С. А. Ниналалов
Махачкала
Махачкала
ВАХХАБИЗМ: НЕФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА
ИЛИ ВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
1. Мир меняется, меняется человечество, меняется все быстрее и быстрее. Европейский Запад дальше уходит в толерантность - к самым невероятным извращениям, к мигрантам из самых экзотических стран, расплачиваясь за первое вымиранием собственного населения, за второе – агрессией со стороны «понаехавших» и террористических актов. Пассионарный Ближний Восток дальше уходит в религиозную нетерпимость к своим ближайшим соседям - «не так молятся» и к аборигенам приютившего мигрантов Запада - «молятся не тому Богу».
По миру расползается самое агрессивное и самое непримиримое направление ислама – ваххабизм или салафизм. Родившись в Саудовской Аравии и став там государственной религией, ваххабизм проникает и мутирует как вирус в страны Магриба, на Северный Кавказ, в Среднюю Азию и в Поволжье. Сегодня метастазы ваххабизма проникают через социальные сети во многие страны мира. Неокрепшая морально молодежь жадно впитывает основы так называемого «чистого ислама» [1] и рвется как мотыльки на огонь, в пламя войны в Сирию.
Рождается и развивается маргинальное направление в религии – и рождаются и расцветают целые институты по изучению этого явления. Появляются доморощенные специалисты, которые на основании собственных предположений, зачастую далеких от реальности, строят теории о причинах роста количества адептов терроризма среди молодежи, и объявляют свои выводы истиной в последней инстанции.
2. Ежегодно в городах и весях России проводится множество конференций, симпозиумов, форумов, круглых столов, посвященных проблемам терроризма и борьбы с ним. Множество раз ставился вопрос – почему молодые люди уходят в идеологию религиозной непримиримости? Объяснения даются совершенно разные – коррупция, невозможность устроиться на учебу, найти работу, недостаток в доходах, обещание денег. Мнения основной части экспертов основаны на собственных догадках и измышлениях, которые они подтверждают для себя опросами среди групп населения, никак не связанных с религиозными экстремистами. Эти мнения эксперты возводят в принцип, углубляя и развивая свои выводы от конференции к форуму, от форума к круглому столу [2]. «Это последствия травмы, нанесенной ребенку в раннем детстве», - прозвучал и такой неожиданный вариант.
Проводят и социологические опросы – тестирование с заранее определенными вариантами ответов, которые опять же соответствуют представлениям самих социологов. А выборку для социологических опросов зачастую производят среди либо очень далеких от религиозных споров, либо ничего не знающих об идеологии экстремистов.
Эксперты видят каждый свою сторону этого масштабного и очень опасного явления. Это видение похоже на известную притчу о слепых и слоне: «Это колонна», - говорит один, ухватившись за ногу. «Нет, это большая змея», - отвечает второй, держась за хобот. «Вы оба неправы, это большой шершавый лопух», - говорит третий, схватив слона за ухо.
А терроризм продолжает свою кровавую жатву. Начали в России жестче контролировать религиозных фанатиков и пресекать любые попытки их активизации, и как следствие этого - фронт борьбы перемещается в другое место – в Сирию, в Ливан, во Францию. И никакие теории кабинетных ученых не объясняют причину этого, и не предлагают действенного способа борьбы с религиозным исламским экстремизмом.
3. Нет в мире системы профилактики этой болезни. Используется только один способ – борьба после удара. Поиск и уничтожение террористов, которые уже совершили преступление. А наша задача – упредить преступление, остановить вовремя потенциального преступника, не дать молодому человеку увлечься теориями «чистого» ислама, перевести его в нормальное русло. Во времена фантаста Филлипа Дика, написавшего рассказ, послуживший основой для фильма «Особое мнение», это было невероятным. Но сегодня те же социальные сети подскажут, чем живет, чем дышит любой человек на земле.
На деле молодежь идет в джихад под влиянием «учителей», которые методично, шаг за шагом обучают их основам ислама, веры, единобожия, но обучают именно в своем направлении, где допустимо убийство верующих, где довольство Всевышнего достигается в первую очередь джихадом – борьбой с неверными, которыми объявляются все, кто не соответствует ваххабитскому направлению ислама.
