За год в Дагестане погибло более 500 человек

2 Марта 2016 в 12:53 Автор: Саид Ниналалов Спецкор 6145
За год в Дагестане погибло более 500 человек
Все мы, все без исключения – и стар и млад, и безработные, и обеспеченные работой, и исполнители, и начальники разных уровней – любим ворчать, жаловаться и сетовать: на коррупцию власти, на произвол правоохранителей, на мусор на улицах, на качество дорог, на пешеходов и на автомобилистов, на исламских экстремистов, на плохую погоду, на происки Запада, на все, все, все.

Каждому из нас не хватает одного: остановиться и взглянуть в зеркало, увидеть в нем себя и спросить: а делаю ли я сам все правильно? Если найдется время задуматься и найдутся силы ответить на этот вопрос, значит, не все потеряно – но только для того, кто задумался…

                        От чего гибнут люди

            Мы всей страной боремся с терроризмом, экстремизмом, с адептами разных запрещенных в стране террористических организаций. Но параллельно с терроризмом на религиозной основе в России, особенно на Кавказе, в том числе в Дагестане, буквально процветает терроризм другого рода – автотерроризм. Идет война, которая сказывается на нашем населении страшнее, чем все войны вместе взятые, которые затевал Советский Союз и в которые вступала Россия, начиная с окончания Второй мировой войны.

            По данным статистики, каждый год в Российской Федерации погибает в автомобильных авариях около 27 тысяч человек. То есть в год исчезает примерно столько людей, сколько проживает в городе Дагестанские Огни. Попадают в больницы из-за 200 тысяч аварий ежегодно около 250 тысяч человек – это население Дербента и Каспийска вместе взятых. О количестве людей, оставшихся после автоаварий инвалидами на всю жизнь, статистика умалчивает.

            По данным экспертов, ежегодный ущерб экономики страны от автомобильных аварий составляет около 1 триллиона рублей (это без учета последней девальвации рубля), что сравнимо с порядком общего бюджета системы здравоохранения в стране.

            Статистика показывает, что Дагестан в печальном рейтинге аварий на дорогах стабильно входит, наряду с другими республиками Северного Кавказа, в первую десятку – по количеству аварий на 1000 автомобилей, по смертности и количеству раненых, по всем рассчитанным показателям. И если изучать то, как меняются цифры год за годом, нет никаких позитивных изменений – республика «не хочет» терять первых мест.

            Кризисы, которые каждые 6–8 лет сотрясают страну, на дагестанцев не действуют. Российский бюджет стабильно делится с бюджетом республики. А значит, у чиновников будут появляться новые и новые иномарки одна лучше другой. А простые дагестанцы не могут не работать – и будут покупать все больше и больше машин. Население Дагестана перевалило за 3 миллиона, а количество автомобилей растет и в абсолютном выражении, и в расчете на 1000 человек, несмотря на один из самых высоких в стране прирост населения.

            Более 75% аварий происходит по вине водителей – из-за превышения скорости, из-за выезда на встречную полосу, из-за пренебрежения правилами проезда через перекрестки. Основная причина – человеческий фактор.

                        Человеческий фактор

            Мы – дагестанцы. Это значит, что мы должны быть во всем первыми и никому уступать ни в чем не должны.

У меня должна быть самая крутая машина. Я должен всех обставить на дороге. Если я еду по трассе, никто не может меня обогнать. Если я еду по городу, то со светофора тронусь первым и первым домчусь до следующего. Если я достиг определенного возраста и положения, то я должен купить крутую тачку своему сыну, и пусть теперь он обставляет всех на дорогах. И если сын разобьет машину, я возьму ему другую, еще лучше, и расскажу об этом друзьям со смешком: «Ох уж эти дети…».

Если у молодого дагестанца нет возможности купить крутую иномарку, его вполне устроит «Приора», которую он посадит как можно ниже, набьет багажник музыкальной аппаратурой и будет «летать» по городу, сотрясая соседние машины и проходящих мимо людей басами из своей «ласточки».

О том, что есть определенные правила дорожного движения, пропускать на «зебрах» пешеходов, что есть какие-то обычаи и порядки, пришедшие к нам из глубины веков, говорящие об уважении к старшим, о внимании к окружающим, нам неведомо. Мы не знаем и о религиозных понятиях, говорящих о том же. Нет, мы знаем обо все этом и при случае требуем этого уважения от окружающих, но не от себя. От себя – практически никогда.

