1. За последние два года мы привыкли к спокойной жизни. Мы не оглядываемся на кучи пакетов возле мусорных баков, среди которых могут оказаться весьма подозрительные. Мы, чертыхаясь, но без особого страха, объезжаем места очередных контртеррористических операций, где заблокированы и ждут своей незавидной участи боевики. Мы возмущаемся, когда исламские террористы убивают сотрудников милиции, учителей, случайных охотников, гадалок и прорицателей.
С 17 января 2014 года практически до конца 2015 года в республике не происходило ничего из ряда вон выходящего. Взрывные устройства и оружие при обысках находили, боевиков в спецоперациях уничтожали, другие боевики стреляли в защитников Закона и погибали на месте. Террористы похищали людей мирных профессий, а люди в камуфляжной форме похищали вероятных боевиков. Многие адепты учения Аль-Ваххаба, как рассказывают СМИ, присягнули несуществующему государству ИГИЛ, запрещенной на территории Российской Федерации террористической организации, и уехали воевать за «чистоту ислама» в Сирию.
В декабре 2015 года ночью из лесного массива были обстреляны военнослужащие, находившиеся на смотровой площадке цитадели «Нарын-Кала». Погиб пограничник из Самары. Вторая беда произошла на Джемикентском посту ГИБДД по трассе М-29. Погибли два сотрудника полиции, ранено 13 человек. И вновь ответственность за теракт взяла на себя террористическая организация, которую в России начали называть ДАИШ.
Эти случаи, как и участившиеся атаки боевиков, особенно в южном Дагестане, где начали уничтожать школы, и даже сожгли музей дагестанского поэта Сулеймана Стальского, показывают, что власть не имеет права расслабляться. Спокойствие 2014-2015 годов могло оказаться затишьем перед бурей. Что будет завтра, какого «черного лебедя» мы увидим, можно только гадать.
2. По миру расползается самое агрессивное и самое непримиримое направление ислама – ваххабизм или салафизм. Родившись в Саудовской Аравии и став там государственной религией, ваххабизм проникает и мутирует как вирус в страны Магриба, на Северный Кавказ, в Среднюю Азию и в Поволжье. Сегодня метастазы ваххабизма проникают через социальные сети во многие страны мира. Неокрепшая морально молодежь жадно впитывает основы так называемого «чистого ислама» [1] и рвется как мотыльки на огонь, в пламя войны в Сирию.
Рождается и развивается маргинальное направление в религии – и рождаются и расцветают целые институты по изучению этого явления. Появляются доморощенные специалисты, которые на основании собственных предположений, зачастую далеких от реальности, строят теории о причинах роста количества адептов терроризма среди молодежи, и объявляют свои выводы истиной в последней инстанции.
Ежегодно проводится множество конференций, симпозиумов, форумов, круглых столов, посвященных проблемам терроризма и борьбы с ним. Множество раз ставился вопрос – почему молодые люди уходят в идеологию религиозной непримиримости? Объяснения даются совершенно разные – коррупция, невозможность устроиться на учебу, найти работу, недостаток в доходах, обещание денег. Мнения основной части экспертов основаны на собственных догадках и измышлениях, которые они подтверждают для себя опросами среди групп населения, никак не связанных с религиозными экстремистами. Эти мнения эксперты возводят в принцип, углубляя и развивая свои выводы от конференции к форуму, от форума к круглому столу [3].
Проводят и социологические опросы – тестирование с заранее определенными вариантами ответов, которые опять же соответствуют представлениям самих социологов. А выборку для социологических опросов зачастую производят среди либо очень далеких от религиозных споров, либо ничего не знающих об идеологии экстремистов.
Эксперты видят каждый свою сторону этого масштабного и очень опасного явления. Это видение похоже на известную притчу о слепых и слоне: «Это колонна», - говорит один, ухватившись за ногу. «Нет, это большая змея», - отвечает второй, держась за хобот. «Вы оба неправы, это большой шершавый лопух», - говорит третий, схватив слона за ухо.
А терроризм продолжает свою кровавую жатву. Начали в России жестче контролировать религиозных фанатиков и пресекать любые попытки их активизации, и как следствие этого - фронт борьбы перемещается в другое место – в Сирию, в Ливан, во Францию. И никакие теории кабинетных ученых не объясняют причину этого, и не предлагают действенного способа борьбы с религиозным исламским экстремизмом.
3. В Дагестане утверждена очередная государственная «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма на 2016 год» [2]. За реализацию программы ответственны министерства - печати, национальной политики, образования, культуры, спорта, труда, молодежи, и комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями.
