Москва заслушала отчеты северокавказских губернаторов о результатах уборочной страды и планы развития на ближайшие месяцы. Так, в Кабардино-Балкарии развивать намерены семеноводство, в Дагестане — рыбоводство, а, скажем, в Чечне возрождают виноградники. Однако и проблем множество, уверены в Минсельхозе.
Губернаторский сабантуй
Регионы Северного Кавказа подводят промежуточные итоги уборочной страды. Почему промежуточные? Да потому, что уже завершилась уборка озимых зерновых и зернобобовых, остались еще пропашные культуры — кукуруза, подсолнечник и сахарная свекла. Также вовсю идет уборка овощей и фруктов, закладывают ягодники и виноградные насаждения.
О результатах уборочных работ и ходе подготовки к севу озимых в регионах Северного Кавказа говорили на недавнем совещании в правительстве России под председательством новоиспеченного министра сельского хозяйства Александра Ткачева. Также объезд полей устроил полпред президента Сергей Меликов.
Ну а в сентябре на Ставрополье северокавказские губернаторы соберутся на инвестиционный форум «АгроЮг-2015». Его организатором является правительство края при личном участии губернатора Владимира Владимирова.
В форуме примут участие министры сельского хозяйства субъектов Юга России, руководители крупнейших агрохолдингов, производств и торговых сетей, генеральные и технические директора сервисных компаний, производители удобрений, комбикормов, сельскохозяйственной техники и, разумеется, инвесторы.
На совещании в Минсельхозе губернаторы отчитывались, естественно, об успехах в уборочной страде. Конечно, если сравнивать соседние регионы в абсолютных цифрах, то сравнение будет не в пользу «малышей». Так, если на Ставрополье обмолотили без малого 8,2 млн тонн зерна, то, скажем, в Дагестане — 190 тысяч тонн, в Карачаево-Черкесии — 130 тысяч тонн, в Ингушетии — почти 45 тысяч тонн… Но даже эти показатели для каждой из территории стали рекордными.
Зерновые рекорды Кавказского хребта
На Ставрополье валовый намолот оказался на 230 тысяч тонн больше, чем было в прошлом году (это связано, во-первых, с увеличением средней урожайности, а во-вторых, с ростом засеянных площадей).
Средняя урожайность на Ставрополье составила 39,3 ц/га. Ну а просто феноменальным оказался результат колхоза «Казьминский» Кочубеевского района, где урожайность превысила 84 ц/га. Неслучайно именно в этом хозяйстве Владимир Владимиров предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву подвести итог федеральной уборочной кампании.
Тот, впрочем, от предложения деликатно отказался. Ведь свои рекордсмены есть и в других территориях. Например, в Карачаево-Черкесии урожайность ничем не уступила ставропольской — также 39,3 ц/га. Лучший показатель у крупнейшего в республике хозяйства «Хаммер», где этот показатель превысил 60 ц/га.
А вот, скажем, в Северной Осетии средняя урожайность составила 25,1 ц/га, и, хоть эта цифра превышает прошлогоднюю, он все же ниже запланированной. Во многом это следствие катастрофического нашествия саранчи, которое стало жуткой напастью для всех регионов Северного Кавказа.
Хуже всего обстоят дела в Ингушетии, где из-за неблагоприятных погодных условий (в частности, засухи) погибло почти полторы тысячи гектаров озимых — в основном на Сунженском и Терском хребтах, а также в Алханчуртской долине. Средняя урожайность составила всего 17,5 ц/га (но даже с учетом засухи это больше, чем в прошлом году — 16,2 центнера).