            Борьба с пешеходами

Было какое-то время, когда в Махачкале что-то изменилось в лучшую сторону. Стоило ступить ногой на «зебру», чтобы перейти улицу, все машины по обеим сторонам дороги замирали. Сегодня ситуация другая. Водитель, видя пешехода на «зебре», обычно слегка притормаживает, давая ему пройти, затем быстро восстанавливает прежнюю скорость и пролетает за спиной пешехода, обдавая его ветром и дорожной пылью или грязью, в зависимости от времени года и погоды. Переход улицы превратился в определенного рода борьбу за выживание пешехода – «успеет или не успеет?» – потому что машины тормозят на переходе только при прямой опасности столкновения с пешеходом, и для него очень опасно испугаться и замешкаться на дороге. Если он остановится, то не факт, что вообще дойдет до противоположного тротуара.

Для примера: в Махачкале есть несколько перекрестков – перекрестков смерти, где с определенной регулярностью происходят аварии со смертельным исходом. Назову два, где аварии происходят часто. Первый – угол улиц Дахадаева и Батырая, второй – угол проспекта Имама Шамиля (Калинина) и Ярагского (26 Бакинских комиссаров).

За последние несколько лет в районе второго перекрестка автомобилями насмерть было сбито немало людей. Перечислю тех, кого я знал лично: преподаватель Дагестанского государственного педагогического университета, ученая Института проблем геотермии Дагестанского научного центра РАН, ветеран, вернувшийся живым с войны в Афганистане.

Во всех этих случаях виновниками аварии были водители проезжавших автомашин. Как их наказали за эти жизни, я не знаю, да это не так важно. Важно то, что жизни этих людей не вернешь. Не вернешь детям матерей и отцов, не вернешь родителям сыновей и дочерей. Они не виноваты ни в чем, они не участвовали в войне, это обычные люди. Их вина в одном: они оказались не в том месте не в то время.

В последнее время на самых опасных перекрестках – на пересечении улицы Ярагского (26 Бакинских комиссаров) с проспектом Гамзатова (улицей Ленина) и с проспектом Имама Шамиля (проспектом Калинина) – почти круглосуточно дежурят машины ГИБДД, но с какой целью они там находятся – не понять. Они стоят на сплошной разделительной полосе посреди улицы и больше мешают проезду автотранспорта, чем помогают порядку на дорогах.

            Точка зрения дагестанского пешехода

Что такое светофор и самые главные правила дорожного движения – все это детям объясняют начиная с детского садика. Продолжают обучение и в школе. Но опять же: эти правила не для нас. Я был очень сильно шокирован, когда в 1985 году тогда еще в Ленинграде меня оштрафовал тогда еще милиционер за переход улицы в неположенном месте. Интересно было бы увидеть реакцию махачкалинского пешехода на попытку его оштрафовать за такое нарушение сегодня.

Для нас – пешеходов – не существует светофоров, «зебр» и дорожных разметок. Я буду переходить улицу тогда и в том месте, где мне нужно. И неважно, какая погода или какое время суток, неважно, видит ли меня водитель – он обязан притормозить, если я перехожу дорогу. А если не успевает притормозить, то я каким-то образом увернусь и перескочу прямо перед его носом.

И пешеходам невдомек, что зимой в гололед тормозной путь автомобиля гораздо длиннее, чем при обычной дороге. И девушке, переходящей дорогу в неположенном месте, не понять, что ей сигналят не из-за того, что она – «бомбита» с искусственно надутыми  губами и уменьшенным носиком, а из-за того, что она создает аварийную ситуацию.

На некоторых участках улиц установлены невысокие ограждения, отделяющие тротуар от улицы, прерывающиеся в местах, где размечены «зебры» для перехода. Но если пешеход хочет перейти в другом месте, он либо перелезет через ограду, либо выйдет за нее на переходе и будет идти вдоль улицы по проезжей части до того места, где он посчитает нужным улицу перейти.

            Улицы города и общественный транспорт

То, что улицы Махачкалы находятся в ужасающем состоянии – это неопровержимый факт. Попытка  косметического ремонта на проспекте Имама Шамиля (проспекте Калинина), сделанная и. о. мэра Махачкалы Магомедом Сулеймановым, какого-то эффекта не дала – стиральная доска осталась стиральной доской. Для ремонта улиц города нужны очень большие средства.