Цель программы, имеющей семь нянек, - реализация государственной политики в области информационного противодействия, и системы мер, направленных на профилактику распространения идеологии экстремизма и терроризма, координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и религиозных объединений. И самое важное - снижение уровня радикализации различных групп населения и недопущение вовлечения молодежи в террористическую деятельность.
Самое интересное – целевые индикаторы программы, стоящей республике немалых денег: численность журналистов, блогеров, специалистов государственных и муниципальных СМИ, участвовавших в семинарах по проблемам противодействия терроризму и экстремизму; количество стендов, рекламных щитов, баннеров, брошюр, агитплакатов и буклетов по теме; пропаганды религиозной терпимости; грантов, премий по результатам конкурсов на лучшее освещение проблематики; конференций и форумов; публикаций, антиэкстремистских теле- и радиопередач, документальных фильмов и роликов, аналитических, социологических исследований, пресс-конференций, брифингов, "круглых столов", обсуждений на дискуссионных площадках этих проблем.
Реальным индикатором результативности борьбы с идеологией экстремизма должно быть совершенно иное – снижение статистики преступлений террористической направленности, числа сторонников ваххабизма и запрещенных в России террористических организаций, рост количества людей, вернувшихся к мирной жизни. Те, кто уходят в лес или уезжают в Сирию, не смотрят теле- и радиопередачи, посвященные борьбе с религиозным экстремизмом и не ходят на форумы и круглые столы. Они занимаются совершенно другим – изучают основы религии, Коран и Сунну с комментариями проповедников ваххабизма, и готовятся к джихаду, который они понимают однозначно – к борьбе с инакомыслящими, войне с теми, кто защищает действующую власть, так как она не является для них легитимной.
4. В отличие от представителей традиционного ислама, агитаторы ислама ваххабистского толка работают адресно, они находят людей, слабо знающих основы религии и методично обучают их своей концепции, в которой, в частности, допустимы убийства верующих [4].
Мало завлечь молодого человека, не имеющего определенных моральных устоев, нормального светского образования, и верных понятий о религии, в свое направление ислама. Релизиозные экстремисты считают обязательным, чтобы кроме исполнения пяти ежедневных намазов и остальных четырех столпов религии, непрерывное углубление знаний в исламе, постоянную учебу - единобожию, арабскому языку, чтению Корана, и другим так называемым религиозным наукам. Это заставляет его думать постоянно о религии, отвлекает от мыслей о мирском.
Каждый обучающийся, приобретая определенные знания, берет в свою очередь ученика, и объясняет ему ту «науку», которую усвоил сам. Таким образом, возникает система «вирусного маркетинга», или «пирамиды», когда каждый ученик имеет своего учителя, а учитель – своих учеников – по аналогии с распространителями «Гербалайфа», которые распространяют свои препараты для последующей продажи на следующий уровень «пирамиды» - тем, кого удалось в нее вовлечь.
Еще одна особенность – молодым людям внушается мысль о том, что земная жизнь – только короткий промежуток на пути в рай, которого можно достичь самопожертвованием на пути джихада. Что, совершая самоподрыв и обрекая на смерть людей, служащих правопорядку, человек становится «шахидом» и попадает в рай. Легко внушаемые люди - не редкость. Они становятся смертниками - жертвами ваххабитов и палачами невинных людей.
5. Молодой человек, бывший студент в феврале 2016 года совершил террористический акт на Джемикентском посту в Дагестане. По одной информации, он вернулся из Сирии, по другой – он туда собирался. Как известно, он был в поде зрения специальных служб. Почему надо было ждать этого взрыва, чтобы провести обыски у родителей смертника, чтобы обыскивать дома известных спецслужбам «амиров» бандитского подполья? Почему его не остановили вовремя – родители, школа, институт, друзья, имамы мечетей, в которых он молился? Нет ответа.
В Сирии экстремистам сегодня не так уж хорошо. Их теснят правительственные войска, поддерживаемые российской авиацией. Рано или поздно в Дагестан пойдет поток возвращающихся боевиков, знающих что такое кровь, умеющих убивать. Что будет с республикой? Нет ответа.
Убит один «амир» или «имам» - появляется – назначается новый – это гидра, у которой вырастает несколько голов вместо отрубленной. Как остановить распространение этого вируса, этой смертельно опасной болезни? У экстремистов всегда есть запас тех, кто готов идти на гибель. И их верхушка решает, где и когда организовать новую диверсию. Как предупредить появление следующего смертника, следующий террористический акт? Нет ответа.
В некоторых высокогорных районах Дагестана, в Южном Дагестане, вирус ваххабизма распространяется все активнее и активнее. Почему не объявляют карантин, не проводят тщательную вычистку адептов религиозного экстремизма? Нет ответа.
