О том, чего же хотели россияне и каким образом они пытались исполнить свое желание во время выборов столицы зимней Олимпиады 2014 года махачкалинцам рассказывал Павел Нефедов – бывший руководитель пресс-службы Сочи-2014. Мастер-класс на тему «Создание туристической привлекательности, преодолевая культурные стереотипы. Примеры Сочи-2014 и юбилейные мероприятия ВДНХ» проходил в Доме дружбы в рамках круглого стола «Каспийская медиа-платформа. Диалог-Безопасность-Развитие».
На самом деле, ни для кого не были секретом ни желание России победить в качестве места проведения Олимпийских Игр, ни способы его осуществления. Павел Нефедов лишь напомнил о том, каким был путь России от заявочного процесса до выбора города Сочи столицей Олимпиады 2014 года. Процесс «привлекательности» занял два года – 2006-2007 годы – и включил в себя огромнейшие затраты на мощнейшую пиар-компанию. Велись трансляции с никому неизвестного Сочи, разворачивался каток в 40-градусную гватемальскую жару, отлавливались журналисты для пресс-конференций, устанавливался сеанс связи с Международной Космической Станцией, где российские космонавты демонстрировали футболки с символикой Сочи-2014. Помимо Сочи в финал вышли австрийский Зальцбург и южнокорейский Пьенчанг, оставив за бортом испанскую Хаку, казахскую Алма-Ату, болгарскую Софию и грузинский Боржоми. Однако, по словам Нефедова, победить, кроме России, «очень сильно» хотела Южная Корея. Что касается Австрии, то у нее были проблемы с деньгами. В итоге Россия все же обошла корейцев…финансово. Теперь предстояло из города, представлявшего из себя «ноль для зимних Олимпийских игр» сделать то, что надо. Но предстояло не просто потратить миллиарды на полную реконструкцию и создание нового Сочи, но и убедить коренной народ территории Краснодарского края – адыгов в возможности проводить Олимпиаду на Красной поляне, являющейся для них святыней, местом массового захоронения их предков.
Стоит отметить, что Нефедов упомянул о некоей «другой» группе, непосредственно работавшей с выборщиками центра зимней Олимпиады, в число которых входило около сотни влиятельных людей. Каким образом была проведена по сути главная работа, так и осталось тайной.
Итак, весь мастер-класс прошел в напоминании того, что наблюдали и слышали россияне на протяжении восьми лет. Можно ли назвать мастер-классом рассказ о том, как с помощью несметных средств и привлечения самых значимых людей страны создавалась туристическая привлекательность? Вряд ли. Ничего нового собравшиеся на встречу блоггеры, журналисты и представители молодежных организаций не узнали. Многие лишь в очередной раз убедились в том, что при таких финансах и государственной поддержке можно превратить дагестанский Матлас в Куршавель, а устаревшую и давно заброшенную горнолыжную базу Терменлик сделать новой столицей какой-нибудь летней Олимпиады.
О юбилейных мероприятиях ВДНХ мы так и не услышали. Возможно, там протекало все гораздо проще, и мы могли бы почерпнуть что-нибудь полезное.
Что касается круглого стола «Каспийская медиа-платформа. Диалог-Безопасность-Развитие», то он прошел в достаточно дружелюбной атмосфере. По приглашению Министерства печати и информации Дагестана к участию в нем были приглашены гости из Франции. Однако истинная цель их визита в дотационный регион России так пока и осталась неясной.
Жемилат Ибрагимова