В начале декабря газета “Ведомости” под заголовком “У меня есть правило: раньше выстрела не падать” опубликовала интервью главы Дагестана Абдулатипова. Заголовок - цитата от самого интервьюируемого и мысль, конечно же, верная. Она применима к любой жизненной ситуации и нет ничего удивительного, что Рамазан Гаджимурадович тоже взял её себе на вооружение.
Основная идея интервью, как и других, раздаваемых им за последние полгода-год, сводится к одному и тому же – До него в Дагестане был ужас, ужас, ужас, но появился он и многолетние “авгиевы конюшни” успешно расчищаются..., да почти расчищены. Можно и по другому – республика долго была в коматозном состоянии, а теперь под его, естественно, эффективным руководством проводится курс лечения, который не только вывел Дагестан из комы, но и придал мощный импульс в направлении окончательного выздоровления.
Ну и в качестве доказательства он оперирует цифрами и фактами, характеризующими итоги 2014 года (итоги 2015 года, понятное дело, пока ещё не подведены), которыми по мере необходимости воспользуюсь в своих комментариях и я.
***
Начну с конца интервью, откуда позаимствован заголовок в “Ведомостях” и где он, помимо прочего, сообщает, что про него “пишут всякие гадости”, но его жена, видимо в утешение, “часто вспоминает нашу пословицу” – Сел на ишака – один позор, слез по середине дороги – два позора .
Под гадостями читатель, видимо, должен понимать наговоры недоброжелателей - мерзопакостников, не соответствующие действительности, с целью дискредитации его доброго имени.
Что касается жены то на месте Рамазана Гаджимурадовича я не стал бы так подводить свою супругу, вставляя в её уста пословицу, являющуюся, скорее всего, плодом его собственного, а не народного творчества, поскольку мне не верится, что аварский, как и любой другой язык, способен хранить в своей сокровищнице подобные перлы.
Разве смысл процитированного им не в том, что, если ты выбрал для достижения цели позорящее себя средство, то не отказывайся от него на полпути, а иди до конца? Иначе опозоришься вдвойне.
А я вот почему-то считаю, что для человека “севшего на осла”, но на половине пути осознавшего свою оплошность, слезть с него всё-таки получше, чем следовать до упора, продлевая свой позор.
В приведённой цитате проглядывается ещё и, вроде как, признание, что сам интервьюируемый тоже движется к поставленной цели “сидя на осле” и готов делать это до конца – цель оправдывает средства.
Безусловно, доктор философии, судя по манерам и билбордам на улицах с изображением его величества и изречениями его величества, имеет чрезвычайно высокое мнение о собственной персоне, и вдруг так подставляется…
***
Но обратимся от дел философских к вещам более приземлённым. Правда, если комментировать всё, что он наговорил, то материала наберётся не на статью, а целую книгу. Поэтому я ограничусь лишь несколькими его ответами.
“…сегодня у нас уровень преступности в 3 раза меньше, чем в среднем по России. Следственный комитет, МВД, ФСБ, прокуратура работают сейчас качественно по-другому: большинство из руководителей мне удалось сменить, а те, кто остался, работают по-новому”.
Подтекст этого откровения, надо думать, заключается в том, что если сегодня уровень преступности в 3 раза меньше чем в среднем по России, то вчера он был, хоть чуть-чуть (а может быть даже в 3 раза), но выше чем в среднем по России. И всё это, естественно, плоды неустанных трудов главы республики.
Результат действительно впечатляющий. Но давайте сделаем небольшой анализ: - Вспомним, что Рамазан Гаджимурадович полноценно находился в роли главы республики в 2014 году, а большую часть 2013 года был исполняющим обязанности, то есть практически целый год имел возможность для того чтобы осмотреться, обозначить приоритеты, разобраться с кадрами и пр. И вот удивительный результат 2014 года – по официальной статистике МВД “сегодня у нас” уровень преступности (количество преступлений на 100 тысяч населения) ниже среднероссийской даже не в 3,0, как отмечает он в самом начале интервью, а в целых 3,2 раза.
- Браво? – Вовсе нет. Дело в том, что во времена его предшественника, к примеру, в 2012 году уровень преступности по отношению к среднероссийскому был ещё ниже – в 3,4 раза, а в 2011 году вообще в 3,8 раза. Воистину правоохранители с приходом Рамазана Гаджимурадовича стали работать “качественно по другому”.
Вообще-то это, конечно, парадокс, наводящий на некоторые размышления, когда население насквозь коррумпированной республики демонстрирует столь удивительное законопослушание что до Абдулатипова, что при нём. “Этого не может быть, потому что не может быть никогда.”
