К проблеме исламского образования, воспитания и формирования научной школы

22 Декабря 2016 в 11:36 Общество 2620
К проблеме исламского образования, воспитания и формирования научной школы

Сиражудинова С.В., к. полит. н.

президент «Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие»

 

К проблеме исламского образования, воспитания и формирования научной школы

 

 

В хадисе Пророка Мухаммада (с.а.с.) сказано «Приобретайте знания…»

Повышение роли религии в жизни людей, активные процессы ре-исламизации требуют новых подходов и пристального внимания к возрождению исламского богословия в России и к исламскому образованию.

Агрессивная экспансия религиозных сект и внедрение радикальных форм [2, 91-96], технологии по их продвижению ведут к трансформации религии, ценностей и отношений между людьми. Они используются в политических целях, как ценностно трансформирующее оружие и средство управления протестной политикой. Они выступают единой сплоченной сетью, поддержкой со стороны ряда научных структур и либеральных кругов.

«Ценности, культура и религия важны для геополитики и политиков. Уничтожение или стирание традиционной культуры делает людей управляемыми, безразличными и пассивными. Религия включена в политику формирования национальной и гражданской идентичности [4, 65–92]. Религиозные группы широко включены в ценностную и политическую борьбу, они используют транснациональные институты и ресурсы для мобилизации коллективных действий, для оказания влияния на общественное мнение».

Распространение нетрадиционных и радикальных форм религии, расширяется и углубляется в мире, на постсоветском пространстве. Идет настойчивая и проработанная «активность рекрутеров, использование интернет-форумов и социальных сетей, продвижение книг и лекций, он-лайн проповедей иностранных и местных ученых, благотворительной деятельности» и т.д. [3, 96], являя угрозу национальной безопасности страны [1, 158-168].

Воспитание и образование

Исламское воспитание и образование тесно связаны. Исламскому образованию предшествует правильное исламское воспитание, начинающееся с семьи и общества.

Невнимание к религиозному воспитанию, неправильная интерпретация религиозных традиций и норм, религиозной философии опасна для личности.

Радикальные группы здесь проявляют активность, организовав воспитательный процесс, выстраивая границы.

Чтобы противостоять распространению негативных тенденций, необходима работа с детьми и семьями, молодежью, а так же основательный подход к подготовке кадров имамов и исламских ученых богословов и возрождение, и развитие российской научной исламской богословской школы.

Российское исламское богословие

Российское исламское богословие и образование имеет вековой опыт и традиции и развивалось в двух направлениях. Наиболее широко известна поволжская богословская школа: Ш. Марджани, З. Расулев, М. Бигиев и др .

Широко обсуждается вопрос применения метода обучения введенного Исмаилом Гаспринским – джадидизма (совмещении изучения религии и светских предметов). На Северном Кавказе, его сторонником был Абусуфьян Акаев (Большое Казанище).

Не менее древнее и северокавказское (преимущественно дагестанское, но не только) богословское наследие, сложившиеся здесь воспитательные и образовательные традиции при мечетях (мактабы), и индивидуальное непосредственное обучение учеников (мюридов) у известных суфийских ученых шейхов. Не счесть шейхов и алимов, обучавших, сохранявших и развивавших богословскую традицию (Джамалуддин Казикумухский, Абд ар-Рахмана Согратлинский, Сайфулла-кади Башларов и др.). В Чечне важный вклад в развитие российского богословия и гуманизма внес Кунта-хаджи Кишиев. До сих пор, ищущие знания, имеют возможность получать знание от выдающихся шейхов и алимов, обучаться народной мудрости у стариков.

В то же время, времена меняются. Религия стала технологией и радикальные структуры, используя новейшие разработки и методики, научный анализ и пользуясь поддержкой, развиваются, критикуют и конкурируют с традиционной российской богословской школой, стремятся увести молодежь от веками закрепленной религиозной и культурной традиции, прервать традиционные кавказские связи с семьей, разрушить традицию уважения старших.

Разнообразия мнений внутри страны, внутри российского богословия затрудняет ситуацию.

Важно формировать и развивать два центра Поволжский (ханафитского) и Северокавказский (шафиитского мазхабов), с координацией усилий,  программ, подходов. Не может быть конкуренции среди идущих по одному пути, разве что здоровой и способствующей развитию и консолидации в достижении целей.

Важны:

I. Воспитательный уровень:

 - работа с детьми и родителями, работа с группой риска, с технологиями благотворительных организаций, базовые знания о религии среди молодежи, знакомство с историей, традициями и наследием;

 - работа с молодежью в вузах, организация лекций, семинаров и тренингов и школ.

II. Образовательный уровень:

 - общее образование: медресе, школы и вузы должны строиться на выработке новых подходов по работе с детьми и молодежью;

 - создание среднего-профессионального образования – получение знаний в сфере религии и светской востребованной специальности;

 - усовершенствование программ и методик в сфере высшего богословского и теологического образования;

 - отбор талантливой молодежи, обучение и подготовка высококвалифицированных кадров;

- подготовка специалистов теологов имеющих и светскую и религиозную специальность в области высшего образования;

 - создание и более широкое использование имеющихся программ по повышению квалификации имамов (повышение внимание к светским дисциплинам, философии, психологии литературе, истории ислама, преодоление региональной ориентации, изучение иных религий, течений и сект).

III. Научный уровень:

 - развитие российской теологии и формирование группы российской ученых теологов и экспертов;

 - специальные (в т.ч. магистерские) программы при ведущих вузах страны по подготовке органов по работе с молодежью и детьми из семей радикалов, сочетающих психологические и религиоведческие подходы;

 - создание исследовательских центров и их координации (всесторонние теоретическое и эмпирическое исследование теории и практики ислама, социальных проблем, анализ технологий радикальных структур, изучение общенаучных методов и предметов, религиоведения и теологии, философии и методологии науки);

 - специализированные журналы и ресурсы, посвященные традиционному исламу и российской богословской школе и т.д.

Развитие российского богословие, противостояние деструктивным радикальным сектам потребует много усилий, времени, сплоченности, но ради прогресса, сохранения вековых традиций и самобытности поволжских и северокавказских народов, предопределенной свыше, когда была задумана уникальность народов, необходимо работать и стремиться к развитию.

 

Список литературы

1. Сиражудинов А.С. Радикализм: проблемы противодействия на Северном Кавказе // Профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма в Республике Дагестан. Материалы Региональной научно-практической конференции, ДГИ, Махачкала, 2016, 186 с. С. 158-168.

2. Сиражудинова С.В. Религия и гражданское общество на постсоветском пространстве: политический аспект // Информационные войны. 2016. №2. 2016. с. 91-96.

3. Турий О. Исторические аспекты понятия «канонической территории». www.cerkva.od.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=34

4. Cassanova J. Religion, European Secular Identities, and European Integration // Religion in an Expanding Europe, eds. Byrnes T.A., Katzenstein P.J. NY: Cambridge University Press. - 2006. - pp. 65–92.

 

При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: 0
0
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Самолет "АЛЬФА-КМ" совершил первый полет в горы Дагестана
12.08.2021 в 08:08
В селе Мачада построена самая высокогорная взлетно-посадочная полоса в России
Дагестан встречает Олимпийцев
11.08.2021 в 07:41
Дагестан завоевал на Олимпиаде 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы
Российские и зарубежные специалисты вновь соберутся в Сочи  на II Международной конференции по природному туризму
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
Авторский вечер Мурада Кажлаева
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
Поддельные товары на 3 000 000 рублей
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
На заседании Антитеррористической комиссии города Кизилюрта подведены итоги деятельности за 2018
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
Пресечен ввоз ювелирных украшений
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность  по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
В МинТрансе Дагестана поздравили воинов - Афганцев
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
В Кизилюрте торжественно отметили годовщину вывода советских войск из Афганистана
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
C нового года международные посылки стоимостью более 500 евро облагаются пошлиной
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров,  также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
СКФО будет представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
Открыто железнодорожное движение в обход Краснодара
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Авторы и эксперты