В последнем докладе коммуникационного холдинга Minchenko Consulting под названием «Оценка политических рисков в регионе Закавказья (Южного Кавказа)» среди причин нестабильности в регионе, куда входит Азербайджанская республика, называется украинский кризис и его последствия, а также «нарастающий хаос к югу от старой советской границы на всем ее протяжении, где укрепляются позиции «Исламского государства» и наблюдается экспорт исламистских настроений». В качестве риска конкретно для Азербайджана указывается на ослабление светской оппозиции, активизацию несистемной исламистской оппозиции и т.д.
В свою очередь, эксперт в области безопасности, доктор юридических наук, профессор Кямиль Салимов заявил о том, что «террористы ИГИЛ могут организовать в Азербайджане теракты, вербовать отдельных граждан, но провести массовое движение или захватить нашу территорию им не удастся. У нас мощная власть, которая не допустит подобного». Но в то время, как проф. Салимов убеждает своих соотечественников в «мощи» государства, ныне проживающий во Франции гражданин АР Инглаб Керимов (двоюродный брат председателя Партии народного фронта Азербайджана Али Керимли) на своей странице в Facebook приглашает ИГИЛ в Азербайджан: «ИГИЛ, добро пожаловать в Азербайджан...».
О пресловутом «Исламском Халифате» уже много сказано и написано. Истоки и предпосылки, сценаристы и лоббисты, причины его молниеносного успеха в относительно короткий отрезок времени более или менее понятны. Остается выяснить основные страны и регионы его дальнейшего распространения. Судя по многочисленным заявлениям представителей ИГИЛ, Азербайджанская Республика находится под его пристальным наблюдениям, независимо от того, насколько это понимают в Баку.
При всем уважении к авторам комментариев о возможных угрозах ИГ для АР должен сказать, что многие из них часто не отражают реальной действительности или же отражают ее не до конца. Главной причиной тому, на мой взгляд, является то, что часть авторов основываются на данных международных СМИ, не зная при этом истинного положения дел в самом Азербайджане. Другая их часть – азербайджанские аналитики и журналисты - часто бывают очень осторожны или же ангажированы в своих суждениях и заявлениях относительно ИГИЛ и салафитов в целом.
Точнее, власти страны разрешают давать «дозированную» информацию, которая исходит из их сугубо клановых интересов, не позволяя тем самым описывать более или менее объективную картину происходящих в этой области процессов. В том числе, что касается количества салафитов и участников военных операций со стороны ИГИЛ из числа жителей Азербайджана. Например, 31 октября 2014 года портал haqqin.az утверждал, что число последователей этого радикального течения ислама в Азербайджане достигает 40 тысяч человек. Но 13 марта того же года доктор философских наук, эксперт Айдын Ализаде заявил журналистам, что за последние пять лет их число в стране увеличилось и достигло 70 тысяч человек. Кроме этого, Ализаде сообщил, что общая сумма денег, собираемых для салафитов в Азербайджане, составляет 5 млн. долларов в год. Эти средства поступают как из-за рубежа, так и от местного бизнеса, а также в форме закята, и расходуются на пропаганду, зарплату и подкуп ответственных лиц.
Нет точных данных и о воюющих в рядах ИГИЛ и других исламистских организаций граждан АР. Разные издания указывают их число от 300 до 1500 человек. На самом же деле количество салафитов в Азербайджане, на наш взгляд, в разы, а может, и в десятки раз больше. Подавляющее большинство дагестанских народов, проживающих на территории Азербайджана, фактически исповедует салафизм. Не составляет большого труда вычислить, сколько их в данном регионе. Для этого просто следует подсчитать численность населения Гусарского, Кахского, Габалинского, Огузского, Белаканского, Закаталинского, Шекинского и некоторых других районов, на территории которых преобладают эти народы. Гамет Сулейманов утверждает, что «салафиты есть во всех регионах Азербайджана».