***
Здесь же, если переходить уже в сферу экономики не может не обратить на себя внимание особая печаль главы республики относительно предприятий федерального подчинения: - “…ряд предприятий, находящихся в федеральной собственности, работают менее эффективно, чем другие. В республиканской собственности мы наводим порядок, а в федеральной – некому… В годы СССР в Дагестане добывалось 2,4 млн т нефти, сегодня – 167 000 т. И почему-то никого не интересует, почему так мало... Или морской торговый порт, который тоже находится в федеральной собственности. Он под окном моего кабинета. Доверьте мне им управлять, я же вижу, что там делается. Нет, он находится в федеральной собственности…”
Получается, что человеку, который, вроде как, скрутил в бараний рог республиканские МВД, ФСБ, Следственный комитет и прокуратуру (не самые хилые, заметьте структуры федерального подчинения), оказывается не под силу справиться, к примеру, с каким-то морским портом, хотя он видит, “что там делается”.
То есть, плоды победы, хоть и удачно придуманной им самим, он без всяких угрызений относит на собственный счёт, а там, где победа не просматривается даже виртуально, он находит крайнего в лице федеральной власти. “Зовут лететь - он верблюд, хотят оседлать – птица” – это, кстати, из аварского реального, а не придуманного фольклора.
***
“В прошлом году индекс промпроизводства составил 105%, сельхозпродукции – 105%... По основным показателям планы выполняются, но нас это не удовлетворяет… Я с самого начала президенту и премьер-министру страны говорил, что модель развития за счет «кормежки» надо прекращать.”
То, что на достигнутом нет намерения успокаиваться и “кормёжку” надо прекращать, кто же возразит? Но есть такой интегральный показатель, как темп роста ВРП (валового регионального продукта), который свидетельствует о динамике развития экономики в целом. Так вот в 2014 году он составил по сравнению с 2013 годом 104,6% - вроде как, тоже неплохо. Однако, если иметь в виду, что в ужасном 2012 году в сравнении с 2011 годом этот показатель составлял 113,4%, а в ужасном 2011 году в сравнении с 2010 годом – 120,4% - цифры прямо-таки фантастические, то получается, что экономика республики в сравнении с временами его предшественника вовсе не блещет темпами своего роста.
Динамику 2013 года к 2012 году – 114,6% я отпускаю, потому что это не полноценный год пребывания во власти Рамазана Абдулатипова и, к тому же, экономика обладает определённой инерционностью. То есть, результат 2013 года во многом есть ужасный итог деятельности его предшественника Магомедсалама Магомедова.
***
Недавно губернатор Московской области, докладывая президенту РФ о предварительных результатах 2015 года, сообщил о росте производства овощей на 25% (!). Это настолько заинтриговало меня, что я стал искать результаты Дагестана за тот же период и нашёл - 2,5% - в десять раз меньше. Почувствуйте, как говорят в таких случаях, разницу. А ведь от нас в сравнении с подмосковьем каждый процент прироста, благодаря низким стартовым условиям, требует ещё и меньших усилий - одна не используемая пашня чего стоит. (“После развала Советского Союза в республике… произошло падение промышленности и сельскохозяйственного производства где-то на 70–75%” – Абдулатипов.)
Здесь же, думаю, будет уместным обратить внимание на то, что предшественники Рамазана Гаджимурадовича работали в куда более сложных условиях, когда практически вся республика была порвана на лоскуты, представляющие из себя владения муниципальных “феодалов” - тяжеловесов и тяготеющих к ним просто муниципальных “феодалов”. Всё это, естественно, не могло не вязать им руки. Что касается Абдулатипова, то волею судеб и федеральной власти “площадка” была расчищена от тяжеловесов, а устранение собственными руками прочих осиротевших “феодалов” помельче на “подвиги Геракла” как-то не тянут. Ну и где экономические результаты этой чистки, бьющие рекорды предшественников? Рекордна только сомнительная этичность безудержного самовосхваления, фактически унижающая предшественников, нивелируя абсолютно всё, что делали они.
Я вовсе не считаю, что это были пушистые зайки, но такого по отношению к собственным предшественникам они никогда не позволяли. Странно, но он, кажется, не понимает, что на следующий день после своей отставки все билборды с его изображениями и “мудрыми” мыслями, а также портреты из кабинетов чиновников сразу же исчезнут. Причём их не сдадут ни в музей, ни в архив. Они окажутся на помойке – не дай бог попадутся на глаза преемнику.
Поучительный пример – Туркменбаши, книга которого “Рухнама” была обязательной для изучения в школах Туркмении в качестве отдельного предмета. После его смерти она перестала быть таковой и с ней обошлись как с макулатурой. Абидно, да?
