На днях в СМИ промелькнуло сообщение о том, что в Администрацию Президента РФ поступило предложение в качестве одной из мер по экономии госрасходов ликвидировать Федеральную службу по контролю за наркотиками (ФСКН).
Однако это не значит, что ликвидация службы будет означать легализацию наркотиков. Просто, вопросы, которыми занимается, служба предлагается передать МВД, из которого она в своё время и отпочковалась.
Сообщение это не могло не вызвать у меня ностальгию, поскольку пару лет назад я опубликовал в газете “Дагестанская правда” серию статей о том, как ведётся у нас борьба с наркотиками и свои предложения на этот счёт.
Так вот, я считаю сейчас более чем уместным вернуться к этой теме вновь, правда, расширив её рассуждениями ещё о ряде человеческих пороков и попыткой оценить, как с ними борется родное государство.
___________
То, что наркомания - чума двадцать первого века (двадцатый вроде бы уже не актуален), полагаю никого убеждать не надо. Как и в том, что с этой “чумой” следует бороться, так же как и с любой другой болезнью – профилактикой и лечением.
Вот и “боремся”…, надувая щёки.
***
До того, как я начал работать над публикациями в “Дагестанской правде”, будучи далёк от этой темы, поскольку наркотики меня ни в каком качестве не интересовали, я знал только, что они есть зло и государство вроде бы воюет с ними самым беспощадным образом. Единственное, что смущало, так это систематические победные реляции наркополицейских о проведённых операциях, в результате которых изымались “в особо крупных размерах”, к примеру, 5 граммов героина, или 50 граммов марихуаны, а то и меньше. В гранд - событиях же ходили изъятие килограмма – другого этой дури, смотрящихся настоящими “эверестами”.
Причина моего смущения заключалась в том, что те же СМИ изредка информировали о производстве тысяч тонн наркотиков, миллионах наркозависимых...
В результате наблюдалось расхождение буквально космического характера между рапортами о граммах и сведениями о тоннах и миллионах. Ну, не сообщает же с помпой МВД о задержании каждого придурка, устроившего дебош, или воришки, пытавшегося стащить в магазине банку консервов. Такая практика ничего кроме недоумения не вызвала бы. А тут…
***
Всё это настолько заинтриговало меня, что я решил поискать более детальную информации о столь таинственной сфере Общественного бытия, относимой к теневой экономике. И тут стала раскрываться поразительная картина…
Однако, прежде чем перейти к её описанию, поскольку речь будет идти о вещах, требующих особой щепетильности, отмечу, что я пользовался только официальной информацией, имеющейся в свободном доступе и, прежде всего, от Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и его председателя, а заодно и Председателя Государственного антинаркотического комитета (ГАК) Виктора Иванова, от ООН (Управление по наркотикам и преступности – UNODC, где начальствует опять же россиянин – Юрий Фёдоров), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), Совета Федерации (бывший первый зам. Председателя Александр Торшин),МинздраваРФ.
***
Раз публикуюсь в СевКавИнформе, было бы логичнее привязаться, прежде всего, к местной реальности. Однако на сайте Дагестанского управления ФСКН мне не удалось найти какие-либо систематизированные сведения о результатах работы этой структуры, поэтому я возьму за основу то, что нашёл на главном сайте ФСНК. Будем считать, что наше управление не то что бы выдающееся, но и не отстающее и поэтому к нему применимы оценки, к которым приходишь в ходе исследования проблемы в масштабах всей федеральной службы.
Короче – “средняя температура по больнице”. Хотя, конечно же, некоторые показатели, озвучиваемые им, я при необходимости буду использовать.
***
И последнее – в настоящей публикации чаще всего будет фигурировать имя председателя ФСКН и ГАК Виктора Иванова.
Здесь, дело вовсе не в моём особом отношении к нему. Просто, именно он, в силу своего статуса и, главное, завидной публичной активности, играет роль ньюсмейкера на российском фронте борьбы с наркоманией.
***
После столь длинного предисловия, начнём с самого начала - количества наркоманов в стране.
И вот тут – уже в начале исследования совершенно неожиданно выясняется, что общее число наркозависимых в России даже приблизительно установить невозможно.
Их количество отличается в разы (от 1,8 до 8,5 миллионов) не только у разных источников, но даже у одного и того же.
