Скандал вокруг ОАО «Завод «Дагдизель» в Каспийске вновь набирает обороты. И это скорее хорошая новость, потому что кому-то из «самых верхов» всё-таки не удалось замять творившуюся там преступную деятельность.
Этот крупный каспийский завод военной техники двадцать лет был щедрой кормушкой для нечистого на руку руководства. Но даже после громких разоблачений и суда над одним из виновников ситуация до сих пор не менялась: вор отделался лёгким испугом, у руля предприятия оставались его сподручники, а федеральная казна продолжала финансировать убыточный завод и платить по его долгам. Всё это не поддавалось законам логики и указывало лишь на то, что некое очень влиятельное лицо (или лица) не хочет допустить справедливости.
И вот теперь, благодаря заводской общественности, СМИ и настойчивой прокуратуре города Каспийска, расследование экономических преступлений на «Дагдизеле» началось с новой силой. СК РФ по республике Дагестан наконец открыл дело против ещё одного участника преступной группы – теперь уже бывшего генерального директора ОАО «Завод «Дагдизель» Григория Гордина.
Гордин был промежуточным, но ярким звеном в криминальном трио гендиректоров «Дагдизеля». Перед ним был Николай Покорский, которого осудили, а после него пришёл Рауль Ильясов, который занимает должность и по сей день.
Потерпевшие претензий не имеют
Самое смешное, что именно Ильясов и Гордин стали рьяными защитниками Покорского, когда того судили за злоупотребление руководящей должностью. Этот суд вообще напоминал фарс. Человека, умыкнувшего у предприятия полмиллиарда рублей и нанёсшего государству неисчислимые убытки, во время слушания хвалили и славословили, вспоминая его «многочисленные заслуги перед государством». А потерпевшая сторона в лице Гордина и Ильясова заявила, что никаких претензий к нему не имеет. Сыграл свою роль и преклонный возраст подсудимого – 75 лет, и «чистосердечное раскаяние». В итоге 26 января 2016 года народный суд города Каспийска признал Николая Покорского виновным по статье 201 часть 2 УК РФ (злоупотребление полномочиями с тяжкими последствиями) и приговорил его к пяти годам условно, с испытательным сроком в три года, и снял арест с его имущества.
Его не наказали даже рублём! Не заставили возвращать награбленное. Руководство «Дагдизеля» для вида предъявило ему гражданский иск, который остался без рассмотрения, так как на заседание суда, словно сговорившись, не явились ни истец, ни ответчик.
В итоге Покорский гуляет на свободе и является законным владельцем: 15500 акций «Дагдизеля» номиналом в 104 рубля каждая, двух домов общей площадью в 700 квадратных метров, трёх земельных участков и иномарки бизнес-класса.
Хороший папа
Однако обратимся к истокам. В 2008 году Министерство обороны заключило с «Дагдизелем» государственный контракт на 302 200 000 рублей, по которому завод принял от военного ведомства 460 старых торпед «СЭТ 65-3» на утилизацию. Управляя ситуацией, гендиректор Николай Покорский передал выполнение заказа через ООО «Мосэкспо-Металл» фирме-субподрядчику «Дагдизель Плюс», совладельцем которой был его сын Сергей. Тогда как «Дагдизель» мог и должен был выполнить всю работу сам, Николай Покорский заключил невыгодный контракт, осознанно ввергая государство в крупные убытки.
Если бы «Дагдизель» выполнил контракт собственными силами, это могло финансово укрепить завод, увеличить его прибыль и избавить от последующих займов. Но Покорский руководствовался только семейными интересами. В итоге крупному оборонному предприятию с сотнями рабочих рук достались лишь крохи, а причитавшийся ему доход получили две московские фирмы: «Мосэкспо-Металл» и «Дагдизель Плюс».
Это был даже сверхдоход! Ведь после утилизации торпед остаются драгоценные металлы, и когда Минобороны передавал «Дагдизелю» старые торпеды, запланированная стоимость остаточных драгметаллов составляла 567 миллионов рублей. Но вскоре произошёл скачок на бирже, и она увеличилась до 710 миллионов! Покорский был прекрасно об этом осведомлён, но не предпринял никаких мер и не настоял на переоценке драг-отходов. Таким образом, он утаил разницу в размере более 140 миллионов рублей!
