Вернувшись из Сочи, до сих пор вспоминаю впечатления, полученные в этой предолимпийской командировке. Колоссальные спортивные и транспортные сооружения, целые кварталы новостроек фешенебельных отелей и апартаментов, струны канатных дорог, пронзившие горные склоны, и, конечно же, атмосфера общего спортивного праздника, грандиозного праздника, на котором мы — гостеприимные хозяева.
Мысленно я возвращаюсь в 1980 год — тогда мне посчастливилось увидеть другую, летнюю Олимпиаду, и тогда мы испытывали те же, переполняющие гордостью сердца чувства. Многое тогда удивляло и восхищало 10-ти летнего мальчишку. Гуляя с другом по улице Горького мы с воодушевлением объясняли иностранным гостям, как пройти на Красную площадь или к Большому театру, а церемония закрытия Игр навсегда останется в памяти одним из самых ярких событий, запечатленных в памяти. И машин и людей в Москве было гораздо меньше, чем обычно. Изобилие продмагов затмевала импортная газировка, которую продавали с лотков. Но мы и представить не могли тогда, какая кропотливая и ответственная работа шла вокруг нас на фоне беззаботного праздника «Мира и Спорта».
Среди мер, предпринятых МВД и КГБ СССР для обеспечения безопасности Олимпиады-80, помимо физической охраны всех спортивных, режимных и транспортных объектов, были такие, как: предотвращение въезда в страну более 6000 лиц, представляющих опасность с точки зрения возможного осуществления враждебных и террористических акций во время Олимпиады; усиленный контроль за лицами, подозреваемыми в совершении особо опасных государственных преступлений, психически больными с агрессивными намерениями, а также пытавшимися незаконно приобрести огнестрельное оружие, взрывчатые и отравляющие вещества, высказывавшими намерения совершить особо опасные государственные преступления; и даже выделение сотрудников МВД и КГБ для уборки жилых помещений Олимпийской деревни, конноспортивного комплекса и иных объектов Олимпиады, которые одновременно предполагалось использовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; около 50 000 антиобщественных элементов в административном порядке временно были выдворены из Москвы «за 101 километр».
Меры безопасности, которые мы видим сейчас в Сочи, носят больше тактический, прикладной характер. Вход на любой массовый объект оборудован системами персонального досмотра на уровне современных аэропортов. Прибрежный кластер в Имеретинской долине спроектирован изначально с учётом таких требований. Вход к спортивным объектам зимней Олимпиады, а помимо них там уже достраиваются первая Российская трасса Формула 1, крупнейший парк детских развлечений и несколько отелей, единый для всего кластера. Так что решение вопроса безопасности объектов в новом Сочи решили на ближайшие годы за счёт самого современного оборудования и регламента организации доступа.
Всего в Сочи построено 11 новых спортивных Олимпийских объектов — 6 в приморском кластере и 5 в горах. К Олимпиаде-80 было построено 22 новых объекта, реконструкции подверглись более 20. Поначалу планировалось разобрать и вывезти из Сочи в другие города 3 из расположенных возле моря стадионов, но потом решили, что целесообразно будет иметь такую насыщенную и полностью оборудованную единую спортивную базу для проведения соревнований и тренировок наших спортсменов. Задача эта весьма актуальна — до недавнего времени ввиду отсутствия зимних спортивных объектов на территории России, нашим спортсменам и тренироваться и проводить Российские чемпионаты приходилось за рубежом. Стоит отметить, что спортивные объекты, новые и реконструированные к Олимпиаде 1980 года, располагались в Москве, Ленинграде, Таллине, Киеве и Минске. Большинство из них и по происшествию 33 лет востребованы и активно эксплуатируются. Теперь в Сочи созданы все условия для развития крупнейшего круглогодичного горноклиматического курорта, куда устремятся спортсмены и просто любители спорта. Обеспечение этого потока туристов прибавит по оценкам экспертов более 20 тысяч рабочих мест в городе и создаст дополнительный импульс развитию отраслей агропромышленного комплекса региона.
Зато в миноре звучит сообщение агентства Bloomberg, которое, ссылаясь на анонимных российских чиновников, заявило, что эксплуатация спортивных объектов Сочи обойдётся бюджету в 7 миллиардов долларов в ближайшие 3 года. Странно, что не посчитали за 10 лет — тогда и сумма выглядела бы гораздо внушительнее — тем более что из анонимных источников…
В самом Сочи проводилось строительство и реконструкция инфраструктуры: новые современные очистные сооружения, водо– электро- и газоснабжение, телекоммуникации и цифровое телевидение, дороги и развязки, дополнительный крупнотоннажный пассажирский терминал порта. Пустили скоростную электричку, которая связывает аэропорт, центр Сочи, Олимпийский Парк и Красную Поляну; закончили строительство Адлерского аэропорта, построили новый железнодорожный вокзал в Адлере, больницы и библиотеки. Олимпиада привлекла в город строительные компании, которые за несколько лет отстроили множество современных жилых домов и отелей, позитивно дополнивших облик нового города. В 1980-м большое количество построенных к Олимпиаде объектов гармонично влились в инфраструктуру городов: Аэропорт Шереметьево-2, Новый корпус телецентра Останкино, Пресс центр на Зубовском бульваре, автомобильная трасса М1 Москва—Минск, гостиницы «Космос» и «Измайлово» в Москве, в Ленинграде гостиницы «Спортивная», «Карелия», гостиница «Беларусь» в Минске, в Таллине телебашня высотой 314 метров и Таллинский Олимпийский центр парусного спорта, в Киеве 21 этажный отель «Русь» и 6 новых театров.
Жители Сочи давно нуждались в модернизации инфраструктуры города и теперь, благодаря Олимпиаде, они будут жить в современном комфортабельном городе. Не зря заявки на приобретение жилья в новостройках преобладают от наших эмигрировавших соплеменников.
Зато стоило Премьер Министру Медведеву задумчивым эхом повторить на совещании чужое предложение создать в Сочи новую игорную зону, как сразу рой либеральных СМИ принялся обличать «режЫм» в ущемлении интересов горожан. Своевременную точку в этом вопросе поставил Президент России Владимир Путин: «Публика, посещающая игорные заведения, специфическая, скажем так. Нет, не бандиты. Но мне кажется, игорная зона отпугнет семьи, не будет семейного отдыха. Вот этого не хотелось бы. Мы договорились о том, что у нас есть игорная зона на границе между Ростовской областью и Краснодарским краем, и потом пошли на то, чтобы разрешить выйти даже на берег Чёрного моря. Создавать в этом же регионе ещё одну зону, на мой взгляд, нецелесообразно, несмотря на то, что это облегчило бы вопрос возврата средств инвесторам».
Ещё одной присущей только нашим Олимпиадам чертой стали олимпийские деревни. Как и в 1980-м, в Сочи-2014 жильё в Олимпийских деревнях изначально проектировалось с целью дальнейшей передачи его очередникам. Для сравнения условий проживания спортсменов на других Олимпиадах можно привести лишь два примера: На Норвежской Олимпиаде в Лиллехамере спортсмены жили в бараках с «удобствами» в коридоре. А двукратный Олимпийский чемпион в соревнованиях спортивных пар Александр Зайцев, на вопрос о жалобах некоторых спортсменов на условия проживания в Сочинской Олимпийской деревне ответил:
«Последнюю, (Олимпиаду) в которой я участвовал, мы жили в Лейк-Плэсиде. Олимпийская Деревня там строилась с таким расчётом, чтобы в дальнейшем использоваться в качестве тюрьмы. Можете себе представить, какие там были условия. Здесь же — причём не только у спортсменов, но и у болельщиков и обслуживающего персонала, всё устроено очень качественно».
Для кого эта Олимпиада? Да в первую очередь для жителей Сочи – из города сделали визитную карточку всей страны, символ новой России, яркой, технологичной, радушной. Для граждан страны, воодушевленных мощью нашей державы, вдохновленных на новые достижения, испытавших гордость за свою страну.
На фоне всеобщего восторга от грандиозной церемонии открытия Олимпийских игр 2014 и начавшихся соревнований, как-то неуместно звучат жалобы гостей Олимпиады эстетического и хозяйственно — бытового плана, которые тщетно пытаются превратить в краеугольный камень зла западные информагентства. Как-то незаметно и тема «притеснения» меньшинств, ввиду её полного отсутствия на Олимпиаде, тоже не сохранилась в топах соцсетей. И даже попытки мерзавцев выстроить параллель между нашей Олимпиадой и Олимпиадой 1936 года и сравнить 15 летнюю девочку, нашу первую чемпионку этой Олимпиады Юлию Лепницкую, в которую влюбилась вся страна, с фашистским палачом, ничего кроме брезгливости к этим ПиарАсам не вызывает.
История для них повторяется, раз уж она их ничему не научила. Вот и документ по теме:
«В последнее время на Западе отмечается значительное увеличение масштабов пропагандистских кампаний, направленных на разжигание антисоветских настроений среди зарубежной общественности в связи с Московской Олимпиадой. Инспираторы пропагандистской шумихи, широко используя весь арсенал средств массовой информации, стремясь вызвать недоверие к Советскому Союзу, как организатору Игр, искусственно заостряют внимание западного обывателя на второстепенных или надуманных вопросах. Многие органы буржуазной печати дали своим сотрудникам задание приступить к сбору и подготовке материалов о "недостатках в советской экономике, торговле, сфере обслуживания, строительстве олимпийских объектов", которые якобы могут представить "серьёзную угрозу для проведения Игр на должном уровне"…
Комитет государственной безопасности с учётом складывающейся обстановки принимает меры по выявлению и срыву замыслов противника в отношении Олимпиады-80.»
Из информационного сообщения председателя КГБ СССР Ю. В. Андропова в ЦК КПСС от 30 июля 1979 г.
Хаджимурад Магомедов
СевКавИнформ
Опубликовано в газете "Журналистская правда"