Надо искать возможности для опросов и изучения тех, кого удалось вовремя остановить, или тех, кто из-за террористической деятельности попал в места, не столь отдаленные. Только это может дать картину, приближенную к действительности.
4. В Махачкале 12-13 ноября 2015 года прошла Всероссийская конференция «ИГИЛ. Информационно-психологическое противодействие терроризму на Северном Кавказе» с участием известных экспертов [3, 4]. Выделим самые важные выводы экспертов.
Существует множество мнений, почему российские мусульмане, в том числе новообращенные, отправляются воевать за «ИГИЛ». По мнению Я. А. Амелиной, российское государство проигрывает в идеологическом противостоянии радикальному исламизму: «Россия не дает идеологического ответа на вызовы радикального ислама. Очевидно, что массово поднять российских мусульман на так называемый джихад совершенно невозможно, но формирование идеологической альтернативы является первоочередной задачей. Странно слышать слова о том, что люди, уходящие на войну, - это наша беда, наши дети. Они не дети, они преступники, осознанно сделавшие свой выбор в сторону человеконенавистнического направления, и относиться к ним нужно соответствующе».
Интересны результаты опроса, проведенного на сайте конференции. Большая часть респондентов назвала в качестве причины привлекательности «Исламского государства» и других радикально-исламистских организаций для определенной части российской исламской молодежи следующие варианты ответов: идея халифата как государства абсолютной справедливости, убедительность джихадистской пропаганды, низкий уровень религиозной грамотности мусульманской молодежи, недостаточная работа лидеров так называемого традиционного ислама с молодежью.
По мнению главного редактора журнала «Геополитика» Леонида Савина, существенной является идеологическая составляющая исламского государства, которую нужно тщательно реконструировать. «На мой взгляд, там присутствует четко выраженный теологический и психологический момент. В Аль-Каиде говорили о попытках изменить мир в сторону справедливости. В исламском государстве присутствует психологический момент, который эксплуатирует феномен культа смерти. Поэтому те молодые люди, которые находятся в духовном вакууме, часто идут именно по этим причинам», – подчеркнул Савин.
Интересную идею о способе распространения экстремистских настроений среди молодежи предложил руководитель центра «Лига безопасного интернета» Антон Кузнецов. Он сравнил способ втягивания в религиозный экстремизм новых адептов с вирусной эпидемией. «Для того, чтобы эпидемия прекратилась, нужно решить две задачи: отделить , не допускать контакта между зараженными и здоровыми членами общества; и проводить лечение заразившихся», - предложил Антон Кузнецов.
5. В Дагестане утверждена очередная государственная «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма на 2016 год» [5]. За реализацию программы ответственны министерства - печати, национальной политики, образования, культуры, спорта, труда, молодежи, и комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями.
Цель программы, имеющей семь нянек, - реализация государственной политики в области информационного противодействия, и системы мер, направленных на профилактику распространения идеологии экстремизма и терроризма, координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и религиозных объединений. И самое важное - снижение уровня радикализации различных групп населения и недопущение вовлечения молодежи в террористическую деятельность.
Самое интересное – целевые индикаторы программы, стоящей республике немалых денег: численность журналистов, блогеров, специалистов государственных и муниципальных СМИ, участвовавших в семинарах по проблемам противодействия терроризму и экстремизму; количество стендов, рекламных щитов, баннеров, брошюр, агитплакатов и буклетов по теме; пропаганды религиозной терпимости; грантов, премий по результатам конкурсов на лучшее освещение проблематики; конференций и форумов; публикаций, антиэкстремистских теле- и радиопередач, документальных фильмов и роликов, аналитических, социологических исследований, пресс-конференций, брифингов, "круглых столов", обсуждений на дискуссионных площадках этих проблем.