Покорский продолжал «плодотворное сотрудничество» с «Мосэкспо-Металл». Он передал компании на утилизацию всего около 2000 торпед разной модификации. За счёт продажи остаточных драгметаллов московская компания заработала 844 миллиона рублей! «Дагдизелю» из них досталось всего 340 миллионов. Остальные почти 504 миллиона «распилили» между собой «Мосэкспо-Металл» и «Дагдизель Плюс».
Материальное положение оборонного завода сильно пошатнулось, прибыли упали до минимума (доход за 2010 год составил всего 10 миллионов рублей). Для поддержания жизнеспособности «Дагдизель» набрал кредитов на 200 миллионов рублей под проценты – около 30 миллионов.
В таких обстоятельствах, разумеется, лишились дивидендов акционеры, в том числе и государственное предприятие «МПО-Гидроприбор», владеющее 38% уставного капитала «Дагдизеля»…
Предприимчивый капитан
В махинациях Покорского не последнюю роль играл капитан 1 ранга Григорий Гордин, начальник 874 военного представительства МО РФ. В его обязанности входило осуществлять техконтроль производства, в том числе и по утилизации торпед. Но капитан Гордин игнорировал свои обязанности и с молчаливого попустительства главбуха В. Печкурова способствовал Покорскому. Разумеется, и Гордин, и Печкуров были материально заинтересованными участниками этого «бизнеса».
То, что с позволения этих людей творилось на заводе, было самой настоящей антигосударственной деятельностью. С 2006 по 2012 годы завод изготовил и передал Министерству обороны около ста новых торпед, собранных из негодных деталей, оставшихся после утилизации старых. Военпред Гордин сам приказывал своим подчиненным принимать эти торпеды. А в 2010 году Покорский ушёл на заслуженный отдых, убедив Совет директоров ОАО «Завод «Дагдизель» назначить Гордина на своё место. И тогда дела на заводе ещё быстрее покатились под гору.
Воровали в открытую
Под руководством Гордина в производстве уже в открытую использовалась преступная схема использования б/у комплектующих. В 2011 году завод заключил трёхлетний госконтракт с Минобороны на сумму 5 млрд рублей. Цены на торпеды были заложены таковые, что предприятие ежегодно несло убытки в размере 240 млн рублей. Тогдашнее руководство завода – председатель Совета директоров Р. Ильясов, гендиректор Г. Гордин, коммерческий директор Н. Шейхов, директор по экономике и финансам К. Селимов и главный бухгалтер В. Печкуров – прекрасно знали, что поставщики не смогут вовремя изготовить комплектующие к изделиям. Они понимали, что завод просто не сумеет выполнить такой контракт, но подписали его, чтобы поступало финансирование. Аванс в размере 1 300 000 000 рублей за первую часть заказа был «благополучно» получен и «освоен» предприимчивым руководством, а контракт был, конечно, сорван. Всё это привело завод к убыткам и огромным штрафам.
За два года своего пребывания в кресле гендиректора Г.В. Гордин купил себе трёхкомнатные квартиры в Каспийске и Москве, построил двухэтажный дом в Каспийске, при этом нанял строителей за счет завода, обзавёлся новым «Мерседесом». Но он никак не мог насытиться. С помощью своего пособника, главбуха Печкурова, он продолжал уводить через дочернее ЗАО «Дагдизель Плюс» бюджетные деньги, отпущенные на выполнение государственного оборонного заказа.
Но когда с завода исчезла партия взрывателей для универсальных самонаводящихся торпед УСЭТ-80, Гордина схватило за руку Главное ракетно-артиллерийское управление МО РФ…
Выявили, но не тронули
О злоупотреблениях Гордина стало официально известно ещё в мае 2012. Тогда совместная проверка СК РФ, ФСБ и МВД выявила использование старых комплектующих, перебивку номеров на узлах и деталях и нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того, была выявлена массовая фальсификации подписей на бюллетенях во время собраний акционеров. Было также установлено, что в совет директоров завода не вошёл ни один представитель государственного концерна «МПО-Гидроприбор», которому принадлежало 38 % акций «Дагдизеля», что являлось прямым нарушением устава предприятия и стало одной из причин сложившейся на нём катастрофической ситуации.