Раздаются голоса о переговорах с ваххабитами, о поисках соглашений с ними. В некоторых регионах Северного Кавказа с ними заигрывают. Переговоры с религиозными экстремистами недопустимы, их задача – свержение существующей власти и установление Халифата. Любая уступка, любой шаг навстречу воспринимается ими как проявление слабости и приближение к своей цели.
6. Противостояние «ДАИШу» заключается в проведении активной разъяснительно-пропагандистcкой кампании, разоблачающей заблуждения сторонников радикально-исламских группировок, в правильном заполнении идеологического вакуума в умах молодежи, в профилактике и оперативной работе с теми, кто начинает подпадать под влияние идеологов ваххабизма, с целью вовремя вывести их из-под этого влияния.
Противодействие религиозному экстремизму должно быть адресной работой. Никакие конференции, телепередачи и рекламные щиты её не заменят. Тех, кто идет на поводу у ваххабитских проповедников, надо вовремя возвращать в лоно традиционного ислама, и прикреплять к ним учителей, которые умеют давать верные и понятные объяснения. Если человек не преступил Закон, не дошел до точки невозврата, его можно вернуть в мир нормальных человеческих отношений, спасти от тюрьмы и гибели.
Очень многое зависит от работы ДУМДа с молодежью. Прививание базовых моральных ценностей, правильное объяснение сур Корана, которые искаженно толкуют адепты религиозного экстремизма, и опять же – адресная методичная и последовательная работа с представителями «группы риска», с теми, кого органы правопорядка регистрируют в качестве приверженца не той ветви Ислама. Адресная работа с каждым из них, и доведение этой работы до того, чтобы у полиции было полное основание снять их с профилактического учета.
Литература
1. Балуевская Е. Ю., Ниналалов С. А. Салафизм: от весны до расцвета? // Газета «Настоящее время», 14 апреля 2013 г.
2. Государственная программа Республики Дагестан «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан на 2016 год», http://docs.cntd.ru/document/432838529
3. Ниналалов С. А. Как же нам бороться с экстремизмом? //Кавполит, 7 августа 2014 г.,
http://kavpolit.com/articles/kak_zhe_nam_borotsja_s_ekstremizmom-8154/
4. Ниналалов С. А. Некоторые вопросы профилактики религиозного экстремизма // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России» 26-27 ноября 2014 г., Махачкала, 2014. - с. 143.
Ниналалов С. А.
С 17 января 2014 года практически до конца 2015 года в республике не происходило ничего из ряда вон выходящего. Взрывные устройства и оружие при обысках находили, боевиков в спецоперациях уничтожали, другие боевики стреляли в защитников Закона и погибали на месте. Террористы похищали людей мирных профессий, а люди в камуфляжной форме похищали вероятных боевиков. Многие адепты учения Аль-Ваххаба, как рассказывают СМИ, присягнули несуществующему государству ИГИЛ, запрещенной на территории Российской Федерации террористической организации, и уехали воевать за «чистоту ислама» в Сирию.
В декабре 2015 года ночью из лесного массива были обстреляны военнослужащие, находившиеся на смотровой площадке цитадели «Нарын-Кала». Погиб пограничник из Самары. Вторая беда произошла на Джемикентском посту ГИБДД по трассе М-29. Погибли два сотрудника полиции, ранено 13 человек. И вновь ответственность за теракт взяла на себя террористическая организация, которую в России начали называть ДАИШ.
Эти случаи, как и участившиеся атаки боевиков, особенно в южном Дагестане, где начали уничтожать школы, и даже сожгли музей дагестанского поэта Сулеймана Стальского, показывают, что власть не имеет права расслабляться. Спокойствие 2014-2015 годов могло оказаться затишьем перед бурей. Что будет завтра, какого «черного лебедя» мы увидим, можно только гадать.
2. По миру расползается самое агрессивное и самое непримиримое направление ислама – ваххабизм или салафизм. Родившись в Саудовской Аравии и став там государственной религией, ваххабизм проникает и мутирует как вирус в страны Магриба, на Северный Кавказ, в Среднюю Азию и в Поволжье. Сегодня метастазы ваххабизма проникают через социальные сети во многие страны мира. Неокрепшая морально молодежь жадно впитывает основы так называемого «чистого ислама» [1] и рвется как мотыльки на огонь, в пламя войны в Сирию.
Рождается и развивается маргинальное направление в религии – и рождаются и расцветают целые институты по изучению этого явления. Появляются доморощенные специалисты, которые на основании собственных предположений, зачастую далеких от реальности, строят теории о причинах роста количества адептов терроризма среди молодежи, и объявляют свои выводы истиной в последней инстанции.