Реальным индикатором результативности борьбы с идеологией экстремизма является совершенно иное – снижение статистики преступлений террористической направленности, числа сторонников ваххабизма и запрещенных в России террористических организаций, рост количества людей, вернувшихся к мирной жизни. Те, кто уходят в лес или уезжают в Сирию, не смотрят теле- и радиопередачи, посвященные борьбе с религиозным экстремизмом и не ходят на форумы и круглые столы. Они занимаются совершенно другим – изучают основы религии, Коран и Сунну с обязательными комментариями проповедников ваххабизма, и готовятся к джихаду, который они понимают однозначно – к борьбе с инакомыслящими, войне с теми, кто защищает действующую власть, так как она не является для них легитимной.
6. Есть несколько групп людей, тем или иным образом вовлеченных в экстремистскую деятельность.
«Элита» - руководители бандформирований, целью которых является организация преступных сообществ, вовлечение в них молодых людей, легко поддающихся обучению, и собственно преступная деятельность – запугивание коммерсантов, подбрасывание флэшек, вымогательство денег, похищение людей и осуществление террористических актов там и тогда, когда им поручают с верхушки ваххабитского подполья, или заказывают представители власти – такое тоже в Дагестане случалось.
«Подозреваемые» - те, кого преследуют работники органов правопорядка. Иногда это граждане, подозреваемые в преступлениях и скрывающиеся от судебных органов. Иногда это те, за кем охотятся не совсем добросовестные работники спецслужб, преследующие собственные корыстные цели.
«Рядовые» - те, кого последовательно, шаг за шагом обучают ваххабизму. Это преданные религии и своим «амирам» рядовые боевики, готовые стрелять, убивать, взрывать.
«Случайные» - те, кто так или иначе помогает «лесным» - привозит им продукты, оказывает транспортные или другие услуги. Часто они случайно вовлекаются в эту деятельность, изначально не зная, для чего их привлекают, работая просто за деньги. У них два пути – или в тюрьму за пособничество террористам, или в лес – в «рядовые».
Так называемые «черные вдовы», переходящие как своеобразный приз от одного убитого боевика к другому смертнику, - тоже немаловажная часть ваххабитского сообщества. Они и дежурные жены, и потенциальные смертницы-террористки.
7. В отличие от представителей традиционного ислама, агитаторы ислама ваххабистского толка работают адресно, они находят людей, слабо знающих основы религии и методично обучают их своей концепции, в которой, в частности, допустимы убийства верующих [6].
Мало завлечь молодого человека, не имеющего определенных моральных устоев, нормального светского образования, и верных понятий о религии, в свое направление ислама. Релизиозные экстремисты считают обязательным, чтобы кроме исполнения пяти ежедневных намазов и остальных четырех столпов религии, непрерывное углубление знаний в исламе, постоянную учебу - единобожию, арабскому языку, чтению Корана, и другим так называемым религиозным наукам. Это заставляет его думать постоянно о религии, отвлекает от мыслей о мирском.
Каждый обучающийся, приобретая определенные знания, берет в свою очередь ученика, и объясняет ему ту «науку», которую усвоил сам. Таким образом, возникает система «вирусного маркетинга», или «пирамиды», когда каждый ученик имеет своего учителя, а учитель – своих учеников – по аналогии с распространителями «Гербалайфа», которые распространяют свои препараты для последующей продажи на следующий уровень «пирамиды» - тем, кого удалось в нее вовлечь.
Еще одна особенность – молодым людям внушается мысль о том, что земная жизнь – только короткий промежуток на пути в рай, которого можно достичь самопожертвованием на пути джихада. Что, совершая самоподрыв и обрекая на смерть людей, служащих правопорядку, человек становится «шахидом» и попадает в рай. Легко внушаемые люди - не редкость. Они становятся смертниками - жертвами ваххабитов и палачами невинных людей.
Противостояние «ИГИЛу» заключается в проведении активной разъяснительно-пропагандистcкой кампании, разоблачающей заблуждения сторонников радикально-исламских группировок, в правильном заполнении идеологического вакуума, заполнившего умы молодежи, в профилактике и оперативной работе с теми, кто начинает подпадать под влияние идеологов ваххабизма, с целью вовремя вывести их из-под этого влияния [7].