Добавляет к аварийности дорог то, что некоторые улицы местами сужаются из-за хаотичной застройки, допущенной в нулевые – 10-е годы. Улица Ярагского (26 Бакинских комиссаров) и проспект Акушинского (Карла Маркса) местами напоминают бутылочное горлышко, где скапливается в пробках множество автомобилей.

Положение усугубляют стихийные стоянки машин в районе рынков и торговых центров: у Цумадинского рынка, у рынка на улице Ирчи Казака, у торговых центров «Пассаж» и «Меркурий», где машины иногда стоят в 2 ряда, оставляя для движения один ряд из трех.

Маршрутные такси, которые очень помогли горожанам в свое время, сегодня конкурируют с автобусами и троллейбусами, которые приобретают популярность у горожан. Но они создают большую проблему, останавливаясь там, где им «голосуют» пассажиры, не утруждающие себя пешей дорогой к автобусной остановке, где по правилам должны останавливаться и маршрутные такси.

            Как навести порядок

Действия воспитательного характера, увещевания, объяснения, обращение к совести, общечеловеческим и религиозным ценностям дают очень малый эффект. Помочь может только применение действенных и жестких мер.

На перекрестках города необходимо установить видеокамеры, работающие в круглосуточном режиме. Электронные системы учета нарушений правил дорожного движения работают в разных городах России и на федеральных трассах. Внедрение такой системы позволит отслеживать все нарушения: выезд на встречную полосу, остановка в неположенном месте, проезд на красный свет светофора, превышение скорости и многое другое. За фиксацией нарушения должен следовать штраф, который оплачивает нарушитель.

Система штрафования должна быть автоматической, независимо от фамилии и статуса нарушителя. В последние годы, когда федеральный бюджет активнее помогает Дагестану, в республике появилось гораздо больше, чем раньше, кортежей из иномарок, которые, нарушая все мыслимые и немыслимые правила дорожного движения, мчатся по улицам города, создавая опасность и для автомобилей, и для пешеходов.

Электронная система не так дорога и вполне доступна для бюджетов городов республики. Зато в первое время штрафы станут большим подспорьем для местных бюджетов – пока отчаянные водители не поймут, что им лучше ездить по правилам, чем выплачивать немаленькие штрафы, и что есть реальная опасность лишиться прав при рецидивах нарушений. Штрафу должны подвергаться и водители маршруток за остановку в неположенном месте.

Каждый случай аварии со смертельным исходом должен вызывать возбуждение уголовного дела в отношении пусть нечаянного, но убийцы, независимо от того, как и о чем договорились с нарушителем родственники погибшего. И опять же: это не должно зависеть от статуса и должности виновника аварии. Равенство всех перед законом должно стать реальным.

Ограждения для пешеходов в тех местах, где переход улицы попросту опасен для них, должны быть выше и оканчиваться в верхней части чуть ли не колючей проволокой. Другого способа убедить дагестанского пешехода перейти дорогу там, где положено, не существует.

Узкие места города надо расшивать. В этом плане администрация города проводит определенную работу. Планируется вынос оптовых и других рынков за пределы города Махачкалы, производится расширение центральных улиц. Нужно создавать параллельные маршруты там, где невозможно расширить «бутылочное горлышко». И необходимо требовать от застройщиков в черте города обязательно наличие подземных паркингов под проектируемыми и строящимися объектами.

Согласно статистическим данным, в 2015 году в авариях в Дагестане погибло более 500 человек, получили ранения более 2 тысяч. Но статистика не говорит, что гибель каждого человека –  большая трагедия для его родственников и близких. Наша задача – добиться безопасности на дорогах республики, закончить войну водителей против водителей и водителей против пешеходов. Способ для этого один: добиться понимания того, что за каждым нарушением на дороге обязательно последует жесткое, но справедливое наказание.

МК Махачкала
При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Самолет "АЛЬФА-КМ" совершил первый полет в горы Дагестана
12.08.2021 в 08:08
В селе Мачада построена самая высокогорная взлетно-посадочная полоса в России
Дагестан встречает Олимпийцев
11.08.2021 в 07:41
Дагестан завоевал на Олимпиаде 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы
Российские и зарубежные специалисты вновь соберутся в Сочи  на II Международной конференции по природному туризму
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Авторы и эксперты