Предпоследняя неделя апреля прошла в Осетии без особых потрясений. Если, конечно, не считать таковыми (в прямом смысле) репетицию парада Победы, который состоится 9 мая в центре Владикавказа. В нем будут участвовать офицеры 58-й армии, 49-й отдельной бригады особого назначения внутренних войск МВД РФ, зенитчики, радиотехники, воспитанники Владикавказского кадетского корпуса, ветераны Великой Отечественной войны и вооруженных сил, а также современная тяжелая военная техника. Генеральные репетиции парада пройдут 5 и 7 мая. Другие города и села Осетии также готовятся к торжеству. В селе Лескен отреставрировали памятник погибшим на войне, во Владикавказе представили короткометражный фильм, посвященный выпускникам 1941 года, состоялись многочисленные школьные мероприятия и конкурсы.
Великая Отечественная война является, пожалуй, главным смысловым стержнем патриотической пропаганды в Осетии (если рассматривать ее как единый регион без разделения на Северную и Южную) и одним из основных - в Республике Южная Осетия (наряду с концептом многолетней борьбы против грузинских агрессоров). О важности событий Великой Отечественной для формирования общественного сознания уже в наши дни свидетельствует широкая популярность в Осетии подсчетов, по которым осетины занимают первое место по числу Героев Советского Союза (в пересчете на общее количество населения) среди всех национальностей, проживавших в СССР. Осетинские СМИ публикуют подобные сопоставительные таблицы с единственной целью - напомнить современникам о подвигах дедов и прадедов, внушить им чувство гордости за принадлежность к своему народу.
Прекрасным примером сохранения национального самосознания является и открытие во Владикавказе памятника известному осетинскому писателю Сека Гадиеву. Странно лишь, что установлен он, как сообщают СМИ, по инициативе и на средства фамилии Гадиевых. Его произведения, написанные больше века назад, современны и сейчас, самобытный талант нисколько не померк со временем. Писателю такого уровня подобают государственные почести. Кстати, Сека Гадиев родом из Гудского ущелья (Грузия). Эти некогда населенные осетинами земли сейчас практически обезлюдели. Возрождению их послужит, видимо, лишь возвращение территорий в состав осетинского государства, к чему призывают патриоты Осетии.
Мало интересного принесло обнародование налоговых деклараций североосетинских министров за 2014 год. Практически никто из них, кроме министра здравоохранения Владимира Селиванова, министра туризма, предпринимательства и инвестполитики Алана Диамбекова да министра образования и науки Алана Огоева, не заработал более миллиона (рублей), что по нынешним временам не стоит упоминания. Диамбеков перешагнул «миллионную» планку на 800, Селиванов - на 300, ну а Огоев - всего лишь на 100 тысяч рублей.
Что касается Юга Осетии, то единственным событием политической недели, помимо предпраздничных акций и мероприятий, стала долгожданная отставка министра иностранных дел РЮО Давида Санакоева. Долгожданная потому, что ожидалась она уже как минимум несколько месяцев.
Заняв убедительное второе место на президентских выборах 2012 года, бывший уполномоченный по правам человека возглавил югоосетинское внешнеполитическое ведомство. К сожалению, ему не удалось проявить себя на этом посту в полной мере. Чтобы прийти к такому выводу, достаточно сравнить успехи МИД РЮО с активностью их абхазских коллег. В 2014 году партия Санакоева «Новая Осетия», выступавшая под лозунгом укрепления суверенитета республики в противовес ожиданиям общества о воссоединении Осетии в составе российского государства по «крымскому прецеденту», благополучно проиграла парламентские выборы, не войдя в высший законодательный орган. Практически трехкратное падение электоральной поддержки сигнализировало, что это не то направление, на котором можно построить серьезную политическую карьеру.
Дальнейшие события показали, что лозунги партии-неудачника были не случайны. Ушедшей зимой министр иностранных дел неожиданно вмешался в обсуждение проекта нового российско-югоосетинского интеграционного договора, которым в итоге решили заменить вхождение РЮО в РФ. Санакоев опубликовал вариант договора (всего их было несколько, что внесло в местную политическую жизнь ненужную неразбериху), не содержащий практически ничего нового по сравнению с действовавшим на тот момент. Он ставил крест даже на ущербной «дальнейшей интеграции» с Россией. 13 марта парламентское большинство выразило Санакоеву вотум недоверия, а 22 апреля президент Леонид Тибилов подписал указ о его отставке.
Все это, однако, нисколько не приблизит момент объединения Осетии в составе РФ - соответствующее «окно возможностей» захлопнулось с громким треском в день подписания нового интеграционного договора 18 марта. Правда, есть небольшая надежда, что с назначением нового министра иностранных дел (имя его пока не названо) уровень внешнеполитической активности Южной Осетии возрастет. А все остальное не стоит обсуждения.
Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба