В течение недели в популярных социальных сетях, в которых сконцентрировано большинство Интернет-активной части дагестанцев, проводился опрос по предвыборной тематике. Инициатором социологического «замера» выступил Дагестанский Центр избирательного права и процесса при Даггосуниверситете. В статье ниже представлен разбор ответов, которые были получены в течение семи дней проведения предвыборного Интернет-опроса.
Социальные сети – один из наиболее удобных инструментов охвата больших групп населения, и не важно, по каким принципам отбираются участники того или иного проекта – в Интернете сегодня представлен практически весь свет гражданско-активной части населения.
С 23 по 29 июня текущего года Дагестанским Центром избирательного права и процесса был проведен социологический Интернет-опрос среди дагестанцев – активных пользователей социальных сетей: Facebook, Instagram, Twitter, WhatsApp и ряд других. Сам опрос проходился на платформе Facebook с использованием программы «Polls for Pages».
Под созданной в программе темой «Выборы 18 сентября 2016 года» было выложено всего семь вопросов, на каждый из которых предлагалось лишь два варианта ответа. Содержание соцопроса выглядело следующим образом:
- Знаете ли Вы о предстоящих 18 сентября 2016 года выборах депутатов Госдумы РФ и депутатов Народного Собрания РД?
- Намерены ли Вы участвовать в предстоящих 18 сентября 2016 года выборах в федеральные и местные законодательные органы?
- Знаете ли Вы, где находится Ваш избирательный участок по выборам 18 сентября 2016 года?
- Считаете ли Вы, что достаточно осведомлены о своих избирательных правах и обязанностях?
- Выборы 2016 года будут проводиться по смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе. Понимаете ли Вы суть этой системы?
- Верите ли Вы в возможность проведения честных, открытых и прозрачных выборов?
- Откуда Вы черпаете информацию о предстоящих выборах и новостях избирательной кампании 2016 года?
Специальных расчетов по выборке участников электронного соцопроса произведено не было: учитывались ответы пользователей популярных соцсетей в возрасте от 18 до 60 лет мужского и женского пола вне зависимости от рода деятельности и уровня образования. Однако важнейшим условием являлось проживание респондента именно в республике Дагестан и, соответственно, регистрация его на одном из избирательных участков в пределах региона.
Всего за семь дней, в рамках которых проводился опрос (23-29 июня), в проекте приняли участие 1062 человека (выборочная совокупность респондентов), из которых 605 – женщины (57%) и 457 – мужчины (43%). Все 100% участников опроса – лица, обладающие активным избирательным правом и достигшие 18-летнего возраста.
Для удобства восприятия результатов социологического опроса специалисты Дагестанского Центра избирательного права и процесса условно разбили представленные вопросы на 3 блока. Первый блок включил в себя первые 2 вопроса:
Как видно из приведенной таблицы, большинство опрошенных (71.3%) осведомлены о том, что 18 сентября 2016 года будут проведены выборы в высший орган законодательной власти страны (Госдума ФС РФ) и в местные законодательные органы (Народное Собрание РД). В то же время участвовать в предстоящих выборах планируют лишь 41.9% респондентов, тогда как 617 участников соцопроса (58.1%) не намерены идти на избирательные участки.
Действительно сегодня в республике сложилась достаточно непростая ситуация с электоральной активностью населения, а учитывая показатели проведенного Интернет-опроса (больше половины не собираются принимать участие в выборах), в пору говорить именно об электоральной пассивности жителей Дагестана. И хотя совершенно очевидно, что активность граждан, их желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности, практика проведения выборов и подобные независимые исследования электоральной активности населения не совпадают: проведенный нами опрос общественного мнения выявил высокий процент нежелающих участвовать в выборах, тогда как, исходя из практики, явка избирателей в Дагестане, как правило, была и остается одной из самых высоких по стране.
Отсюда видится необходимость проведения контрольных измерительных исследований непосредственно перед выборами (например, в начале сентября), когда избирательная кампания достигает своей кульминации, а предвыборная тематика практически не сходит с повестки СМИ, соответственно увеличивается давление (в значении «влияние на массовое сознание») на потенциальных избирателей: население вольно или невольно оказывается «втянутым» в предвыборный процесс. Возможно такое психологическое воздействие на избирателей действительно дает свои плоды, и часть электората все же принимает решение участвовать в выборах. Однако данный тезис требует подтверждения и может быть принят к сведению в качестве рекомендации для последующих исследований.
Следующий блок включает третий и четвёртый вопросы и выглядит следующим образом:
Осведомленность граждан о таких, казалось бы, незначительных, но в то же время очень важных деталях, как местонахождение своего избирательного участка влияет на желание и готовность лица, обладающего активным избирательным правом пойти и проголосовать. И хотя большинство респондентов (683 человека или 64.3%) знает, где находится их избирательный участок, немалая доля граждан, как выяснилось, не владеет такой информацией (35.7%). Конечно, нельзя здесь исключить также фактор нежелания узнать или владеть такой информацией (например, если гражданин твердо решил не идти на выборы), но в то же время следует отметить, что узнать номера и места расположения избирательных участков сегодня не так уж и сложно. Например, на сайте ЦИК России имеется информация обо всех избирательных участках на территории Российской Федерации, в том числе и адреса их местонахождения.
На вопрос «Считаете ли Вы, что достаточно осведомлены о своих избирательных правах и обязанностях?» ответили «Да, вполне» 686 участников опроса (64.6%). Остальные 376 респондентов (или 35.4%) считают, что им недостаточно известно о своих избирательных правах, что говорит о еще существующей проблеме правового нигилизма в сфере избирательного права, низкого уровня знаний об избирательных правах, возможностях и обязанностях. В то же время наличие одной трети респондентов, считающих, что они недостаточно знают о своих избирательных правах говорит и о невысоком уровне осознания отдельных групп населения собственных интересов при осуществлении политического выбора.
Вследствие этого изменяется ответственность избирателей за своё политическое решение, выборы перестают быть реальным инструментом, превращаясь в чисто формальный политический институт, результаты деятельности которого мало кого интересуют.
В третий блок вошли пятый, шестой и седьмой вопросы. Здесь процентное соотношение оказалось таким:
Одним из позитивных результатов проведенного опроса среди дагестанских Интернет-пользователей стал ответ на пятый вопрос «Выборы 2016 года будут проводиться по смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе. Понимаете ли Вы суть этой системы?». Суть пропорционально-мажоритарной системы, которую многие называют запутанной, непонятной и не до конца продуманной, понимают свыше 67% респондентов в Дагестане (713 человек), тогда как 32.9% опрошенных признались, что не понимают, что представляет собой такая система проведения выборов.
Одними из самых ожидаемых, но в то же время неутешительных стали результаты ответов на шестой вопрос анкеты: «Верите ли Вы в возможность проведения честных, открытых и прозрачных выборов?». Подавляющее большинство респондентов (788 человек или 74.2%) ответили, что они не верят в честные выборы. И лишь чуть больше 25% опрошенных (274 человека) верят, что провести прозрачные выборы вполне реально.
Возможно столь высокий процент недоверия к выборам связан с тем, что люди перестали связывать свои повседневные проблемы с их результатами. В то же время подобные показатели могут свидетельствовать и о том, что дагестанцы не верят не сколько выборам, сколько в возможность перемен и улучшения социально-экономической ситуации в регионе, которые могли бы произойти после выборов. Отсюда и недоверие к предвыборной агитации и активно распространяемым программам политических партий: возможно потенциальные избиратели не верят, что посредством выборов можно побудить власти делать то, чего ждут и хотят простые граждане, то, о чем декларировали кандидаты перед выборами.
Таким образом, перед населением стоит сложный вопрос: как определиться с политическими пристрастиями и стоит ли вообще интересоваться выборной тематикой?
Последний вопрос, на который предлагалось ответить респондентам, касался источников, из которых опрашиваемые черпают информацию о предвыборной гонке, кандидатах и в целом об изменениях и новшествах в избирательной системе. 57.9% участников опроса (615 человек) ответили, что для них основным транслятором информации, связанной с выборами, являются средства массовой информации (СМИ): газеты, телевидение, Интернет-издания.
Однако высока доля и тех, кто следит за выборами посредством социальных сетей – 447 респондентов (42.1%). Здесь же следует отметить, что большинство СМИ сегодня имеют свои корпоративные аккаунты в популярных соцсетях, в которых редакции дублируют опубликованную ранее в самом издании новости или иную информацию. Таким образом, обеспечив себя подпиской на аккаунты самых рейтинговых массмедиа, пользователи соцсетей имеют возможность отслеживать в режиме реального времени наиболее актуальную и оперативную информацию (причем это можно делать и целенаправленно, и неосознанно, просто пролистывая и изучая «ленту новостей»).