К примеру, Виктор Иванов в одной аудитории сообщает, что количество потребляющих наркотики в стране составляет 2,5 миллиона человек, в другой - 5 миллионов, а в третьей – 8,5 миллионов, причём добавляет, что 18,5 миллионов россиян хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Я понимаю, что невозможно пометить каждого наркомана, но такой разброс…
Слава богу, что хоть по числу официально зарегистрированных расхождений у чиновничества не наблюдается - 673840 человек на 1 января 2011года (за что отдельное спасибо Минздраву), а Главный нарколог Минздрава Евгений Брюн сообщает, что на 1 января 2015 года в РФ официально зарегистрировано “около 700 тысяч” больных наркоманией.
(Кстати, несколько забегая вперёд, - господин Иванов бьёт в колокола, сообщая, что Россию в 2014 году захлестнуло азиатское “наркоцунами”, а по статистике Минздрава за последние 4 года, как видите, наблюдается штиль, раз число наркоманов за этот период вроде как не особо и выросло.)
***
А вот бывший Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин, коньком которого в пору заместительства являлась борьба с наркоманией, ещё несколько лет назад сообщал, что процент населения, вовлечённого в злоупотребление афганскими опиатами в нашей стране, уже в 10 раз превышает аналогичные показатели в Европейском Союзе.
Это действительно может ужаснуть, если не знать, что на страны Западной Европы по данным ООН, всё-таки, приходится трафик из Афганистана в объёме порядка 100 тонн героина (на Россию по её же данным – 70 - 80 тонн), да плюс ещё 123 тонны кокаина из Южной Америки, который в Россию поступает в гомеопатических дозах.
То есть, 70-80 тонн тяжёлых наркотиков для РФ, с поправкой на численность населения, вполне балансируются с 223 тоннами для Евросоюза. Следовательно, уровень наркомании сопоставим.
Подобная же картина наблюдается с другими наркотиками опийной группы, которые в страны Евросоюза поступают не только из Афганистана, но и, например, из Марокко.
Нечто аналогичное, кстати, происходит и в США, куда, кроме относительно небольшого количества афганского героина, мощным потоком - 157 тонн идёт южноамериканский кокаин.
И здесь, если сравнивать величины наркотрафиков на душу населения, ни о какой десятикратной разнице в уровнях наркомании речи быть не может. Уровень примерно один и тот же.
Просто, господин Торшин, сознательно или нет, но сказал не всё, да и то неправду, что сразу же должно было сформировать у слушателей впечатление абсолютно неадекватное реальности.
Всё тот же господин Торшин на одном из заседаний ГАК как-то сообщил, что в неком субъекте Федерации (каком?) на сегодняшний день 3,6% всего населения стоит официально на учете в наркодиспансере.
Делаем поправку на латентность и получаем, что там каждый тридцатый (!!!), считая грудных младенцев, наркоман.
***
По части нестыковок не отстаёт и Дагестан. Например, если верить сообщениям РИА “Дагестан” 11 июля 2012 года на заседании Республиканской антинаркотической комиссии было озвучено, что у нас на учете в Республиканском наркологическом диспансере состоит почти 26 тысяч наркологических больных. С учётом латентности это значит, что фактически наркоманами у нас является порядка 250 тысяч человек – 8% населения(!).
А через день (13 июля) на коллегии Дагестанского управления ФСКН сообщается, что на учёте в том же диспансере стоят 6275 человека. Разница более чем четырёхкратная. То есть, наркоманов в целом оказывается “всего-то” 50-60 тысяч – где-то 2% населения.
Расхождение, согласитесь, удивительное.
***
Если перейти от потребления к наркотрафику, то здесь, опять таки, наблюдается картина не менее удивительная. Например, мировой оборот этого зелья оценивается в довольно широких пределах – от 300 миллиардов до 1 триллиона долларов (Интерпол называет 500-800 миллиардов).По афганскому героину, все сходятся на том, что его производство составляет порядка 93-95% мирового – на фоне прочей статистики точность невероятная.А вот относительно абсолютной величины опять начинаются разночтения.ООН в своём докладе называет цифру мирового, то есть фактически афганского производства - 460 – 480 тонн, господин же Иванов на одном из своих брифингов демонстрирует слайд с цифрой 800 тонн. Но это цветочки.
Выступая на слушаниях в Государственной Думе, он сообщает, что “ в Афганистане созданы идеальные условия для направления героинового потока именно в Россию… вектор движения основного урожая наркотиков в сторону абсолютно спокойного Севера…”. Логично предположить, что речь должна идти хотя бы о 50-70% героина произведённого в Афганистане. (Зачем же наркоторговцам отказываться от идеальных условий?) То есть, минимум, от 230 (по версии ООН) до 400 (по версия ФСКН) тонн идёт в Россию. Но в том же выступлении господин Иванов уточняет, что “из Афганистана в Россию контрабандно ввозится и потребляется гражданами нашей страны не менее 12 тонн чистого героина” (???). Ну, значит, не более 13 –15 тонн.
Включаю телевизор, а из него сообщают, что по данным ФСКН афганский трафик героина в Россию составляет 35 тонн.(???)
Ладно, возьмём за основу среднее - 25 тонн.То есть 3,0 – 6,0% от общего афганского производства. А как же остальные 94-97%? Куда они подевались при идеальных условиях движения на Север? Может они идут через Россию транзитом? Да нет, вроде бы. Тот же Иванов уточняет, что транзита у нас почти нет – в основном, всё что попадает, то и потребляем.
Ещё большую неразбериху вносит в это дело господин Торшин, который сообщил, что на Россию приходится треть трафика афганского героина. А это получается 150 (по ООН) или 260 (по ФСКН) тонн. Свою лепту вносит и ООН, сообщая, что на Россию приходится 20% или 70-80 тонн афганского героина. И с этими процентами почему-то соглашается всё тот же ФСКН, который, напомню, сам-то в другой аудитории озвучил всего “более 12 тонн”. Ну и как совместить несовместимое – то ли 460, то ли 800 тонн производства…, основной героиновый поток и фактические 12 (35;70-80;150;260) тонн? А как совместить 12 тонн Иванова ещё и с его же утверждением, что “ежегодный оборот российского наркобизнеса оценивается примерно в 12–15 миллиардов долларов США”? (ООН озвучила 18 миллиардов)
При цене для конечного потребителя – наркомана 70-100 долларов за грамм и с учётом того, что доля героина в денежном выражении составляет порядка 80- 90% от общего оборота наркотиков, для получения такой суммы, если верить арифметике, речь должна идти вовсе не о 12, а о 70-100 тоннах, что, кстати, близко к показателю от ООН.
А ещё мне как-то подвернулись другие миллиарды долларов от того же Иванова, которые в 1,5 – 2 раза ниже озвученных им выше. Короче – тёмный лес.
***
Но это ещё не всё – господин Иванов сообщает депутатам Госдумы, что 12 тонн чистого героина составляют 3 миллиарда (!) доз.
Цифра бьёт наповал. Однако, несложный подсчёт показывает - что для такого количества инъекций в России должно быть более 8 миллионов наркоманов, сидящих только на героине, которые, к тому же, в течение года должны делать их ежедневно.
Фактически же героиновых наркоманов у нас по разным источникам (в том числе и от Иванова) имеется от 1,4 до 2,5 миллионов человек и, к тому же, подозреваю, что вряд ли кто из них сможет похвалиться тем, что вкалывает эту дурь ежедневно без всякого перерыва.
- А как же миллиарды доз?
- А это, вероятно, для нагнетания страстей, как и “идеальные условия для направления героинового потока именно в Россию”.
И дело не только в завышении количества наркоманов и занижении наркотрафика. Получается, что у ФСКН разовая доза составляет 4 миллиграмма. То есть, в одном грамме содержится 250 доз. Хотите рассмешить наркомана, у которого средняя разовая доза - “чек” в 25(!) раз больше дозы от ФСКН и составляет 0,1 грамма? Расскажите ему об этом.
При таком подходе кефир с квасом, вероятно, следует отнести к крепким алкогольным напиткам. А вот взяв при расчётах “чек” и ооновские 70-80 тонн, опять - таки, получаем цифру хоть чем-то близкую к реальности – порядка 700-800 миллионов доз. Тоже впечатляет, но всё же это не 3 миллиарда из 12 тонн.
***
Интересно, как лечить больного, если доктору сообщают, что тому плохо и температура то ли 20, то ли 60 градусов, но измеряли её с точностью до сотой доли градуса? Не посчитает ли он, что такому информатору самому требуется медицинская помощь… психиатра?
(продолжение следует)
СевКавИнформ