И в конце 80-х эта возможность появилась, и люди пошли на избирательные участки – выборы начали выигрывать те, у кого голос громче, у кого денег больше, у кого крыша посильнее.
Но кроме бандитов и уголовников в выборах побеждали и настоящие демократы, те, кто болел за наш народ, люди, которые, пусть неумело, защищали интересы избирателей.
Выборы в Кубачи – год 2010-й
Время шло, и власти предержащие поняли, что такие выборы невыгодны государству. Начали проводить выборы по партийным спискам, избиркомы получили определенные инструкции, как организовывать выборы на местах и как подсчитывать голоса. Изменения начались еще в 1996 году, когда Дагестан, проголосовавший более чем 60 процентами голосов в первом туре выборов президента России за коммуниста Геннадия Зюганова, ко второму туру потерял красный цвет и «отдал» те же 60 процентов голосов Борису Ельцину. Закончилось все волшебником Чуровым и нежеланием большинства людей идти на участки для голосования.
На выборах в поселке Кубачи в 2010 году состоялась ожесточенная борьба – борьба за каждого местного депутата, ведь было известно, за какого кандидата на должность главы поселка он будет голосовать. В этой ожесточенной борьбе победил представитель молодого поколения кубачинцев Расул Куртаев, бывший руководитель поселкового клуба. У него, в отличие от конкурента, была на руках детально проработанная программа по развитию поселка Кубачи и кубачинского промысла.
Пять лет Расул работал – решал проблемы поселка, обивал пороги министерств и ведомств в поисках поддержки уникального дагестанского аула, ездил на всевозможные форумы и конференции, принимал у себя дома множество гостей и туристов. В чем заключается работа главы маленького, но известного всему миру поселка? Что получилось? Какими достижениями можно гордиться? Что из задумок Расула осталось невыполненным?
Текущая работа главы поселка Кубачи
Содержание поселка, благоустройство, электроосвещение, газообеспечение, содержание в должном состоянии дорог – по закону около 15 пунктов возлагается на главу местного самоуправления. Раньше было вдвое больше функций. Люди приходят со своими проблемами: у кого опорная стена перед домом разрушается, у кого дорога подъездная в плохом состоянии, просит отремонтировать, у кого нет уличного освещения около дома, просит установить. В основном многие обращаются с личными проблемами – по вопросам трудоустройства, Кубачинского художественного комбината.
Бюджет села разрабатывается в конце уходящего года, бюджет состоит в первую очередь из местных налогов – земельного и имущественного, остальное доплачивается государством в виде субсидий. Бюджет 2014 года – порядка 2,5 миллиона рублей, бюджет 2015 года – существенно больший, что помогло заложить в него 300 тысяч рублей на ремонт внутрипоселковых дорог, увеличились зарплаты сотрудникам администрации поселка, увеличились расходы на освещение, в общей сложности бюджет вырос на 500 тысяч рублей.
«Налоги – это отдельная проблема, – рассказывает Расул. – Сбором налогов занимается специалист, принятый на работу по отдельному соглашению с налоговой инспекцией. В 2015 году план на поселок Кубачи выставлен в сумме 837 400 рублей. Земельный налог – 77 000 рублей. По данным налоговой инспекции, план составляет порядка 400 000 рублей. Нам почему-то план увеличен более чем вдвое».
Учет имущества в целях налогообложения не в компетенции администрации поселка, но заниматься им приходится именно администрации. В Кубачи ежегодно строится немало новых домов, которые надо ставить на учет, и обязывать владельцев этих домов платить налог на имущество. «В соответствии с приоритетным проектом Главы Республики Дагестан «Обеление экономики» мы поставили на учет более 300 новых и старых ранее не учтенных домов, – продолжает глава аула Кубачи. – Практически 85 процентов домов и земельных участков поселка зарегистрированы, имеют «зеленки» и оценены по кадастровой стоимости». Однако Росреестр и налоговая служба практически не взаимодействуют, и информация в поселок поступает очень трудно. Жители поселка просят дать уведомление об оплате, но их не выдают ни налоговая инспекция, ни Росреестр.
Уборка мусора – проблема всей республики. Эта задача в 2015 году перешла к районным службам, то есть этим не занимается никто. Расул Куртаев собрал молодежь, организовал не один субботник, и теперь весь мусор организованно собирается в определенное место за пределами поселка – стихийно образовавшаяся яма. Администрация Кубачи не раз привлекалась к суду из-за якобы наносимого ею экологического ущерба, но все процессы такого рода кончались победой Расула Куртаева.
Внутрисельские дороги – еще одна проблема, задача местной администрации. Было время, когда Кубачинский художественный комбинат держал два трактора, которые ежемесячно ездили по дорогам аула, выравнивали их, засыпали, приводили в порядок. Сегодня комбината фактически нет, и администрация вынуждена сама изыскивать средства на ремонт. За пять лет работы, не дожидаясь платежей из района, глава поселка Расул Куртаев потратил около 500 тысяч рублей личных средств на эти цели. В сентябре 2015 года случилось ненастье – прошел сильнейший ливень, за несколько часов выпала трехмесячная норма осадков – настоящее стихийное бедствие разрушило большие участки грунтовых кубачинских центральных «улиц» и «переулков». Этим вновь пришлось заниматься Куртаевым Расулу и Абдусаламу, который помогает старшему брату во всех полезных делах. Есть и сельчане, которые помогают Расулу, большей частью поселковая молодежь, которая болеет за будущее поселка Кубачи.
Сделанное за пять лет
Кубачинцы помнят разных председателей поселкового Совета и глав администрации поселка. Один отличился тем, что отдал всю землю аула колхозам и совхозам Дахадаевского района и не оставил сельчанам свободной территории для строительства жилья. Другой жизнь положил в борьбе за возвращение кубачинцам их территории. Третий раздал участки жителям других сел, приехавшим в Кубачи на заработки. Плоды этого кубачинцы пожимают и сегодня – в виде происшествий и преступлений, совершаемых детьми этих «понаехавших». Четвертый глава открыл торговлю оставшимися участками. Пятый вместо своей работы занимался тем, что выгодно – дорогами и торговлей кубачинскими изделиями в Москве.
Расул же сделал, наверное, больше, чем все остальные главы. В 2012 году он добился организации отдельного совещания Правительства Республики Дагестан, посвященного проблемам поселка Кубачи. В первый раз в новейшей истории Дагестана аул Кубачи рассматривался не как место, где можно купить саблю или сервиз для подарка или подношения в Москву, а как уникальный аул мастеров, развитие которого требует поддержки от руководства республики.
Начиная с конца 80-х годов прошлого века жители аула Кубачи и вышележащих сел Дахадаевского и Акушинского районов, жители Сирагинского нагорья ставят вопрос о прокладке прямой дороги Маджалис – Кубачи, которая минует районный центр Уркарах и сокращает путь в горы на 25 километров. Методом народной стройки узкая и очень опасная дорога пробита. Но включения этой дороги в бюджет Республики Дагестан добился именно Расул Куртаев при поддержке министра по национальной политике Дагестана Гаруна Курбанова.
Сегодня около 90% кубачинцев обеспечены газом, газовые сети опутали практически весь аул, даже в немногочисленные жилые дома в старой части аула газ проведен. Благодаря помощи правительства почти все внутрипоселковые газовые линии проведены за государственный счет. В дома, которые не входили в план газификации, трубы провели за счет собственных средств молодых кубачинцев.
Расул сумел собрать вокруг себя кубачинскую прогрессивную молодежь, и эта молодежь отремонтировала арочный мостик на базарной площади в верхней части старого аула, вместе с реставраторами, направленными в Кубачи министерством культуры Дагестана, восстановила старинную сторожевую башню «Акайля-къайля», надстроив к ней дополнительный этаж. Молодежь провела освещение на нескольких улочках старого аула, ежегодно приводит в порядок площадку в центральной части поселка, устанавливает скамейки. Идет строительство футбольного поля в Кубачи.
В планах Расула создание молодежной организации, работа которой будет заключаться в решении вопросов и популяризации кубачинского искусства, в помощи кубачинской школе по обучению учеников ювелирному мастерству и в решении проблем аула.
В последние месяцы Расул работал над созданием масштабной программы социально-экономического развития поселка Кубачи. За последние пять лет население Кубачи выросло более чем на 30% и превысило 3 000 человек. В ауле Кубачи нет безработицы, все заняты производством ювелирных изделий – кто мастер-надомник, индивидуальный предприниматель, кто – сотрудник частного предприятия. Определенная часть молодых людей, состоявшихся мастеров, остается в поселке, кроме того, в Кубачи возвращаются сельчане, когда-то уехавшие в города, а сейчас выходящие на пенсию и предпочитающие жить в старости в родном ауле. План развития включает в себя и рост производства ювелирных изделий, и решение проблем села – создание современной системы водоснабжения, асфальтирование дороги Уркарах – Кубачи, разработка генерального плана и инвестиционного паспорта поселка Кубачи.
Туристы в Кубачи
Аул Кубачи издавна был интересен людям, которые приезжали из других регионов Дагестана, России и мира. Раньше работа с туристами была поставлена на поток. В Кубачи была небольшая гостиница, где приезжающие могли остановиться, чтобы увидеть гораздо больше – и красоту каменных рельефных плит, и грандиозную панораму пирамиды старого аула, и домашние музеи кубачинцев. Сегодня в Кубачи приезжают «дикие» туристы и организованные группы одного дня.
Расул Куртаев не стал ждать, когда примут новую туристическую программу. Он создал сайт поселка Кубачи, зарегистрировался во всех социальных сетях и публикует в них заметки о родном ауле и его промыслах, мастерах и красотах, памятниках древности. В 2014 году Расул Куртаев зарегистрировался на известном на весь мир сайте для туристов «каучсерфинг» и пригласил всех желающих в Кубачи, предлагая им питание и жилье – свой собственный дом.
И вот уже полтора года чуть ли не каждый день в гостеприимном доме Расула звучат новые голоса. Расул рассказывает гостям и о других аулах – Балхаре, Гунибе, Хунзахе. В течение 2015 года больше ста туристов приехали в Кубачи по личному приглашению Расула. Получается лучший эффект – сарафанного радио – гости, побывавшие у Расула, рассказывают своим друзьям, что Дагестан – яркий, красивый и гостеприимный, что это не регион ваххабизма и контртеррористических операций, а мирная республика народных промыслов.
Расул личным примером показывает инвесторам, что в Кубачи и во всем Дагестане можно развивать туризм. Многие посетители сайтов, завсегдатаи социальных сетей говорят о том, что с удовольствием приехали бы в Кубачи, но не для того, чтобы обременять Расула, а поселиться за деньги в аульской гостинице, зайти и купить какой-нибудь сувенир в кубачинском магазине, а не ходить по домам и искать, кто из мастеров что продает. В планах Расула создание гостевого дома в Кубачи с условиями проживания, приближенными к условиям, характерным для старых времен – с камином и дровами, с родниковой водой, кубачинской кухней.
Инициативные люди не нужны
Планов у Расула Куртаева немало, и они вполне реальные. Но все эти планы разрушили очередные выборы, а именно – главы поселка Кубачи, которые прошли 16 октября 2015 года. Система выборов опять изменилась не в лучшую сторону. Сегодня депутаты избирают не тех, кого поддерживают аульчане. Глава района дал команду избрать другого человека. И Расул Куртаев, человек, известный далеко за пределами Дагестана своей активной работой, своим гостеприимством, своим бескорыстным служением родному поселку, остался без работы.
В чем причина этого неожиданного решения? Ревность руководителя к известности подчиненного? Излишняя активность главы местной администрации? Несвоевременность выполнения завышенного плана по налогам? Это знает только глава района. Отмечу только, что этот шаг – не на благо аула Кубачи и Дахадаевского района.
Приведем отзыв о Расуле Елены Лессовой (одна из многих гостей с. Кубачи, кто отозвался на эту ситуацию): «Расул Куртаев – один из тех людей, чьему обычному, каждодневному, бытовому бесстрашию и простоте я завидую. Он и его семья – из тех людей, узнав которых, хочешь непременно с ними дружить, находиться в их орбите. Потому что они открыты, просты, предельно честны с собой и с миром. От них веет той самой силой, которую дает душе предельная честность.
Расул – чиновник, глава своего родного поселка, их тысячи по всей стране. И я никогда не встречала, чтобы чиновник не рассказывал – как классно он что-нибудь сделает, как только миллион долларов дадут, дорогу построят, луна войдет в ретроградный Меркурий или ветер переменится – а делал. Каждый день. Строил дорогу, колодцы, ремонтировал, восстанавливал и реконструировал, не ждал, когда дадут деньги, а искал и привлекал их.
Я никогда не слышала, чтобы чиновник с такой любовью рассказывал о своем поселке, знал его историю и мог часами говорить о ней, в тысячный раз водить абсолютно чужих людей, гостей, по своему поселку и не уставать рассказывать о нем.
Я никогда не слышала, чтобы чиновник не ссылался на отсутствие денег для развития туризма, а сам лично его развивал, приглашал через couchserfing сотни людей со всего мира к себе домой, потому что гостиницы в его селе нет и денег никто не выделяет.
Депутаты его не переизбрали. Реально что-то делающие люди очень раздражают. Потому что на их фоне как-то неприятно очевидной становится собственная никчемность и неспособность к действиям. Да и оправдания, что нет денег и звезды еще не выстроились нужным образом, начинают выглядеть как-то жалко и неправдоподобно. Тогда да, мне понятно, почему депутаты его не переизбрали».