Но и тут Гордина почему-то не тронули. «Паровозиком» за всех выступил лишь «списанный на берег» Покорский, которому заведомо была обещана поддержка и мягкий приговор.
Достойный преемник
Правда, Гордину всё-таки пришлось подвинуться. Его место занял Рауль Ильясов, Гордин же перешёл на должность директора по коммерческим вопросам. Ильясов выписал Годину доверенность на право подписи финансовых документов и фактически самоустранился от руководства. Он посещал завод не чаще одного раза в неделю и в период с 2012 по 2015 годы не подписал ни одного финансово-договорного документа. Заправлял на заводе по-прежнему Гордин!
Ни тот, ни другой не были заинтересованы в том, чтобы поднять предприятие из финансовой ямы, ведь ни один из них не владеет и не владел акциями ОАО «Завод «Дагдизель». Но они крепко держались за свои хлебные места.
Крепкая хватка
Во время визита на «Дагдизель» вице-премьера Правительства Дмитрия Рогозина был поднят вопрос о полном переходе оборонного предприятия в государственную собственность, и в 2015 году по указу президента РФ «Дагдизель» во главе с ОАО «Концерн «МПО-Гидроприбор» был передан корпорациии «Тактическое ракетное оружие». Этому очень обрадовались акционеры «Дагдизеля», ведь у них появилась надежда на возрождение предприятия. Зря же они надеялись! В течение года с момента выхода президентского указа предприятие так и может перейти к новому собственнику, ибо этому всеми силами препятствуют Гордин и Ильясов.
Начав массовые сокращения сотрудников-акционеров, они придумали такую схему передачи завода государства, по которой те лишатся своих кровных акций. Беззаконие на предприятии продолжилось.
Обманом и угрозами
Итак, каковы же «достижения» руководящего дуэта Гордин-Ильясов? На сегодняшний день остаются невыполненными два государственных контракта, долг «Дагдизеля» государству составляет 4,2 миллиарда рублей, за гроши распродано ценное оборудование. Производство дизельной продукции прекращено, несмотря на то, что она очень востребована Министерством обороны в условиях программы импортозамещения. Прекращен выпуск товаров народного потребления. Развалена инфраструктура. Завод стал полным банкротом.
Между тем, руководство «Дагдизеля» не сдаёт позиций. Обманом и угрозами оно заставляет сотрудников-акционеров голосовать за нужный ему состав совета директоров. При этом и Министерство обороны продолжает, словно на откуп, давать заводу миллиардные средства, а правительство РФ выделило 600 000 000 рублей на погашение долга перед государством, даже не разобравшись, откуда взялся этот долг.
Не вписался в коллектив
В 2016 году руководство корпорации «Тактическое ракетное оружие» настояло на снятии с должности директора по экономике и финансам К. Селимова К.С и назначило вместо него своего представителя Е. Гусева. Он начал наводить на заводе порядок, взял под строгий контроль его финансово-хозяйственную деятельность. Гусев стал пресекать разбазаривание бюджетных средств, направленных на выполнение госзаказов. И тогда Р. Ильясов просто… уволил его!
Сколько верёвочке ни виться?
Итак, Ильясов продолжает хозяйничать на «Дагдизеле». До сих продолжает работать и Гордин, хотя и находится под следствием. И всё-таки есть большая вероятность, что недолго им обоим осталось резвиться на бюджетных миллионах. Возможно даже, что им придётся и дальше пожить за казённый счёт, только уже гораздо в более скромных условиях. И это будет справедливо!
Может быть, наконец откроется настоящая причина их долгой и такой откровенной безнаказанности. Источников, близкие к руководству «Дагдизеля», утверждают, что у этой шайки есть очень сильная защита, нити которой ведут в само Министерство обороны, а именно в департамент по обеспечению гособоронзаказа.
В. Воротников