Друзья, небольшой перерыв в обсуждении форсайта Махачкалы был связан с выборами мэра города, которые прошли предсказуемо и безнадежно плохо. С начала февраля я приступил к формированию проекта пилотного доклада форсайта и как минимум два эксперта нашей команды имели возможность проследить за ходом выполнения доклада. Доклад практически готов, но остались несколько важных вопросов.
Один из них - включение в документы стратегического планирования региона и, соответственно, исполнение известного президентского Указа №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и последовавших нацпроектов. Есть два способа выполнения, достижения регионом заданных указом параметров. 1. Согласование сценарных условий развития региона со сценариями социально-экономического развития РФ. В данном случае, согласование нацпроектов с планами, программами, бюджетом региона. 2. Стратегическое рыночное планирование региона и инвестиционое развитие.
Что касается Дагестана, первый способ уже начинает давать сигналы системного сбоя - для чиновников Указ 204 слом мозга, новая парадигма, которую они не способны ни понять, ни переварить, ни исполнить. Второй способ для них - что-то неизведанное, невероятное, невозможное, которое они никогда не делали, а если и делали, то с треском провалили. Все вы знаете, чем закончились Стратегия-2025 РД и крупные инвестиционные проекты. Но у нас вопрос по Махачкале.
Даже существенно выросший в 2019 году бюджет Махачкалы с населением около 1 млн человек, составляет менее 7,5 млрд рублей. Для сравнения: бюджеты сопоставимых с Махачкалой городов-миллионников РФ - Омска 18,3 млрд руб, Краснодара 24,5 млрд руб. Сохраняются низкий уровень налогов, сборов, высокие уровни дотационности бюджета (на 2\3) и задолженности (более 1,5 млрд руб). Решение системных проблем Махачкалы и переход в агломерацию сопряжены с громадными затратами и пока определенного понимания источников их финансирования, равно как и источников пополнения бюджета города, нет. Эффект низкой базы и тактика выжатого лимона могут дать только небольшой результат в краткосрочный период.
Но главный вопрос муниципалов «где взять деньги?» становится риторическим и уходит на задний план. На первый план выходит вопрос «что делать, когда денег у города мало и больше не предвидится?». И ответы находятся. В ходе реализации проекта форсайта Махачкалы команда экспертов выработает в том числе налоговые, бюджетные и инвестиционные решения.У Махачкалы появляется стимул перейти от затратной бюджетной модели хозяйствования к плановой и проектно-инвестиционной модели развития. В стране экономический кризис, финансовые вливания в город из республиканского бюджета ограничены, конкуренция между городами усиливается, а город на марше, пороге перемен – угрозы, опасности, риски настолько велики, а ресурсы, возможности настолько ограничены, что для города остается чуть ли не единственное «окно возможностей»: стратегическое рыночное планирование. Жду ваших компетентных мнений.