Ежегодно проводится множество конференций, симпозиумов, форумов, круглых столов, посвященных проблемам терроризма и борьбы с ним. Множество раз ставился вопрос – почему молодые люди уходят в идеологию религиозной непримиримости? Объяснения даются совершенно разные – коррупция, невозможность устроиться на учебу, найти работу, недостаток в доходах, обещание денег. Мнения основной части экспертов основаны на собственных догадках и измышлениях, которые они подтверждают для себя опросами среди групп населения, никак не связанных с религиозными экстремистами. Эти мнения эксперты возводят в принцип, углубляя и развивая свои выводы от конференции к форуму, от форума к круглому столу [3].
Проводят и социологические опросы – тестирование с заранее определенными вариантами ответов, которые опять же соответствуют представлениям самих социологов. А выборку для социологических опросов зачастую производят среди либо очень далеких от религиозных споров, либо ничего не знающих об идеологии экстремистов.
Эксперты видят каждый свою сторону этого масштабного и очень опасного явления. Это видение похоже на известную притчу о слепых и слоне: «Это колонна», - говорит один, ухватившись за ногу. «Нет, это большая змея», - отвечает второй, держась за хобот. «Вы оба неправы, это большой шершавый лопух», - говорит третий, схватив слона за ухо.
А терроризм продолжает свою кровавую жатву. Начали в России жестче контролировать религиозных фанатиков и пресекать любые попытки их активизации, и как следствие этого - фронт борьбы перемещается в другое место – в Сирию, в Ливан, во Францию. И никакие теории кабинетных ученых не объясняют причину этого, и не предлагают действенного способа борьбы с религиозным исламским экстремизмом.
3. В Дагестане утверждена очередная государственная «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма на 2016 год» [2]. За реализацию программы ответственны министерства - печати, национальной политики, образования, культуры, спорта, труда, молодежи, и комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями.
Цель программы, имеющей семь нянек, - реализация государственной политики в области информационного противодействия, и системы мер, направленных на профилактику распространения идеологии экстремизма и терроризма, координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и религиозных объединений. И самое важное - снижение уровня радикализации различных групп населения и недопущение вовлечения молодежи в террористическую деятельность.
Самое интересное – целевые индикаторы программы, стоящей республике немалых денег: численность журналистов, блогеров, специалистов государственных и муниципальных СМИ, участвовавших в семинарах по проблемам противодействия терроризму и экстремизму; количество стендов, рекламных щитов, баннеров, брошюр, агитплакатов и буклетов по теме; пропаганды религиозной терпимости; грантов, премий по результатам конкурсов на лучшее освещение проблематики; конференций и форумов; публикаций, антиэкстремистских теле- и радиопередач, документальных фильмов и роликов, аналитических, социологических исследований, пресс-конференций, брифингов, "круглых столов", обсуждений на дискуссионных площадках этих проблем.
Реальным индикатором результативности борьбы с идеологией экстремизма должно быть совершенно иное – снижение статистики преступлений террористической направленности, числа сторонников ваххабизма и запрещенных в России террористических организаций, рост количества людей, вернувшихся к мирной жизни. Те, кто уходят в лес или уезжают в Сирию, не смотрят теле- и радиопередачи, посвященные борьбе с религиозным экстремизмом и не ходят на форумы и круглые столы. Они занимаются совершенно другим – изучают основы религии, Коран и Сунну с комментариями проповедников ваххабизма, и готовятся к джихаду, который они понимают однозначно – к борьбе с инакомыслящими, войне с теми, кто защищает действующую власть, так как она не является для них легитимной.
4. В отличие от представителей традиционного ислама, агитаторы ислама ваххабистского толка работают адресно, они находят людей, слабо знающих основы религии и методично обучают их своей концепции, в которой, в частности, допустимы убийства верующих [4].
Мало завлечь молодого человека, не имеющего определенных моральных устоев, нормального светского образования, и верных понятий о религии, в свое направление ислама. Релизиозные экстремисты считают обязательным, чтобы кроме исполнения пяти ежедневных намазов и остальных четырех столпов религии, непрерывное углубление знаний в исламе, постоянную учебу - единобожию, арабскому языку, чтению Корана, и другим так называемым религиозным наукам. Это заставляет его думать постоянно о религии, отвлекает от мыслей о мирском.
Каждый обучающийся, приобретая определенные знания, берет в свою очередь ученика, и объясняет ему ту «науку», которую усвоил сам. Таким образом, возникает система «вирусного маркетинга», или «пирамиды», когда каждый ученик имеет своего учителя, а учитель – своих учеников – по аналогии с распространителями «Гербалайфа», которые распространяют свои препараты для последующей продажи на следующий уровень «пирамиды» - тем, кого удалось в нее вовлечь.
