Торговый дом «Дагестан» вчера, сегодня и завтра

20 Ноября 2015 в 11:33 Автор: Арип Ахмедханов Спецкор 5552
Торговый дом «Дагестан» вчера, сегодня и завтра

В 90-е годы прошлого века, когда был растащен по норкам «независимых» государств Советский Союз, были разрушены  торговые отношения между предприятиями из разных регионов, ставшими друг для друга иностранными. Надо было строить рынок заново. И он строился – через товарные биржи, через прямые связи между покупателем и продавцом  из разных новообразованных стран.

С 90-х годов в Дагестане делались попытки создать крупные торговые структуры для выхода на рынки Москвы и других крупных городов России. Пытались торговать всем – от ковров и кубачинских изделий до продуктов питания и сепараторов. Заключались соглашения между Москвой  и Дагестаном о создании предприятий типа «Торговый дом «Москва-Махачкала», выделялись деньги и помещения под офисы и склады, деньги благополучно разворовывались, склады и офисы благополучно приватизировались, а торговля никак не налаживалась.

           

Развитие Дагестана

В начале 2013 года с приходом в республику в качестве первого лица Рамазана Абдулатипова была провозглашена новая концепция развития Дагестана. Группа «разработчиков» во главе с Булатом Столяровым распределила все проблемы и задачи республики по разделам и назвала их десятью приоритетными проектами развития Республики Дагестан. Группа, представив вместо десяти полноценных проектов 7 листов   бумаги с красивыми  схемами из квадратов и кружочков, благополучно отбыла с полученной за работу немалой суммой искать новых доверчивых клиентов.

Результатом работы группы «разработчиков» является  то, что любое событие, происходящее  в Дагестане, является частью одного из приоритетных проектов. Ты заболел – это «Человеческий капитал», ты копаешься на даче – это «Эффективный агропромышленный комплекс», ты заплатил налоги – уже «Обеление экономики», ты перешел дорогу по пешеходной зебре – это «Безопасный Дагестан».

            Тем не менее, переход к проектному управлению в органах государственной власти республики и в ее муниципальных районах дает определенный положительный эффект. Внедряются инвестиционные паспорта районов и городов, создаются новые предприятия, вливаются новые, в основном частные инвестиции. По всем позициям – в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве и других отраслях экономики наблюдается стабильный рост, несмотря на кризис в стране, вызванный дешевой нефтью и санкциями Запада.

            Вместе с приоритетными проектами было принято еще два решения. С целью поддержки потенциальных инвесторов и помощи в реализации инвестиционных проектов в республике создана «Корпорация развития Дагестана», о деятельности которой мы будем говорить отдельно. И с целью восстановления рынков в регионах России для товаров из Дагестана был создан Торговый дом «Дагестан».

Торговый дом «Дагестан». Первые шаги.

            Любая идея, пусть самая лучшая, может быть извращена и  превращена в свою противоположность нерадивыми исполнителями. На создание Торгового дома «Дагестан» было выделено 20 миллионов рублей. Большая часть была потрачена на создание этнобутика в  Махачкале. «Создание» заключалось в том, чтобы уничтожить много лет стабильно работавший на центральной площади столицы Дагестана магазин «Дагестан», торговавший изделиями народных художественных промыслов – от кубачинских сервизов до табасаранских ковров – и вновь выставить там изделия народных художественных промыслов – от унцукульских ваз до гоцатлинских рогов.

            Следующий шаг руководства Торгового дома «Дагестан» - организация сельскохозяйственных ярмарок в Махачкале и Каспийске, где сельхозпроизводители и производители продуктов питания  из районов Дагестана и Ставрополья могут продавать свою продукцию напрямую населению, минуя магазины, по цене производителя без накруток и надбавок. И тут какое-то де жа вю: эти ярмарки и раньше благополучно работали в разных концах города без участия Торгового дома «Дагестан».

            И третий, несколько неожиданный шаг – попытка развития Торгового дома «Дагестан» - попытка привлечь в него участников – предприятия Дагестана – с членским взносом от 2,5 до 5 миллионов рублей. Эти деньги планировалось пустить на уставную деятельность Торгового дома – создание магазинов и торговых точек для продажи дагестанских товаров в городах России, в первую очередь, в Москве. И, естественно, эта идея успехом  не увенчалась. У предприятий республики нет таких свободных денег, которые можно было отдать неизвестно кому и непонятно зачем.

Если бы Торговый дом «Дагестан» предлагал нашим производителям клиентов – покупателей, то его руководство могло бы рассчитывать на какие-то дивиденды со сделки или проценты с объема поставки. А дарить деньги – нет, увольте!

                        Торговый дом «Дагестан». Новый руководитель

            Весной 2015 года новым директором стал Зейнулла Гурбанов – выпускник экономического факультета Ленинградского Государственного университета, 15 лет отдавший созданию и продвижению на российском рынке торговых марок гранатового сока. Зейнулла занялся решением главных уставных задач ОАО - продвижением товаров и услуг местных товаропроизводителей на внутренний и внешние рынки, формированием положительного имиджа Республики Дагестан в России.

            Идея Зейнуллы Гурбанова – объединить наиболее перспективные республиканские товары под единым зонтичным брендом, новой единой торговой маркой товаров из Дагестана, а после этого продвигать продукцию из Дагестана на рынки России и стран Таможенного Союза. И проект бренда и логотипа «Новый Дагестан» уже разработан и представлен новым руководителем Торгового дома и получил одобрение на заседании комиссии при Правительстве по имиджевой политике Дагестана.

            Показательно, что над этой концепцией работали профессионалы - несколько человек новой команды, в то время, как Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан, озаботившись этой же задачей, привлекло большую группу специалистов из Санкт-Петербурга и иностранных экспертов, которые за наши деньги нам объяснили, что в Дагестане наибольший интерес представляют горы, этника и народные промыслы, сказали, что надо привлекать туристов для посещения горных районов республики и представили не особо эстетично выглядящую картинку в качестве логотипа нового бренда Дагестана.

                        Дальнейшие шаги

            Создание зонтичного бренда «Новый Дагестан» является частью работы над новым, положительным имиджем республики. Над этим надо работать не всем министерствам и ведомствам республики по отдельности, а отдельной, наделенной полномочиями команде. Но мешают решению поставленной задачи несколько проблем:

- каждое министерство и ведомство получает средства, предназначенные для решения этой задачи, но видят различные пути решения данной задачи, как лебедь, рак и щука, и эти бюджеты не дают никакого эффекта;

- прямые поручения руководства республики по работе над проектом нового бренда зачастую игнорируются исполнителями,  и в связи с тем, что в Дагестане не определен основной исполнитель и ответственный по этой задаче, козлом отпущения всегда будет  какое-нибудь министерство или ведомство;

- очевидно, что при отсутствии ответственных лиц, нет и никакой заинтересованности в реализации идеи продвижения нового бренда. Это связано с тем, что нет понимания степени значимости данного мероприятия для республики, нет личной ответственности за это;

- министерства – промышленности и экономики – каждое имеет свою концепцию, а продвижение проекта возложено на третье министерство - Министерство печати и  информации Республики Дагестан. Когда одна задача поручена нескольким министерствам, ведомствам, сотрудникам без указания имени главного ответственного за ее решение, она обычно остается нерешенной.

Организация, которой изначально поручили данное мероприятие, на первом этапе с данными задачами не справилась из-за недопонимания конкретных целей и четкого плана мероприятий, связывающих инновации в науке, возможности туризма, реализации продуктов питания, товаров народного потребления, изделий народных художественных промыслов и др.

Нужно  четкое плановое финансирование проекта создания и развития бренда «Новый Дагестан», с продуманным комплексом мероприятий, объединяющим туризм, промышленность, торговлю и т.д.

В отличие от чиновников, не имеющих никакого опыта в маркетинге, которые ждут на каждое движение конкретные указания, Зейнулла Гурбанов включился в эту работу в русле курса Рамазана Абдулатипова по выводу экономики республики из застойного состояния. Цель руководителя «Торговый дом «Дагестан» - реальный результат, организация торговли дагестанскими товарами под брендом «Новый Дагестан» на рынках России, Азербайджана, Казахстана и Белоруссии.

Но, как у нас часто происходит, дела могут расходиться со словами. Получится ли у нового директора Торгового Дома «Дагестан» воплотить в жизнь намеченные планы - покажет время. Проект этот масштабный и без государственной поддержки осуществить его не представляется возможным, но если осуществлять его будут непрофессионалы, если все опять будет сведено чиновниками к освоению бюджета, если не будет личной ответственности за результаты работы, тогда  бренд «Новый Дагестан» так и останется на бумаге.

