Проблема терроризма представляет собой важнейшую из глобальных угроз современности. В последние десятилетия терроризм и экстремизм заняли важнейшее место в ряду рисков для развития Северного Кавказа, в том числе и Республики Дагестан. Так, одним из основных ожиданий жителей республики является искоренение терроризма [1].
Не смотря на большое внимание к проблеме терроризма и радикализма, существует значительный пробел в научной мысли, которая отличается узостью интерпретаций и подходов.
В последние годы одной из глобальных угроз безопасности стал терроризм. Появились мировые глобальные ячейки террористов. В большинстве случаев, террористические акты со стороны международных исламских террористических структур и сетей, приобрели качество новых глобальных мировых процессов и технологий.
Проведенные автором на протяжении десяти лет социологические исследования позволили приблизиться к пониманию этой сложной проблемы изнутри, но что бы понять ее, нужен еще больший и кропотливый труд. Как можно понять жестокость, насилие, беспощадность и кровожадность? Как можно увидеть в исламской религии то, что противоречит ее ценностям и тем принципам, которые прививались российским мусульманам с рождения? Как понять безжалостность к себе и собственным детям? Это очень сложно и ответа на эти вопросы нам еще не дает ни один практик или ученый.
В научной среде и в практической реальности имеется ряд заблуждений и недоработок, препятствующих понимании радикализации и борьбы с ней. Среди них можно выделить:
- научные недоработки;
- пробелы в образовании и неподготовленность кадров;
- недоработанность в сфере профилактики.
В науке существует заблуждение насчет абсолютизации и сведении проблемности к социальной несправедливости, активно продвигаемой причине радикализации со стороны лоббистов радикальных структур и идеологий. Встречающееся неприятие понятие «традиционный Ислам» большей частью ученых, за исключением нескольких научных школ и экспертов. По актуальной для изучения проблеме радикализации детей из группы риска исследований нет, и этот вопрос остается открытым как для российских, так и для зарубежных исследователей.
Образовательные пробелы связаны с научными недоработками. Отсутствие научной базы сказывается на образовании. В школах профилактика радикализма часто становится лишь формальностью, где важным фактором является личностный фактор – отношение учителя к данной проблеме.
В профилактическом вопросе наиболее уязвимым моментом является отсутствие координации традиционных религиозных структур, гражданского общества и ученых. Отсутствие сплоченной сети. Неразработанность методов работы с группой риска и отсутствие специально подготовленных профессиональных специалистов (психологов, структур по работе с молодежью, а так же теологов и имамов).
В последние годы потенциал религии как структуры гражданского общества используется активнее, борьба за духовную сферу стала настойчивее и ожесточеннее. Православие и ислам вытесняются агрессивно вторгающимися христианскими и языческими сектами, стремительным распространением нетрадиционного ислама. Постмодернизм [6], трансформировал религиозный потенциал, где-то ослабив влияние религии, а где-то усилив. От религиозных организаций, сейчас исходит одна из угроз для стабильности мира. Глобальный терроризм стал одним из признаков формирующейся мировой политики [10, 50-52] перекраивающей карту мира, (так, ИГИЛ, террористическая организация, запрещенная в РФ, уже прямо или косвенно затронула многие страны) [4, 91-96].
Распространение салафизма, расширяется и углубляется в мире, на постсоветском пространстве (особенно в Российской Федерации - Северный Кавказ, Поволжье, и благодаря миграциям во многих регионах России и в Среднеазиатских странах постсоветского пространства). И этот процесс не естественен. Идет настойчивая и проработанная «активность рекрутеров, использование интернет-форумов и социальных сетей, продвижение книг и лекций, он-лайн проповедей иностранных и местных ученых, благотворительной деятельности» и т.д. [5, 96].
Согласно исследованиям автора, действия радикально настроенных экстремистов считает не правильной и не имеющей оправдания считает (83,4%) респондентов («не оправдываю никакими целями, они только портят религию», «смерть невинных людей не относится к Религии», «судить может только Аллах!», «не оправдываю, это провокации внешних сил», «нельзя убивать мирных жителей» и т.д.), но есть и те, кто оправдывает (9%), и порой склоняется к их правоте 7,5%. Здесь срабатывает феномен неофита [3, c. 94-99], с максимализмом, поверхностностью, барьерами и агрессивностью, управляемостью. Ре-исламизация, уход от традиционной религии приводит к радикальному неприятию прошлых ценностей. И здесь важна работа с данной группой, они могут стать искренними мусульманами, попав в традиционных структуры, и злостными радикалами, примкнув к радикальной идеологии.
Основная работа по профилактике и борьбе с радикализмом легла на плечи религиозных организаций (муфтията, Духовных управлений мусульман). В регионе подобные «традиционные» религиозные организации выступают как основной проводник и субъект анти-радикализации.
Важно уйти от понятия радикальный ислам, распространенного в России. Существует радикальное течение и группа риска [2, 494-501], подверженная радикализации, которую в зарубежных научных источниках называют глобальный салафитский джихадизм [8], [9] говоря о «салафитской террористической группе» во главе с "Аль-Каидой", где Салафитская идеология определяет миссии, ставит цели и направляет тактику [7].