Еще одна особенность – молодым людям внушается мысль о том, что земная жизнь – только короткий промежуток на пути в рай, которого можно достичь самопожертвованием на пути джихада. Что, совершая самоподрыв и обрекая на смерть людей, служащих правопорядку, человек становится «шахидом» и попадает в рай. Легко внушаемые люди - не редкость. Они становятся смертниками - жертвами ваххабитов и палачами невинных людей.
5. Молодой человек, бывший студент в феврале 2016 года совершил террористический акт на Джемикентском посту в Дагестане. По одной информации, он вернулся из Сирии, по другой – он туда собирался. Как известно, он был в поде зрения специальных служб. Почему надо было ждать этого взрыва, чтобы провести обыски у родителей смертника, чтобы обыскивать дома известных спецслужбам «амиров» бандитского подполья? Почему его не остановили вовремя – родители, школа, институт, друзья, имамы мечетей, в которых он молился? Нет ответа.
В Сирии экстремистам сегодня не так уж хорошо. Их теснят правительственные войска, поддерживаемые российской авиацией. Рано или поздно в Дагестан пойдет поток возвращающихся боевиков, знающих что такое кровь, умеющих убивать. Что будет с республикой? Нет ответа.
Убит один «амир» или «имам» - появляется – назначается новый – это гидра, у которой вырастает несколько голов вместо отрубленной. Как остановить распространение этого вируса, этой смертельно опасной болезни? У экстремистов всегда есть запас тех, кто готов идти на гибель. И их верхушка решает, где и когда организовать новую диверсию. Как предупредить появление следующего смертника, следующий террористический акт? Нет ответа.
В некоторых высокогорных районах Дагестана, в Южном Дагестане, вирус ваххабизма распространяется все активнее и активнее. Почему не объявляют карантин, не проводят тщательную вычистку адептов религиозного экстремизма? Нет ответа.
Раздаются голоса о переговорах с ваххабитами, о поисках соглашений с ними. В некоторых регионах Северного Кавказа с ними заигрывают. Переговоры с религиозными экстремистами недопустимы, их задача – свержение существующей власти и установление Халифата. Любая уступка, любой шаг навстречу воспринимается ими как проявление слабости и приближение к своей цели.
6. Противостояние «ДАИШу» заключается в проведении активной разъяснительно-пропагандистcкой кампании, разоблачающей заблуждения сторонников радикально-исламских группировок, в правильном заполнении идеологического вакуума в умах молодежи, в профилактике и оперативной работе с теми, кто начинает подпадать под влияние идеологов ваххабизма, с целью вовремя вывести их из-под этого влияния.
Противодействие религиозному экстремизму должно быть адресной работой. Никакие конференции, телепередачи и рекламные щиты её не заменят. Тех, кто идет на поводу у ваххабитских проповедников, надо вовремя возвращать в лоно традиционного ислама, и прикреплять к ним учителей, которые умеют давать верные и понятные объяснения. Если человек не преступил Закон, не дошел до точки невозврата, его можно вернуть в мир нормальных человеческих отношений, спасти от тюрьмы и гибели.
Очень многое зависит от работы ДУМДа с молодежью. Прививание базовых моральных ценностей, правильное объяснение сур Корана, которые искаженно толкуют адепты религиозного экстремизма, и опять же – адресная методичная и последовательная работа с представителями «группы риска», с теми, кого органы правопорядка регистрируют в качестве приверженца не той ветви Ислама. Адресная работа с каждым из них, и доведение этой работы до того, чтобы у полиции было полное основание снять их с профилактического учета.
Литература
1. Балуевская Е. Ю., Ниналалов С. А. Салафизм: от весны до расцвета? // Газета «Настоящее время», 14 апреля 2013 г.
2. Государственная программа Республики Дагестан «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан на 2016 год», http://docs.cntd.ru/document/432838529
3. Ниналалов С. А. Как же нам бороться с экстремизмом? //Кавполит, 7 августа 2014 г.,
http://kavpolit.com/articles/kak_zhe_nam_borotsja_s_ekstremizmom-8154/
4. Ниналалов С. А. Некоторые вопросы профилактики религиозного экстремизма // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России» 26-27 ноября 2014 г., Махачкала, 2014. - с. 143.
Ниналалов С. А.
к.ф.-м.н.,
ученый секретарь ИПГ
ДНЦ РАН
Махачкала
ученый секретарь ИПГ
ДНЦ РАН
Махачкала