Кроме этого, добрая половина населения города Сумгаита и подавляющее большинство населения многих крупных населенных пунктов вокруг него также исповедует салафизм. Находясь в Азербайджане в 2005-2008 гг., я еще тогда воочию убедился, что многие шииты в Сумгаите демонстративно отказываются посещать некоторые городские кварталы, которые открыто именуют «салафитскими». Да что там Сумгаит, если в самой столице, Баку, идея салафизма с каждым днем все больше набирает обороты. Согласно некоторым данным, несколько лет назад число ее приверженцев в столице достигло 15 тыс. человек.
Все это говорит о том, что при определении количества и уровня распространения салафизма в Азербайджане следует оперировать абсолютно другими цифрами, которые азербайджанские власти, увы, сознательно держат в строжайшем секрете, что имеет свои причины. Часть этих причин перечислена выше, а другая еще ждет своего анализа.
Салафизм, как и другие нетрадиционные исламские секты, пришел в Азербайджан сразу после провозглашения независимости. В советский период, если даже кто-то из жителей АзССР и успел примкнуть к ним, то лишь единицы. Тогда в стране не было благоприятной почвы для распространения таких сект. В начале девяностых первыми пришли в Азербайджан нурсисты из Турции. Они начали открывать так называемые «турецкие лицеи» в различных городах, в том числе и в Сумгаите. Чуть позже появились и салафиты, которые в то время еще назывались «ваххабитами». Они также одними из первых открыли свои духовные школы в Сумгаите и его окрестностях, где проживала огромная масса людей, прозябавших в нищете. Богатые арабские шейхи постепенно взяли большинство из них под свою опеку. Дети бедняков начали ходить в открытые ими школы, а их семьи - получать значительные продуктовые пайки.
Тем не менее, настоящего размаха салафизм в Азербайджане достиг лишь после прихода к власти Гейдара Алиева. Предшествовавшая ему власть Народного фронта в этих вопросах отдавала предпочтение в основном соплеменникам из Турции. Г.Алиеву же позарез нужно было заручиться поддержкой на международной арене богатых арабских монархий Залива по карабахскому вопросу. Самыми первыми среди них это поняли саудиты, картарцы и представители других монархий Залива, официальная государственная идеология которых построена на ваххабизме. Они и получили карт-бланш для распространения салафизма по всему Азербайджану.
Приезжавшие из этих стран проповедники за хорошие деньги сумели создать в различных точках страны крупные ячейки салафитов. Благодаря этому, армия салафитов стала увеличиваться, а ее влияние в стране росло в геометрической прогрессии. В итоге, впервые в истории Азербайджана, - в 1998 году, - в центре Баку открылась первая ваххабистская мечеть Абу Бакра, построенная азербайджанским отделением Кувейтского общества исламского наследия, где одновременно могут молиться 7 тыс. человек. Несмотря на то, что данная мечеть прошла официальную регистрацию лишь в 2002 году, все это время она беспрепятственно функционировала. Вряд ли такое было бы возможно в преимущественно шиитском Азербайджане без прямого разрешения властей. Кроме того, согласно некоторым источникам, в Азербайджане функционирует специальный «Фонд джихада», который собирает деньги для ИГИЛ.
О том, что власти страны по сей день сознательно «закрывают глаза» на распространение салафизма в стране, говорит еще один практически не освещенный в местных СМИ факт. Как сообщают осведомленные источники, в Исламском институте, который находится в одном дворе с Духовным управлением мусульман Кавказа (ДУМК), особо одаренных студентов активно склоняют к салафизму. В дальнейшем практически все они оказываются в рядах ИГИЛ и других радикальных исламистских организациях. При этом используется фактор бедности этих студентов, которые не в силах платить за учебу, а в дальнейшем устроиться на работу у себя на Родине. Такие молодые ребята моментально попадают под особую заботу этих «вербовщиков». Они же после завершения учебы обеспечивают их работой, т.е. дают им «хлеб».
Таким образом, думаю, было бы неправильно говорить о «новом халифате у границ Азербайджана», как это делает, например, «Группа оценок и анализа при haqqin.az». На наш взгляд, правильнее было бы говорить, что Азербайджан уже находится там. Кроме всего прочего, как минимум в отношении двух государств - Ирана и России - намерения ИГИЛ и нынешних азербайджанских властей практически совпадают. И те, и другие хотели бы уничтожить Иран как оплот шиизма. Обоим на руку дестабилизация на Северном Кавказе с перспективами увеличения своего влияния на этих территориях.