***
“Ваши читатели и наши друзья из Москвы, наверное, думают: сколько уже можно кормить этот Дагестан? Хотя уже 20 лет по уровню бюджетной обеспеченности Дагестан занимает последнее место в России.”
- Русский язык, конечно же, очень богат и пластичен, но последняя фраза свидетельствует либо о сознательной подмене понятий, ставящей в глазах доверчивых читателей всё с ног на голову, либо о том, что глава республики не владеет предметом.
Последнее место в России по уровню бюджетной обеспеченности вовсе не означает, что Дагестан получает дотаций меньше остальных. Наоборот этот показатель свидетельствует, что сама республика меньше остальных регионов обеспечивает хотя бы минимальный уровень бюджетных услуг на одного жителя и “для поддержки штанов” федеральный центр вынужден очень даже дотировать её. Безвозмездные поступления из федерального бюджета на душу населения в Дагестан, к примеру, почти вдвое выше чем в Ставрополье, втрое выше чем в Краснодарский край и в шесть раз выше чем в Москву. Доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в бюджете Дагестана в 33 раза (!) выше чем в бюджете Москвы. То есть, с имеющими темпами роста “кормёжка” республики может растянуться до конца XXI века.
***
Вообще-то следует заметить, что Рамазан Гаджимурадович время от времени демонстрирует столь удивительные познания в области экономики, что остаётся только разводить руками…
К примеру, он обязывает глав местных администраций создавать личные фермерские хозяйства, что по его разумению, должно служить примером для обленившихся земляков - чистейшей воды популизм.
Как известно, закон запрещает чиновникам, тем более в ранге глав администрации, занимался предпринимательской деятельностью, поскольку это всегда ведёт к конфликту интересов. Они могут только сажать цветочки или картошку на своих приусадебных шести сотках. Всё.
Мы же видим в телевизоре, как представитель главы республики Алибек Алиев прибывает на церемонию закладки семи гектаров личного яблоневого сада главой Дахадаевского района и нахваливает его за то, что тот так хорошо выполняет указание главы республики. Прежде всего, я сильно сомневаюсь, что во всём районе не нашлось других претендентов на то, что бы пустить под сельхозпроизводство эти семь гектаров, оказывается беспризорно пустовавших уже столько лет.
К тому же, я уверен, что у новоявленного фермера яблоневый сад будет на первом месте, а интересы района на втором и он свой административный ресурс будет использовать понятно для чего.
В репортаже журналист восторженно сообщает, что сад главы будет на 80% удовлетворять потребности района в яблоках. Поскольку я подозреваю, что во вверенном ему районе и сейчас не ощущается недостаток в яблоках, то будьте уверены, что он вытеснит всех конкурентов и создаст монополию, благодаря которой будет диктовать потребителю, какие яблоки и по каким ценам покупать. Все рычаги у него в руках. На его месте я бы поступил точно также. Кстати, посадками он занимался, насколько можно понять из репортажа, в рабочее для главы администрации время.
Вместе с тем, его задача должна заключаться не в создании собственного фермерского хозяйства, а благоприятных и равных условий для развития прочих фермерских хозяйств в районе. И вопрос о соответствии занимаемой должности должен решаться именно исходя из этого критерия, а не площади и урожайности его личного яблоневого сада.
***
Другой пример тоже чем-то похожий на предыдущий – Рамазан Гаджимурадович назначает куратором тепличного направления в сельском хозяйстве республики, не чиновника, который должен быть равноудалён от всех предпринимателей в этой области, а одного из предпринимателей, занимающихся именно тепличным бизнесом (!).
Это называется пустить козла в огород.
Да он, снимая сливки с господдержки, просто не даст поднять голову остальным конкурентам и никого никогда не пустит впереди себя.
А разве вы поступили бы иначе?
Рыночная экономика покоится на двух столпах – праве частной собственности и справедливой, свободной конкуренции. Причём одно без другого не работает. Именно в этом залог её высокой эффективности. Если же эти принципы не соблюдаются, то никакие припарки не помогут.
***
Я понимаю, что глава республики является крупным специалистом в области культуры. Особенно музыкальной. Однако, непонятно, чем занимаются советники и помощники в области юриспруденции и экономики, которые обязаны хоть как-то поправлять его? Вот я и решил хоть частично, но подменить их, разъясняя азы этих дисциплин последними двумя примерами.
Впрочем, судя по манере поведения и интонациям в голосе во время совещаний - ментор, устало разъясняющий что-то нерадивым ученикам - он ни в чьих советах не нуждается.
Ислам Узалов
15.01.2015г.