С первого января на российских прилавках больше не останется большинства турецких и украинских продуктов. При попытке провезти на территорию России их будут сжигать прямо на таможенных постах. Если же обнаружат на складах или в магазинах, то все равно уничтожат. Пока что такой жесткий порядок действовал только для европейской и американской еды.
Анкара ищет обходной путь
С первого января вступили в силу санкции против Турции, Указ о введении которых Владимир Путин подписал еще 28 ноября. Теперь на территорию нашей страны запрещен ввоз большого числа турецкой пищевой продукции, в числе которой фрукты, овощи, мясо домашней птицы, цветы и поваренная соль.
Также с первого января введены визовые ограничения для граждан Турции (они не распространяются только на людей, которые имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории России). Турецкий премьер-министр Ахмет Давотоглу заявил, что его страна отменять безвизовый режим с Россией не будет, поскольку надеется на нормализацию отношений.
При этом, правда, Турция готовит исковое заявление в Международный арбитражный суд по поводу законности введения Россией санкций. То есть конфликт Москвы и Анкары становится все более масштабным: обещала присоединиться в нынешнем году к антитурецким санкциям Абхазия — наш главный союзник в Закавказье.
Напомним, что ранее на территории России уже было запрещено работать как турецким, так и компаниям, которыми управляют граждане Турции в трех отраслях: туристической, гостиничной и строительной. Исключение — лишь для девелоперов, у которых есть уже заключенные контракты: исполнят договоры — и прости-прощай!
«СП-Юг» уже рассказывал о крупных стройках, которые сейчас ведут турки на территории южных регионов («Мы по туркам кирпичом») — это и футбольные стадионы «Краснодар» и «Ростов арена», и ростовский аэропорт «Южный», и пятизвездочные отели Sheraton и Hayat Regency в Ростове-на-Дону. Все эти объекты должны быть сданы уже в нынешнем году (причем, например, сроки сдачи краснодарского стадиона и ростовских отелей пришлось сдвинуть из-за экономического кризиса).
Прощай, «Украинский бекон»!
Самые ощутимые для южных регионов последствия наступят, ясно, после введения взаимных украинских и российских санкций. Украина исключается из зоны свободной торговли между странами ЕврАзЭс (напомним, она была введена еще в 2011 году и в нее вошли восемь государств СНГ).
Этот договор касается применения различных торговых ограничений, например, таможенных пошлин. И первый результат мы увидим уже 22 января, когда будет введена новая таможенная пошлина на произведенные на Украине колеса для железнодорожного транспорта. Последние годы украинские металлурги наращивали объем экспорта цельнолитых колес, а вот цены, напротив, значительно ниже, чем у продукции, произведенной, скажем, в России (хотя и делают такие колеса лишь два завода — в Нижнем Тагиле и нижегородской Выксе).
В свою очередь, украинская Верховная рада со второго января отменила режим свободной торговли с Россией: теперь для продукции, которая будет импортироваться из нашей страны, введены таможенные пошлины. Пусть и по льготной ставке. Но существенный список еды украинский Кабмин под председательством Арсения Яценюка своим постановлением вообще запретил к ввозу: это любое мясо и мясные изделия, молоко и молочные изделия, кофе и чай, шоколад и кондитерские изделия, детское питание и корм для собак, макароны и чипсы, пиво, водка и сигареты.
Помимо этого на Украину запрещен «въезд» российскому мылу, средствам защиты растений, железнодорожному оборудованию и даже колбасным оболочкам, а также хлористому калию и октиловому спирту (используется в парфюмерии).
Российское правительство оказалось куда скромнее: мы всего лишь запретили украинские продукты: свежую и охлажденную говядину, рыбу и раков, молоко и молочную продукцию, овощи, фрукты, картофель, орехи, колбасу и колбасные изделия.
Губернаторы взяли «под козырек»
В довершение всех торговых войн Владимир Путин подписал указ, фактически накладывающий запрет на транзитные перевозки грузов (на авто и железной дорогой) из Украины в Казахстан через российскую территорию. Теперь такие грузы должны въехать из Украины на территорию Белоруссию, а лишь затем оттуда — в нашу страну. Причем на въезде в Россию грузовые отсеки авто и товарные вагоны будут опломбировать (пломба будет отслеживаться через систему «Глонасс»). И ведь еще не через любой таможенный пункт из Белоруссии транзитный транспорт поедет: в список попали только один автомобильный («Красное») и один железнодорожный («Смоленск-Сортировочный»).
Южнороссийские губернаторы тоже держат нос по ветру в «санкционных» вопросах. Так, ингушский лидер Юнус-бек Евкуров уже 9 декабря издал странное распоряжение: он рекомендовал республиканских и муниципальным чиновникам, а также физическим и юридическим лицам в Ингушетии в своей деятельности руководствоваться антитурецкими санкциями. Зачем было дублировать президентский указ, решительно непонятно.
Некоторые же политики и вовсе решили «прогнуться» на святом — любви к детям. Традиционно собирают в разных российских регионах подарки для поздравления детей Луганска и Донецка с Новым годом и православным Рождеством. Но в этом году премьер-министр Калмыкии Игорь Зотов решил вывести этот вопрос на правительственный уровень: своим распоряжением рекомендовал чиновникам Калмыкии помочь в сборе подарков.
Ну а что же экономика?! Вот, например, ростовский губернатор Василий Голубев горячо поддержал идею строительства железнодорожной ветки в обход Украины, которое должно начаться в 2016 году. Ветка пройдет между станциями «Миллерово» и «Журавка». Объем инвестиций РЖД составит 55 млрд рублей.
А вот о том, сколько южные регионы реально потеряют от разрыва внешнеэкономических отношений с Украиной и Турцией, губернаторы не говорят. С одной стороны, например, с прилавков исчезнут полюбившиеся бренды «Украинский бекон», «Русалина», «Еремеевский», «Даринка», «Покровский двор» и многие другие. Зато иные производства на Юге выиграют от ограничения конкуренции со стороны украинских (например, целлюлозо-бумажная и упаковочная индустрия). Но что все же перевесит — политика или бизнес?!