведено
В истории Дагестана начался новый этап, в котором были заложены принципы единого государства. Именно Шамилю удалось объединить вольные общества в государство. Шамиль придумал законы для совместного проживания. Их сейчас называют низамами Шамиля. Он первым назначил наибов – руководителей округов. Он установил налоги населению для содержания государства. Он создал суды, куда могли писать жалобы обиженные. Он создал армию для защиты всех граждан этого государства. Кроме одного – четко обозначенной границы, таможенных ограничений, все атрибуты государства были созданы.
Откуда у горца появились задатки политика, как у него зародилась мысль, что нужно обязательно создавать государство, что оно сильнее, чем временный союз вольных обществ – остается только гадать! Но он сумел сделать это. И сделал это национальный горский гений. Шамиль впервые на Кавказе, в истории этого обширного пространства создал полноценное государство со всеми его атрибутами. Была Черкессия, была Кабарда, была Чечня и др. Но они существовали как отдельные владения местных князей, феодалов или как вольные общества. А Дагестан обрел совершенно иной статус – статус современного государства. Шамиль создал эффективный механизм управления общей волей всех народов, населявших эту территорию. На международной арене появился яркий политик, на которого обратили внимание такие государства, как Англия и Турция.
Россия уже не могла как раньше безнаказанно убивать и вешать в Ахтах, Кайтаге или Акуша. Потому что неожиданно появлявшиеся вооруженные силы имамата мстили им и давали сражения, которые изумляли русских генералов своим военным искусством и армейской дисциплиной.
Больше того, кавказские народы получили в лице Шамиля надежду на свою защиту. Воодушевленные чеченцы вступили в боевые отряды Шамиля. Угнетенные адыги попросили Шамиля в наибство. Шамиль отправил в Адыгею своего верного командира 35 летнего Магомедэмина. Он там поднял знамя борьбы.
Талант Шамиля был признан далеко за пределами Кавказа, имам стал символом сопротивления для всего мусульманского мира.
Но силы молодого государства были малы и в конце концов в результате героической, но изнурительной борьбы силы армии Шамиля иссякли. Ресурсы страны уже не могли выдержать тяготы войны. Враг был силен и дальнейшее сопротивление могло принести его народу численное вымирание. За эту черту Шамиль уже пойти не мог.
25 августа грустная дата для Дагестана. В этот день Шамиль решал не судьбу имамата, а судьбу своей жизни. Смерть на поле битвы или плен. Предложение от противника о почетном плене уже поступило.
После долгого и глубокого раздумья имам выбрал плен. Бойцы гунибской крепости, его последние воины и самые близкие друзья стояли и ждали его решения. Когда имам с переводчиком двинулись к врагу, не все поняли его.
Чеченец Байсунгур направил ружье на имама. Имам не оглянулся, Байсунгур
не смог выстрелить в спину верного друга.
Так закончилась эпопея Кавказской войны.Пленение Шамиля
До сих пор у дагестанцев противоречивое отношение к последнему решению имама. Почему он сдался в плен? Одни солидарны с имамом, другие не могут простить этот поступок.
Можно примерно оценить ход мыслей Шамиля. Может имам подумал так – я могу умереть здесь. Но тогда умрут все и злой враг добьет последние остатки защитников крепости. Это уже конец всему.
Мне предлагают плен. А могли убить здесь же на поле боя. Значит они хотят сохранить меня. Для чего? Чтобы держать в клетке и издеваться надо мной назло моему народу. Это низко для такого государства.
Может, показывая доброе отношение ко мне, царь хочет успокоить мой народ, чтобы он дальше не воевал? Если это так, то я сохраняю жизнь своему народу, даю ему передышку для укрепления сил. Моя жизнь и покорность врагу даст возможность моему народу шанс выжить и остаться боеспособным на будущее. Тогда плен.
Шамиль пробыл в России 14 лет, царь позаботился о нем, разрешил хадж и там Шамиль закончил свой жизненный путь.
Память о Шамиле бережно сохраняют дагестанцы в своих сердцах.
Гуниб цветной Выросший из народа, впитавший свободу с кровью матери, он до последнего остатка отдал свою жизнь служению Дагестану. Образованнейший человек своего времени, знавший несколько языков, изучивший политику, социальные науки, военное искусство и объединивший вольные общества в единое государство, имам Шамиль и сейчас остается примером мудрости, образцом для всех поколений дагестанцев.
Черенков Темаз. сентябрь 2013 г.