8. Молодой человек, бывший студент в феврале 2016 года совершил террористический акт на Джемикентском посту в Дагестане[8]. По одной информации, он вернулся из Сирии, по другой – он туда собирался. Как известно, он был в поде зрения специальных служб. Почему надо было ждать этого взрыва, чтобы провести обыски у родителей смертника, чтобы обыскивать дома известных спецслужбам «амиров» бандитского подполья? Почему его не остановили вовремя – родители, школа, институт, друзья, имамы мечетей, в которых он молился? Нет ответа.
В Сирии экстремистам сегодня не так уж хорошо. Их теснят правительственные войска, поддерживаемые российской авиацией. Рано или поздно в Дагестан пойдет поток возвращающихся боевиков, знающих что такое кровь, умеющих убивать. Что будет с республикой? Нет ответа.
Убит один «амир» или «имам» - появляется – назначается новый – это гидра, у которой вырастает несколько голов вместо отрубленной. Как остановить распространение этого вируса, этой смертельно опасной болезни? У экстремистов всегда есть запас тех, кто готов идти на гибель. И их верхушка решает, где и когда организовать новую диверсию. Как предупредить появление следующего смертника, следующий террористический акт? Нет ответа.
В некоторых высокогорных районах Дагестана, в Южном Дагестане, вирус ваххабизма распространяется все активнее и активнее. Почему не объявляют карантин, не проводят тщательную вычистку адептов религиозного экстремизма? Нет ответа.
Раздаются голоса о переговорах с ваххабитами, о поисках соглашений с ними. В некоторых регионах Северного Кавказа с ними заигрывают. Переговоры с религиозными экстремистами недопустимы, их задача – свержение существующей власти и установление Халифата. Любая уступка, любой шаг навстречу воспринимается ими как проявление слабости и приближение к своей цели.
Противодействие религиозному экстремизму должно быть адресной работой. Никакие конференции, телепередачи и рекламные щиты её не заменят. Тех, кто идет на поводу у ваххабитских проповедников, надо вовремя возвращать в лоно традиционного ислама, и прикреплять к ним учителей, которые умеют давать верные и понятные объяснения. Если человек не преступил Закон, не дошел до точки невозврата, его можно вернуть в мир нормальных человеческих отношений, спасти от тюрьмы и гибели.
Литература
1. Балуевская Е. Ю., Ниналалов С. А. Салафизм: от весны до расцвета? // Газета «Настоящее время», 14 апреля 2013 г.
2. Ниналалов С. А. Как же нам бороться с экстремизмом? //Кавполит, 7 августа 2014 г.,
http://kavpolit.com/articles/kak_zhe_nam_borotsja_s_ekstremizmom-8154/
3. Ниналалов С. А. Причины религиозного терроризма и способы противодействия // Российский Кавказ: вчера, сегодня, завтра. Материалы Международного политологического форума 14-21 сентября 2014 г., т.II, Махачкала, 2014. - с.320.
4. Информационно-психологическое противодействие экстремизму и терроризму. 2016 / Сост. А.В. Воробьев, Я.А. Амелина // Министерство печати и информации Республики Дагестан, Кавказский геополитический клуб — Пушкино: 2016. — 340 с.
4. Ниналалов С.А. Борьба с терроризмом: слепые и слон // Газета «МК в Дагестане», 23 ноября 2015 г.
5. Государственная программа Республики Дагестан «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан на 2016 год», http://docs.cntd.ru/document/432838529
6. Ниналалов С. А. Некоторые вопросы профилактики религиозного экстремизма // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России» 26-27 ноября 2014 г., Махачкала, 2014. - с. 143.
7. Ниналалов С. А. Способы противодействия религиозному экстремизму // Газета «Молодежь Дагестана», 4 декабря 2015 г.
8. Ниналалов С. А. Кому невыгоден мирный Дагестан? // Газета «МК в Дагестане», 18 февраля 2016 г.