Инсайдерским новостям предшествовало целенаправленное «опускание» рейтинга Мамсурова, носившее явные признаки спланированной кампании. Экспертные структуры, составляющие разнообразные «рейтинги губернаторов и регионов», за редким исключением, ставили главе РСО-А чуть ли не самые низкие оценки. Говорить об их объективности вряд ли приходится, поскольку Северную Осетию трудно отнести к самым «отстающим» субъектам как на Кавказе, так и в стране в целом.
С другой стороны, назвать ее примером для подражания - также погрешить против истины. Общественно-политическая и социально-экономическая жизнь республики характеризуются неприятным словом - «застой». Это особенно заметно на фоне соседних регионов СКФО, прежде всего, Чечни, с которой все чаще сравнивает Северную Осетию республиканская общественность (другой вопрос, насколько эта зависть оправдана).
Возможность переназначения нынешнего главы на третий срок (в глазах федерального центра Мамсуров, по общему мнению, является «гарантом стабильности» и самым неприхотливым руководителем субъекта Федерации на всем Северном Кавказе) воспринимается в РСО-А как «конец последним надеждам» на улучшение ситуации в республике. В вину ему ставится как отсутствие реальных достижений в идеологической и социально-экономической сферах, так и некоторые личные качества. В последнее время недовольство главой стало принимать организованные и публичные формы. Его высказывания постоянно и жестко критиковались в масс-медиа, блогах и на форумах, во что вовлекались десятки, а иногда и сотни активных граждан. Впрочем, в этом тоже была заметна «руководящая и направляющая» рука.
Среди возможных преемников Мамсурова обычно называют несколько основных фигур. Это два сенатора от Северной Осетии - бывший ректор Северо-Осетинского государственного университета Олег Хацаев и бывший полпред республики в Москве Александр Тотоонов, бывший заместитель министра образования и науки РФ, заместитель директора Курчатовского института Марат Камболов, а также премьер-министр РСО-А Сергей Такоев. Каждая из кандидатур имеет свои плюсы и минусы, как, впрочем, и «группу поддержки» внутри и вне республики. Руководитель оппозиционной фракции «Патриоты России» в парламенте РСО-А Арсен Фадзаев, ранее громогласно заявлявший о намерении возглавить республику, на протяжении последних лет заметно умерил амбиции, во всяком случае, публично.
Многие, однако, считают, что в североосетинской политической элите нет достойных кандидатов на должность главы республики. Это мнение разделяют как местные политики и политологи, так и рядовые граждане. Как отметил один из участников дискуссии на республиканском информационном портале «15-й регион», «нам нужен свой Кадыров, Туркменбаши, Сталин и т.д., другого шанса нету». «Забыл, что теперь назначают. Остается уповать на Бога», - полагает другой комментатор. Это достаточно четкое отражение отношения североосетинской общественности к ситуации в республиканских властных структурах.
Учитывая особую роль Осетии (Севера и Юга) как на Северном Кавказе, так и в Закавказье, продолжение стагнации во всех сферах жизнедеятельности республики просто недопустимо. Северная Осетия, географически находящаяся в центре Кавказа и являющаяся связующим звеном в направлении Грузии и далее - Ближнего Востока, нуждается в политико-идеологической и социально-экономической «перезагрузке», притоке новой крови и свежих идей. В противном случае в скором будущем она де-факто перестанет быть «форпостом России на Кавказе», «передав» эту обязанность Чеченской Республике. Попытки Грозного «перехватить» данную роль заметны уже сейчас. По-видимому, осознавая все это, в Москве особо тщательно подойдут к выбору наиболее подходящей кандидатуры на пост главы Северной Осетии.
Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба