Сиражудинова С.В., к. полит. н.
президент «Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие»
К проблеме исламского образования, воспитания и формирования научной школы
В хадисе Пророка Мухаммада (с.а.с.) сказано «Приобретайте знания…»
Повышение роли религии в жизни людей, активные процессы ре-исламизации требуют новых подходов и пристального внимания к возрождению исламского богословия в России и к исламскому образованию.
Агрессивная экспансия религиозных сект и внедрение радикальных форм [2, 91-96], технологии по их продвижению ведут к трансформации религии, ценностей и отношений между людьми. Они используются в политических целях, как ценностно трансформирующее оружие и средство управления протестной политикой. Они выступают единой сплоченной сетью, поддержкой со стороны ряда научных структур и либеральных кругов.
«Ценности, культура и религия важны для геополитики и политиков. Уничтожение или стирание традиционной культуры делает людей управляемыми, безразличными и пассивными. Религия включена в политику формирования национальной и гражданской идентичности [4, 65–92]. Религиозные группы широко включены в ценностную и политическую борьбу, они используют транснациональные институты и ресурсы для мобилизации коллективных действий, для оказания влияния на общественное мнение».
Распространение нетрадиционных и радикальных форм религии, расширяется и углубляется в мире, на постсоветском пространстве. Идет настойчивая и проработанная «активность рекрутеров, использование интернет-форумов и социальных сетей, продвижение книг и лекций, он-лайн проповедей иностранных и местных ученых, благотворительной деятельности» и т.д. [3, 96], являя угрозу национальной безопасности страны [1, 158-168].
Воспитание и образование
Исламское воспитание и образование тесно связаны. Исламскому образованию предшествует правильное исламское воспитание, начинающееся с семьи и общества.
Невнимание к религиозному воспитанию, неправильная интерпретация религиозных традиций и норм, религиозной философии опасна для личности.
Радикальные группы здесь проявляют активность, организовав воспитательный процесс, выстраивая границы.
Чтобы противостоять распространению негативных тенденций, необходима работа с детьми и семьями, молодежью, а так же основательный подход к подготовке кадров имамов и исламских ученых богословов и возрождение, и развитие российской научной исламской богословской школы.
Российское исламское богословие
Российское исламское богословие и образование имеет вековой опыт и традиции и развивалось в двух направлениях. Наиболее широко известна поволжская богословская школа: Ш. Марджани, З. Расулев, М. Бигиев и др .
Широко обсуждается вопрос применения метода обучения введенного Исмаилом Гаспринским – джадидизма (совмещении изучения религии и светских предметов). На Северном Кавказе, его сторонником был Абусуфьян Акаев (Большое Казанище).
Не менее древнее и северокавказское (преимущественно дагестанское, но не только) богословское наследие, сложившиеся здесь воспитательные и образовательные традиции при мечетях (мактабы), и индивидуальное непосредственное обучение учеников (мюридов) у известных суфийских ученых шейхов. Не счесть шейхов и алимов, обучавших, сохранявших и развивавших богословскую традицию (Джамалуддин Казикумухский, Абд ар-Рахмана Согратлинский, Сайфулла-кади Башларов и др.). В Чечне важный вклад в развитие российского богословия и гуманизма внес Кунта-хаджи Кишиев. До сих пор, ищущие знания, имеют возможность получать знание от выдающихся шейхов и алимов, обучаться народной мудрости у стариков.
В то же время, времена меняются. Религия стала технологией и радикальные структуры, используя новейшие разработки и методики, научный анализ и пользуясь поддержкой, развиваются, критикуют и конкурируют с традиционной российской богословской школой, стремятся увести молодежь от веками закрепленной религиозной и культурной традиции, прервать традиционные кавказские связи с семьей, разрушить традицию уважения старших.
Разнообразия мнений внутри страны, внутри российского богословия затрудняет ситуацию.
Важно формировать и развивать два центра Поволжский (ханафитского) и Северокавказский (шафиитского мазхабов), с координацией усилий, программ, подходов. Не может быть конкуренции среди идущих по одному пути, разве что здоровой и способствующей развитию и консолидации в достижении целей.
Важны:
I. Воспитательный уровень:
- работа с детьми и родителями, работа с группой риска, с технологиями благотворительных организаций, базовые знания о религии среди молодежи, знакомство с историей, традициями и наследием;
- работа с молодежью в вузах, организация лекций, семинаров и тренингов и школ.
II. Образовательный уровень:
- общее образование: медресе, школы и вузы должны строиться на выработке новых подходов по работе с детьми и молодежью;
- создание среднего-профессионального образования – получение знаний в сфере религии и светской востребованной специальности;
- усовершенствование программ и методик в сфере высшего богословского и теологического образования;
- отбор талантливой молодежи, обучение и подготовка высококвалифицированных кадров;
- подготовка специалистов теологов имеющих и светскую и религиозную специальность в области высшего образования;
- создание и более широкое использование имеющихся программ по повышению квалификации имамов (повышение внимание к светским дисциплинам, философии, психологии литературе, истории ислама, преодоление региональной ориентации, изучение иных религий, течений и сект).
III. Научный уровень:
- развитие российской теологии и формирование группы российской ученых теологов и экспертов;
- специальные (в т.ч. магистерские) программы при ведущих вузах страны по подготовке органов по работе с молодежью и детьми из семей радикалов, сочетающих психологические и религиоведческие подходы;
- создание исследовательских центров и их координации (всесторонние теоретическое и эмпирическое исследование теории и практики ислама, социальных проблем, анализ технологий радикальных структур, изучение общенаучных методов и предметов, религиоведения и теологии, философии и методологии науки);
- специализированные журналы и ресурсы, посвященные традиционному исламу и российской богословской школе и т.д.
Развитие российского богословие, противостояние деструктивным радикальным сектам потребует много усилий, времени, сплоченности, но ради прогресса, сохранения вековых традиций и самобытности поволжских и северокавказских народов, предопределенной свыше, когда была задумана уникальность народов, необходимо работать и стремиться к развитию.
Список литературы
1. Сиражудинов А.С. Радикализм: проблемы противодействия на Северном Кавказе // Профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма в Республике Дагестан. Материалы Региональной научно-практической конференции, ДГИ, Махачкала, 2016, 186 с. С. 158-168.
2. Сиражудинова С.В. Религия и гражданское общество на постсоветском пространстве: политический аспект // Информационные войны. 2016. №2. 2016. с. 91-96.
3. Турий О. Исторические аспекты понятия «канонической территории». www.cerkva.od.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=34
4. Cassanova J. Religion, European Secular Identities, and European Integration // Religion in an Expanding Europe, eds. Byrnes T.A., Katzenstein P.J. NY: Cambridge University Press. - 2006. - pp. 65–92.