Думаю, этим и объясняется то, почему распространение салафизма в Азербайджане, мягко говоря, не очень беспокоит власти страны. В этом смысле, не очень корректны в своих оценках эксперты, считающие, что ИГИЛ якобы является силой пока только внутри ближневосточного региона. А заявление председателя Госкомитета по работе с религиозными структурами АР Мубариза Гурбанлы о том, что Азербайджане у ИГИЛ якобы «нет опоры, социальной базы и не может быть», скорее всего, сделано для «отвода глаз». Тем не менее, пока высокопоставленный чиновник выступает с такими самоуспокоительными заявлениями, ИГИЛ, согласно порталу Furat.info, уже включил Азербайджан вместе с Чечней, Ингушетией, Кабардино-Балкарией и Дагестаном в так называемую «Кавказскую провинцию Исламского государства».
Чтобы реальные причины распространения салафизма в стране стали до конца понятны, следует взглянуть на внутреннюю структуру салафитов в Азербайджане. Известно, что салафиты существуют в форме общин в различных населенных пунктах. Каждой общиной руководит имам, формально избираемый членами общины, все члены которой беспрекословно подчиняются его приказам. Убедиться в этом можно при просмотре на YouTube одного из многочисленных видеороликов с участием азербайджанцев, воюющих в рядах ИГИЛ, в котором на вопрос корреспондента о том, почему они выполняют приказы командиров убивать людей, бородатый мужчина отвечает так: «А кто я такой, чтобы не выполнять приказ?». Так, например, имам легко может приказать члену общины развестись со своей женой и/или же жениться на подсказанной им женщине.
Многие рядовые сумгаитские салафиты были в ужасе от того, что каждый раз через какое-то время после избрания очередного имама выяснялось, что он является «засланном казачком» спецслужб Азербайджана. В августе 2008 года, когда мечеть Абу Бакра была взорвана при весьма загадочных обстоятельствах (зданию был нанесен незначительный урон, а человеческих жертв вовсе не было), стали распространяться слухи, что взрыв организован самими салафитами. По мнению многих салафитов, стало известно, что имам мечети Гамет Сулейманов является «человеком спецслужб» (были также версии о том, что мечеть была взорвана спецслужбами страны). Неслучайно после этого Г.Сулейманов потерял былое уважение среди большинства салафитов, сохранив его только среди своих немногочисленных сторонников.
Итак, с большей долей вероятности можно утверждать, что с традиционным суннизмом в Азербайджане уже покончено. Ныне он существует либо в форме нурсизма, либо салафизма, или же в других формах. По официальным данным, 15% мусульман от общего населения страны являются суннитами (остальные 85% - шииты). Если учесть, что на сегодня определенная часть (точные данные отсутствуют) шиитов также перешла в суннизм, эта цифра вызывает большие сомнения.
Напомним, что традиционно сунниты в Азербайджане проживали на северо-западе страны, населенном в основном лезгинами, аварцами и другими дагестанскими народами, и в Ширване, где исторически было сильно влияние Турции. В годы независимости северо-западный регион попал под влияние салафитов, а в Ширване в основном обосновались нурсисты. В дальнейшем определенная часть тюрков-шиитов также приняла нурсизм. Этому способствовало то, что еще на заре независимости пантюркистский Народный фронт выдвинул лозунг «все тюрки, как и в Турции, должны быть ханафитами», к которым относятся также и нурсисты. Но нурсисты - тема отдельного разговора, поэтому мы не станем развивать ее в рамках этой статьи.
Что касается традиционного шиизма, то в итоге целенаправленной политики властей это вероисповедание оказалось самым «бесхозным» в стране. В самом Азербайджане некоторые, в первую очередь пантюркисты, обвиняют в этом Духовное управление мусульман Кавказа, имея в виду, что этим учреждением руководит шиит. Но на самом деле все значительно сложнее.
Во-первых, за годы независимости у ДУМК были отняты практически все значимые полномочия. Часть этих полномочий переданы Министерству национальной безопасности, другая – Государственному комитету по делам религии. В итоге ДУМК сегодня имеет сугубо представительские функции. Вполне возможно, что если бы в названии этого учреждения отсутствовало слово «Кавказ» (формально ДУМК, созданное еще в годы СССР, является руководителем шиитов всего Кавказа), то, может быть, его давно уже ликвидировали бы. Нонсенс, когда Конституция АР провозглашает, что религия отделена от государства, но в то же время целое министерство руководит делами всех религиозных общин страны, да и не только ими.
Во-вторых, власти и спецслужбы рассматривают любую активизацию работы с шиитами исключительно как усиление влияния Ирана в Азербайджане, и поэтому категорически пресекают это. Какая там активизация работы с ними, когда даже проведение исконно шиитских праздников и культовых мероприятий встречает небывалые преграды и даже запреты.
На YouTube легко можно найти видеоролики, показывающие, например, как тот же Гамет Сулейманов, без всякой боязни стать объектом преследования со стороны спецслужб, встречается со своими сторонниками в различных населенных пунктах страны и свободно агитирует за идеи этой секты. В отличие от него, любое появление таких видеороликов с участием шиитов моментально становится объектом разбирательства со стороны правоохранительных органов.
Исходя из этого, некоторые наблюдатели утверждают, что «имамизм как направление традиционного шиизма в Азербайджане, похоже, на пути к исчезновению. На его место приходит салафизм в версии джихадизма». Но, думаю, несмотря ни на что, «хоронить» шиизм в Азербайджане еще рано. Он так просто не сдаст свои позиции. Пока шииты просто вынуждены обороняться от постоянных преследований властей за свою веру. Но долго ли продлится эта ситуация?
Между тем, как бы странно это не звучало, распространению салафизма среди обычных граждан в немалой степени способствует и само шиитское духовенство. Дело в том, что рядовой шиит, желающий начать читать намаз, обычно приходит в традиционную шиитскую мечеть, но в большинстве случаев не встречает там никакой заботы со стороны работников мечети. Этим работникам не до читающих намаз. Шиитские муллы в основном стараются проводить поминальные процессии, которые сулят им немалые деньги. Того же человека, пришедшего уже в салафитскую мечеть, встречают с распростертыми объятиями, оказывая всеобщую заботу и выражая радость его приходу. Это довольно распространенное явление в Азербайджане, в результате которого шиизм все больше уступает свои позиции. В то время как каждый прихожанин находится у салафитов на особом счету, шиитское духовенство больше озабочено своим собственным благополучием, чем нуждами веры.
Нельзя говорить, что власти Азербайджана вовсе не ведут борьбу против салафитов и распространения их идеологии. В СМИ периодически пишут об арестованных салафитах и о желающих поехать в Сирию или Ирак для участия в военных операциях против «кяфиров». Но, будучи хорошо осведомленным «изнутри», могу утверждать, что в большинстве случаев эти меры властей носят имитационный характер. Мало того, в большинстве случаев аресты и рейды спецслужб проходят в Северо-западных регионах страны (что немаловажно), в ходе которых страдают в основном активисты национально-освободительной борьбы лезгинского, аварского и других народов.
Что мы имеем в сухом остатке? Что будет с самим ИГИЛ на Ближнем Востоке, пока никому до конца не известно. При согласии великих держав и крупных региональных игроков вполне возможно, что новоявленный «халифат» может быть уничтожен. Возможен и такой вариант, при котором на карте региона может появиться новое государственное образование - уже не в «кавычках», а вполне реально. Но для нас в данном случае важно то, что же станет с той многочисленной салафитской армией, которую азербайджанские власти пока сдерживают в «бутылке» как спящего джинна. Дело в том, что, даже если ИГИЛ полностью будет уничтожен, никто не станет уничтожать десятки, а может, и сотни тысяч мирных граждан страны только за то, что они исповедуют «другой ислам». Таким образом, салафиты в Азербайджане останутся и, возможно, их число еще больше увеличится даже после того, как не станет ИГИЛ. И откуда гарантии, что в один прекрасный день этот «джинн» не будет выпущен из бутылки или сам не освободится из нее?..