Возрождение радужной форели
На совещании в Минсельхозе губернаторы Северного Кавказа рассказывали о планах по развитию АПК на ближайшие месяцы. Дагестан сделает упор на развитие рыбохозяйственного комплекса. Еще в советские годы он включал рыбный порт, 8 рыболовецких колхозов, 6 перерабатывающих предприятий и 10 хозяйств прудового рыбоводства. К морскому порту также приписано 30 судов, а всего в республике добывалось 60−65 тысяч тонн рыбы. А по итогам 2014 года при квоте в 6,5 тысяч тонн было выловлено 3,5 тысячи…
Министр сельского хозяйства и продовольствия Дагестана Баттал Батталов говорит, что правительство уже разработало «дорожную карту» по возрождению рыболовства и рыбоводства. Приоритет — это форелеводство и индустриальное рыбоводство в горных территориях с использованием водохранилищ (скажем, только на Чиркейском водохранилище будут производить 3 тысячи тонн рыбы).
Правда, чтобы достигнуть хороших результатов, нужно решить еще множество проблем, самая главная среди которых экологическая — это падение уровня моря, обмеление каналов и прудов, загрязнение Каспия канализационными стоками. Также, по словам Батталова, нужно полностью обновить морские рыболовецкие суда и победить браконьеров.
А вот в Кабардино-Балкарии приоритет отдается семеноводству, ведь визитной карточкой является семена кукурузы и подсолнечника. До конца года в республике введут в строй два завода по производству родительских форм гибридов кукурузы. Зато в соседней Северной Осетии изобилию кукурузы, напротив, не рады.
По словам врио главы республики Тамерлана Агузарова, кукуруза практически стала монокультурой, при этом серьезно нарушаются основы научно обоснованного севооборота, ведь кукуруза иссушает почву и обедняет макроэлементный состав.
Кукуруза — поздняя яровая культура, но ее сажают куда охотнее, нежели картофель или овощи (потребности населения Осетии удовлетворяются лишь на 40%, а, скажем, в плодах — лишь на 20%). Почему же кукуруза? Да потому что излишки урожая без учета продаются на спиртзаводы. Зато многие растительные продукты приходится ввозить из других регионов, сетовал Агузаров.
Греховная ягода
В Ингушетии полпред посетил строящийся молочно-мясной комплекс в селе Сагопши, где уже к началу учебного года запустят линию молочной продукции. Почему к учебному году? Чтобы с первого сентября в школах и детсадах республики ребята питались местным молоком, кефиром, сметаной и ряженкой.
Но все же самые лучшие показатели, которые заслушивали в Минсельхозе России, оказались у Чеченской Республики. Только в нынешнем году посадки овощей выросли на 10%, картофеля — в полтора раза, а фруктов и ягод — почти в четыре раза! Самые большие планы — на виноградарство. Чутко же отреагировали власти республики на предложение министра Александра Ткачева запретить импорт виноматериалов в Россию, чтобы поддержать отечественного винодела.
Самым благоприятным в республике для возделывания «солнечной ягоды» считается Наурский район, хотя он и относится к зоне рискованного земледелия. Так, еще в советские годы в винхозе «Советская Россия» возделывали до 1000 гектаров виноградников, но после развала СССР они были выкорчеваны. Сейчас возрожденные площади составляют более 200 гектаров, из которых плодоносит четверть (сорт «Ркацители»).
Винхоз «Наурский» завершил строительство хранилища на восемь тысяч тонн, также в районе появится новый хладокомбинат для винограда. Рамзан Кадыров поставил задачу: к 2020 году полностью удовлетворить потребность республики в винограде.
Речь, правда, лишь о компоте и соках, а вовсе не о винах и коньяке. Ведь, по законам шариата (а религиозность Кадырова известна всей стране), ни сами чеченцы не могут употреблять алкоголь, ни продавать его в другие регионы (деньги-то греховные).
Конечно, даже в чеченском АПК далеко не все так радужно. Главные проблемы, признаются специалисты, — это разминирование лесов и полей и, конечно, восстановление разрушенной мелиоративной системы. Именно в прошедшей войну Чечне она была разграблена сильнее, чем во всех других регионах СКФО.
Подводя итог заседанию, Александр Ткачев дал губернаторам СКФО установку: у каждого региона должны быть своя специфика, благодаря которой он сможет не только обеспечить себя «родной» продукцией, но и выйти на ее экспорт, создавая промышленную базу, а значит, и дополнительные рабочие места.