Социокультурные традиции народов Северного Кавказа, традиционная религия - суфизм, являются важным фактором для профилактики радикализма и терроризма. Трансляция традиций, традиционной религии, мудрости предков, уважение к своей истории и культуре – залог стабильности общества.
Важно создать научный координационный центр, вести борьбу за жизнь и будущее молодежи, объединив усилия научного, экспертного сообщества, власти и религиозных структур, выработав терминологию, простые ответы, меры по профилактике.
Общество многострукурно и сегментировано, поэтому важно изучение интересов, проблем и взглядов разных групп. Необходим комплексный эмпирический анализ проблем региона, основанный на репрезентативной выборке.
Необходимо развивать науку и теологию, формировать экспертное сообщество. Важный вклад может сыграть практическая работа (СМИ и иных структур гражданского общества). Уязвимым моментом остается мотивация. Необходима работа с группой риска, а не формальные мероприятия и работа с лидерами.
Список литературы
1. Саидов А.А. и др. Ожидания Дагестана: социально-политические трансформации и элиты: Монография. Москва. Изд-во "Перо", 2014. 196 с.
2. Сиражудинов А.С. Исламский радикализм и угрозы безопасности на Северном Кавказе // Вопросы гармонизации межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – М.: Издательство «Перо», 2016. С. 494-501.
3. Сиражудинова С.В. Неофиты в структуре радикального ислама // Информационные войны. 2015. №4. С. 94-99.
4. Сиражудинова С.В. Религия и гражданское общество на постсоветском пространстве: политический аспект // Информационные войны. 2016. №2. 2016. с. 91-96.
5. Турий О. Исторические аспекты понятия «канонической территории». www.cerkva.od.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=34
6. Gellner E. Postmodernism, Reason and Religion. - New York: Routledge. - 1992.
7. Marc Sageman. “Global Salafy Jihad,” statement to the National Commission on Terrorist At tacks upon the United States, July 9, 2003.
8. Marc Sageman. Understanding Terror Networks, Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 2004, p. 1.
9. Quintan Wiktorowicz. The new global threat: thansnational salafis and jihad. Midle East policy. 2001. Vol. VIII. No. 4. р. 18-38.
10. Thomas G.M. Religious movements, world civil society, and social theory The Hedgehog Review. р. 50-52. http://iasc-culture.org/THR/archives/Rel&Globalization/4.2FThomas.pdf
Сиражудинова С.В. кандидат политических наук
президент «Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие»
saida_kant@mail.ru
Не смотря на большое внимание к проблеме терроризма и радикализма, существует значительный пробел в научной мысли, которая отличается узостью интерпретаций и подходов.
В последние годы одной из глобальных угроз безопасности стал терроризм. Появились мировые глобальные ячейки террористов. В большинстве случаев, террористические акты со стороны международных исламских террористических структур и сетей, приобрели качество новых глобальных мировых процессов и технологий.
Проведенные автором на протяжении десяти лет социологические исследования позволили приблизиться к пониманию этой сложной проблемы изнутри, но что бы понять ее, нужен еще больший и кропотливый труд. Как можно понять жестокость, насилие, беспощадность и кровожадность? Как можно увидеть в исламской религии то, что противоречит ее ценностям и тем принципам, которые прививались российским мусульманам с рождения? Как понять безжалостность к себе и собственным детям? Это очень сложно и ответа на эти вопросы нам еще не дает ни один практик или ученый.
В научной среде и в практической реальности имеется ряд заблуждений и недоработок, препятствующих понимании радикализации и борьбы с ней. Среди них можно выделить:
- научные недоработки;
- пробелы в образовании и неподготовленность кадров;
- недоработанность в сфере профилактики.
В науке существует заблуждение насчет абсолютизации и сведении проблемности к социальной несправедливости, активно продвигаемой причине радикализации со стороны лоббистов радикальных структур и идеологий. Встречающееся неприятие понятие «традиционный Ислам» большей частью ученых, за исключением нескольких научных школ и экспертов. По актуальной для изучения проблеме радикализации детей из группы риска исследований нет, и этот вопрос остается открытым как для российских, так и для зарубежных исследователей.
Образовательные пробелы связаны с научными недоработками. Отсутствие научной базы сказывается на образовании. В школах профилактика радикализма часто становится лишь формальностью, где важным фактором является личностный фактор – отношение учителя к данной проблеме.
В профилактическом вопросе наиболее уязвимым моментом является отсутствие координации традиционных религиозных структур, гражданского общества и ученых. Отсутствие сплоченной сети. Неразработанность методов работы с группой риска и отсутствие специально подготовленных профессиональных специалистов (психологов, структур по работе с молодежью, а так же теологов и имамов).