Нужен координационный центр по реализации этой программы, где будет аккумулироваться как централизованный бюджет, так и полная ответственность за ее исполнение.

Необходимо четко распределять задачи для каждой профильной организации и следить за их исполнением. Единый  центр будет заниматься  координацией договоров реализации, контролем качества продукции, юридическим сопровождением. Невозможна ситуация на рынке, когда поставщик не несет ответственности за качество поставляемой продукции – поэтому одной из важнейших функций Торгового Дома «Дагестан» должна стать работа по контролю соблюдения качества продукции предприятий, использующих бренд «Новый Дагестан».

Есть отдельное звено, которое в состоянии организовать эту работу, стать рабочей и эффективной структурой для продвижения дагестанских товаров и услуг на рынок, но для этого нужна государственная поддержка и финансирование. Будет финансирование – будут обороты, а сейчас финансирование необходимо на старт проекта – заказ фирменной тары, завершение работ по изготовлению брендбук, заключение договоров поставок продукции. После этого Торговый дом выйдет на самоокупаемость и сам начнет помогать республике.

Результатом работы Торгового дома по продвижению торговой марки «Новый Дагестан» станет налаживание экономических отношений с крупными розничными сетями России, обеспечение жителей страны своей качественной отечественной и недорогой продукцией.

Один результат -  рост спроса на республиканскую продукцию и, тем самым, увеличение поступлений в бюджет Дагестана. Другой -  это привлечение туристов в республику, что также даст новый импульс экономике Дагестана.

Дагестану пора переходить от слов к делу! Как говорит наш Президент Владимир Владимирович Путин: "Если нет реальных дел, не спасет пиар-отдел"

При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Минометчики ЮВО осваивают методику скоростной стрельбы в предгорьях Дагестана
18.06.2018 в 11:19
В условиях горно-лесистой местности военнослужащие из минометов «Сани» калибра 120 мм поразят цели имитирующие легкобронированную технику, живую силу,...
Снайперы ЮВО проходят подготовку в Дагестане
07.06.2018 в 05:44
Основной упор в подготовке делается на отработку новых способов действий снайперских подразделений с учетом боевого опыта современных вооруженных конф...
150 лет самому южному маяку России
26.05.2018 в 11:30
Маяк был построен в 1867 году на городской стене 2000-летнего Дербента, тогда вместо ламп на нем были установлены горелки на керосине.
Заявление М.Даудова от лица Парламента Чечни в связи с нападением боевиков на церковь в Грозном
20.05.2018 в 06:38
К большому сожалению, погибло двое полицейских. От имени депутатского корпуса Парламента Чеченской Республики и от себя лично выражаю глубокие соболез...
Два брата не улетели на море с 13 шубами
16.05.2018 в 11:43
На данный момент «подарки» изъяты и направлены на экспертизу для установления стоимости.
В Рамадан компания Utair предлагает пассажирам халяльное меню
15.05.2018 в 12:48
Пассажиры могут заказать халяльное питание при покупке билета на сайте utair.ru или через мобильное приложение авиакомпании.
Форум «Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал»
15.05.2018 в 12:34
19 мая  2018г.  в  рамках форума «Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал»  состоитс...
Прямой поезд Миниральные воды - Астрахань пойдет через Махачкалу
15.05.2018 в 10:54
С 5 июня 2018 года запускает прицепной беспересадочный плацкартный вагон сообщением Минеральные Воды - Астрахань
Дубайская «Матрешка» осталась без российских товаров
10.05.2018 в 14:45
650 единиц товара везла гражданка Российской Федерации в город Дубай для участия в международной выставке «Матрешка»
На параде Победы артиллеристы Каспийской флотилии порадовали астраханцев пушечными выстрелами
10.05.2018 в 11:56
Местом выполнения салюта стала аллея между Цейхгаузом и Солдатскими казармами Астраханского кремля.
Подразделения 58-й армии ЮВО во Владикавказе приняли участие в параде Победы
10.05.2018 в 11:23
Впервые на марше в парадном расчете прошли реактивные системы залпового огня «Ураган»
Военно — патриотический молодежный Сбор «СОЮЗ-2018 — Наследники Победы» стартует в Казани
18.04.2018 в 16:54
С 28 апреля стартует XV Всероссийский молодежный образовательный сбор военно-спортивных организаций и кадетских корпусов «СОЮЗ-2018 — Наследники Побед...
Популярные новости недели
Новости за неделюКонкурсы
Авторы и эксперты