Бывший губернатор Краснодарского края, а ныне министр сельского хозяйства Александр Ткачев, получил «черную метку» от депутата Госдумы Александра Хинштейна. Единоросс направил в Генпрокуратуру заявление о проверке бизнеса родственников Ткачева. Чем завершится противостояние двух политических тяжеловесов, разбирался «СП-Юг».
Не дают покоя лавры Навального…
Александр Хинштейн — один из самых на депутатские запросы плодовитых членов Госдумы. Только за последний месяц их «удостоились» сразу двое. Единоросс потребовал от Генпрокуратуры проверить траты на празднование 50-летия самарского сити-менеджера Олега Фурсова, у которого на корпоративе выступали «Хор Турецкого», Диана Гурцкая и еще множество звезд. За деньги, якобы собранные у местных бизнесменов под видом «добровольной» помощи сиротам.
А вот Александра Ткачева, тоже, по совпадению, недавно отпраздновавшего 55-летие, Александр Хинштейн попросил поведать о бизнесе его ближайших родственников. Не возникает ли «конфликт интересов» с учетом того, что члены семьи Ткачева занимаются аграрным бизнесом, а он непосредственно эту отрасль экономики курирует.
Причем, как и в случае с Фурсовым (всероссийское внимание к скандальному корпоративу которого, собственно, и привлек Хинштейн), к Ткачеву у него также давний интерес. Еще 30 ноября в стенах Госдумы депутаты фракции «Единая Россия» провели встречу с министром сельского хозяйства. На ней Александр Хинштейн в лоб и задал Ткачеву вопрос о семейном агробизнесе.
«Отвечая на мой вопрос, Ткачев пообещал собрать конфликтную комиссию, чтобы установить: есть ли конфликт интересов в том, что вся родня министра сельского хозяйства является акционерами крупнейших сельхозкомпаний. Цитата из министра Ткачева: «Что же, теперь моим родственникам делать? Бизнес продавать?», — передал содержание беседы сам Хинштейн в своем тТиттере.
Сам Александр Ткачев, доселе крайне активный в социальных сетях, об этом событии дипломатично промолчал. Да и в блогосфере она особого внимания не вызвала, даже обсуждение было крайне вялым.
И вот, прозорливо выждав время, Хинштейн снова вернулся к «делу Ткачева». В письме на имя министра он и просит проинформировать, исполнил ли тот свое обещание и созвал ли конфликтую комиссию. Если да, то каков ее вердикт.
Лишь после этого Ткачев обратился в правительство, чтобы уже там была созвана специальная комиссия, которая и подтвердит факт «конфликта интересов». Или опровергнет. «Рад, что Ткачев решил выполнить своё обязательство. Пусть даже и не в течение месяца, как он обещал. Позвонил в приемную Ткачева, попросил представить копию его обращения о разборе конфликта интересов, хочу убедиться лично. Перезвонила помощница Ткачева. Сказала, что, вроде бы, его заявление в правительство под грифом ДСП», — подробно, как в бразильском сериале, описывает историю Хинштейн по-прежнему в личном Твиттере.
«Агрокомплекс» берет измором
На сей раз резонанс в блогосфере куда мощнее, нежели в ноябре, хотя многие уверены: никакие спецкомиссии в действиях Ткачева нарушений не найдут.
Хотя Хинштейну, видимо, и не этого нужно. Почти наверняка, дождавшись решения этой самой комиссии, и обнародует добрую порцию компромата на Ткачева. Ведь и поныне даже большинство жителей Краснодарского края смутно догадываются о том, какие активы на самом деле принадлежат семье экс-губернатора.
Связывают его имя с одним из крупнейших в стране агрохолдингов «Агрокомплекс», акционерами которого является брат министра Алексей Ткачев, а до смерти был их отец Николай Ткачев. Как уже рассказывал «СП-Юг», после назначения кубанского губернатора министром, «Агрокомплекс» начал крайне агрессивную кампанию по продвижению в южных регионах. Так, массово стали открываться фирменные магазины под брендом агрохолдинга на Ставрополье; его рекламу теперь регулярно крутят на видеоэкранах в краевой столице. И это несмотря на то, что губернатор Владимир Владимиров не раз заявлял о протекционистских мерах для местных производителей. Но кубанской продукции, как видно, куда проще добраться до ставропольских прилавков. Быть может, дело как раз в федеральной «поддержке»?!
Интересы семьи Ткачевых, впрочем, выходят далеко за пределы аграрного бизнеса. Так, широко известен на Кубани и зять экс-губернатора Роман Баталов, с которым связывают крупнейший в стране тематический парк развлечений «Сочи-парк» (построенный к Олимпиаде в Имеретинской низменности) и горнолыжный курорт «Красная поляна». Официального подтверждения (впрочем, как и опровержения) этой информации ни от самого Ткачева, ни от Баталова не поступало.
Немцы волнуются о водке
Даже если правительственная спецкомиссия министра сельского хозяйства «пощадит», много неприятных моментов ему гарантировано. В фокусе общественного внимания оказался он не только из-за истории с Хинштейном. В пятницу МИД Германии объявил о том, что отказал Ткачеву в выдаче визы: чиновник должен был возглавить официальную делегацию правительства России на всемирной выставке «Зеленая неделя».
Наша страна принимает в этой выставке самое активное участие на протяжении четверти века ее существования, а в 2009 году здесь побывал Владимир Путин. Но после того, как Ткачеву не дали визу, Минсельхоз объявил, что российская делегация в Германию вообще ни ногой!
К слову, выставка в этом году будет юбилейной, 90-й по счету, а потому и самой представительной — ожидается 60 стран-участников (впервые появятся тут, например, Марокко), 1600 экспонентов и более 400 тысяч посетителей.
Мнения немецкой прессы относительно российского бойкота «Зеленой недели» разделились. Например, Der Tagesspiegel сетует на то, что теперь на выставке не будет шикарной культурной программы (Россия неизменно привозила ансамбли народных песен и плясок), а главное — водки.
А вот, скажем, Deutschlandfunk, напротив, считает, что место российской делегации (она традиционно занимала целый зал) постепенно займет украинская, которая прежде была крайне слабо представлена на «Зеленой неделе». Это тем более логично в свете того, что Украина подписала соглашение о торговом сотрудничестве с Евросоюзом. В то время как Россия, пишет Deutschlandfunk, ориентируется на азиатские рынки (и это, по мнению издания, является истинной причиной отказа от участия в выставке).
Но вот в чем сходятся, похоже, все германские издания, так это в том, что российские «контрсанкции» продолжают до сих пор аукаться европейским фермерам. В самой Германии сейчас не лучшие времена: сокращается производство (на фоне глобальной рецессии), снижаются продажи на внутреннем продовольственном рынке вместе с доходами населения.
«Немецкие фермеры теряют около миллиарда евро в год из-за закрытия рынка России», — говорит пресс-секретарь Ассоциации немецких фермеров Майкл Лозе. По его словам, особенно этот провал заметен в производстве свинины и молока. Но немцы уже звезд с неба не хватают: отказ России от поездки на «Зеленую неделю» — знак того, что восстанавливать торговые отношения в сельском хозяйстве с Евросоюзом мы не намерены. А зачем?! У нас ведь такой крутой министр со своим агрокомплексом!