В последние годы потенциал религии как структуры гражданского общества используется активнее, борьба за духовную сферу стала настойчивее и ожесточеннее. Православие и ислам вытесняются агрессивно вторгающимися христианскими и языческими сектами, стремительным распространением нетрадиционного ислама. Постмодернизм [6], трансформировал религиозный потенциал, где-то ослабив влияние религии, а где-то усилив. От религиозных организаций, сейчас исходит одна из угроз для стабильности мира. Глобальный терроризм стал одним из признаков формирующейся мировой политики [10, 50-52] перекраивающей карту мира, (так, ИГИЛ, террористическая организация, запрещенная в РФ, уже прямо или косвенно затронула многие страны) [4, 91-96].
Распространение салафизма, расширяется и углубляется в мире, на постсоветском пространстве (особенно в Российской Федерации - Северный Кавказ, Поволжье, и благодаря миграциям во многих регионах России и в Среднеазиатских странах постсоветского пространства). И этот процесс не естественен. Идет настойчивая и проработанная «активность рекрутеров, использование интернет-форумов и социальных сетей, продвижение книг и лекций, он-лайн проповедей иностранных и местных ученых, благотворительной деятельности» и т.д. [5, 96].
Согласно исследованиям автора, действия радикально настроенных экстремистов считает не правильной и не имеющей оправдания считает (83,4%) респондентов («не оправдываю никакими целями, они только портят религию», «смерть невинных людей не относится к Религии», «судить может только Аллах!», «не оправдываю, это провокации внешних сил», «нельзя убивать мирных жителей» и т.д.), но есть и те, кто оправдывает (9%), и порой склоняется к их правоте 7,5%. Здесь срабатывает феномен неофита [3, c. 94-99], с максимализмом, поверхностностью, барьерами и агрессивностью, управляемостью. Ре-исламизация, уход от традиционной религии приводит к радикальному неприятию прошлых ценностей. И здесь важна работа с данной группой, они могут стать искренними мусульманами, попав в традиционных структуры, и злостными радикалами, примкнув к радикальной идеологии.
Основная работа по профилактике и борьбе с радикализмом легла на плечи религиозных организаций (муфтията, Духовных управлений мусульман). В регионе подобные «традиционные» религиозные организации выступают как основной проводник и субъект анти-радикализации.
Важно уйти от понятия радикальный ислам, распространенного в России. Существует радикальное течение и группа риска [2, 494-501], подверженная радикализации, которую в зарубежных научных источниках называют глобальный салафитский джихадизм [8], [9] говоря о «салафитской террористической группе» во главе с "Аль-Каидой", где Салафитская идеология определяет миссии, ставит цели и направляет тактику [7].
Социокультурные традиции народов Северного Кавказа, традиционная религия - суфизм, являются важным фактором для профилактики радикализма и терроризма. Трансляция традиций, традиционной религии, мудрости предков, уважение к своей истории и культуре – залог стабильности общества.
Важно создать научный координационный центр, вести борьбу за жизнь и будущее молодежи, объединив усилия научного, экспертного сообщества, власти и религиозных структур, выработав терминологию, простые ответы, меры по профилактике.
Общество многострукурно и сегментировано, поэтому важно изучение интересов, проблем и взглядов разных групп. Необходим комплексный эмпирический анализ проблем региона, основанный на репрезентативной выборке.
Необходимо развивать науку и теологию, формировать экспертное сообщество. Важный вклад может сыграть практическая работа (СМИ и иных структур гражданского общества). Уязвимым моментом остается мотивация. Необходима работа с группой риска, а не формальные мероприятия и работа с лидерами.
Список литературы
1. Саидов А.А. и др. Ожидания Дагестана: социально-политические трансформации и элиты: Монография. Москва. Изд-во "Перо", 2014. 196 с.
2. Сиражудинов А.С. Исламский радикализм и угрозы безопасности на Северном Кавказе // Вопросы гармонизации межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – М.: Издательство «Перо», 2016. С. 494-501.
3. Сиражудинова С.В. Неофиты в структуре радикального ислама // Информационные войны. 2015. №4. С. 94-99.
4. Сиражудинова С.В. Религия и гражданское общество на постсоветском пространстве: политический аспект // Информационные войны. 2016. №2. 2016. с. 91-96.
5. Турий О. Исторические аспекты понятия «канонической территории». www.cerkva.od.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=34
6. Gellner E. Postmodernism, Reason and Religion. - New York: Routledge. - 1992.
7. Marc Sageman. “Global Salafy Jihad,” statement to the National Commission on Terrorist At tacks upon the United States, July 9, 2003.
8. Marc Sageman. Understanding Terror Networks, Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 2004, p. 1.
9. Quintan Wiktorowicz. The new global threat: thansnational salafis and jihad. Midle East policy. 2001. Vol. VIII. No. 4. р. 18-38.
10. Thomas G.M. Religious movements, world civil society, and social theory The Hedgehog Review. р. 50-52. http://iasc-culture.org/THR/archives/Rel&Globalization/4.2FThomas.pdf
Сиражудинова С.В. кандидат политических наук
президент «Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие»
saida_kant@mail.ru