ПЯТЬ ВОПРОСОВ ОТ САИДА НИНАЛАЛОВА: Имран Гусейнов

22 Декабря 2014 в 07:30 Автор: Саид Ниналалов Власть 2555
ПЯТЬ ВОПРОСОВ ОТ САИДА НИНАЛАЛОВА: Имран Гусейнов
СевКавИнформ продолжает публикацию серии материалов ПЯТЬ ВОПРОСОВ ОТ САИДА НИНАЛАЛОВА.

Сегодня наш собеседник – Имран Садыкович Гусейнов, министр по управлению государственным имуществом Республики Дагестан и речь пойдет о ГУПах - Государственных Унитарных Предприятиях.

Имран Садыкович - один из самых «молодых» по дате назначения министров Дагестана. До 25 июля 2014 года Гусейнов работал в Счетной палате Республики Дагестан и, прекрасно зная  экономику предприятий, активно взялся за новую работу.

 

Саид Ниналалов (С. Н.): За счет чего финансируются ГУПы? Чем они отличаются от коммерческих предприятий, выпускающих аналогичную продукцию?

 

Имран Гусейнов (И. Г.): Государственное унитарное предприятие (ГУП) - коммерческая организация, не являющаяся собственником  закрепленного за ней имущества. Собственником имущества является государство, которое представляет Мингосимущество. А  деятельностью предприятия и его директора руководит отраслевое министерство или ведомство.

Имуществом предприятия являются: прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности,  амортизационные отчисления, доходы от участия в уставных капиталах других предприятий, а также капитальные вложения и дотации от государства и  заемные средства, в том числе кредиты банков.

  ГУПы не могут в полной мере пользоваться имуществом предприятия. Самостоятельно ГУПы могут распоряжаться только результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией и полученной чистой прибылью.  После уплаты   налогов и других обязательных платежей, таких же, какие платит коммерческое предприятие этой же отрасли, ГУПы должны выплачивать собственнику   10 % от суммы чистой прибыли.

 

С. Н. : Какова эффективность ГУПов в пользовании государственным имуществом? Назовите примеры эффективных ГУПов. В чем основа их эффективности, и в чем, по вашему мнению, причина неэффективности других ГУПов?

 

И. Г.: В 2015 году ожидаются  платежи в республиканский бюджет от всех ГУПов  в сумме всего 1,5 млн. рублей в виде отчислений от чистой прибыли и порядка 10 млн. арендных платежей за земельные участки. Если сопоставить эти данные с объемом недвижимости, переданной им в хозяйственное ведение, а это более 2000 объектов общей площадью около 680 тыс. кв. метров  и 195 земельных участков  площадью 59 921,1 га, становится очевидной низкая бюджетная эффективность ГУПов.

 По состоянию на 1 декабря 2014 года, по информации представленной Федеральной налоговой службой России по РД, задолженность по налогам и сборам имеют более 40 предприятий на общую сумму порядка  95 млн. рублей. В отношении 21 предприятия  возбуждены исполнительные производства на сумму  27,5 млн. рублей, большую часть которой составляет просроченная задолженность по налоговым и другим обязательным платежам.

Многие ГУПы  не в состоянии выплачивать своим работникам заработную плату, даже среднюю по экономике региона. Только половина из 72 существующих на сегодняшний день республиканских предприятий работает без убытков,  27 вообще не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, а в отношении 7 предприятий введены процедуры банкротства.

Относительно эффективной по предварительным итогам 2014 года можно признать деятельность только 15 предприятий, половина из которых сельскохозяйственные. Это ГУП «Кировский», ГУП «Каспий», ГУП «Утамышский», ГУП «Тидибский», ГУП «Каякентский», ГУП «Комсомольский», ГУП «Зирани», ГУП «Чиркейское». Это происходит благодаря грамотному управлению руководителей этих предприятий и работе трудового коллектива. Эти предприятия получают так же государственную поддержку в виде субсидий, дотаций. 

Вместе с тем ГУПы имеют низкую инвестиционную привлекательность, что  можно объяснить целым рядом причин:

- ГУПы не могут без разрешения собственника использовать общепринятые способы обеспечения обязательств: залог, поручительство, банковскую гарантию и т.д.;

 - в случае ликвидации ГУПов расчеты с кредиторами (инвесторами) производятся в последнюю очередь;

- ГУПы вправе осуществлять только те виды деятельности, которые перечислены в их учредительных документах. Но инвесторов гораздо в большей степени привлекает возможность перепрофилирования предприятия в те виды деятельности, которые, по мнению инвестора, могут принести ощутимый доход.

Выход из этой ситуации - преобразование ГУПов в хозяйственные общества. Акционирование, равно как и привлечение эффективного инвестора, направлено, в первую очередь, на внедрение современных методов управления, повышение конкурентоспособности предприятия и улучшение социальной сферы. 

 

С. Н.: Каким образом содержатся неэффективные ГУПы? Несет ли руководитель ГУПа какую-либо ответственность за неэффективное использование государственного имущества?

 

И. Г.: Необходимо подчеркнуть двойственный характер деятельности ГУПов. Они  создавались в переходный период как в целях удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, так  и в целях обеспечения поступления неналоговых доходов в бюджет. Государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, - это, по существу, социалистическое хозяйствование в новых рыночных условиях. В настоящее время ГУПы утратили свое значение для экономики.

В советский период государство делегировало руководителю предприятия определенный набор полномочий по выработке и реализации управленческих решений, от которых зависели конечные результаты производственной деятельности. Одновременно выделялись ресурсы на обеспечение и развитие производства,  гарантировалась своевременная выплата работникам заработной платы. При этом руководителей предприятия волновала одна проблема – выполнение установленного сверху планового задания, а также необходимость отчитаться об этом перед вышестоящим представителем собственника (министерством).

Государство обеспечивало предприятие оборудованием, сырьем, зарплатой и всем необходимым для производства, требуя взамен выполнения плана по ассортименту и валу.

В рыночных условиях собственником, по-прежнему, осталось государство, и оно же продолжает назначать руководителей ГУПов. Однако государство совершенно устранилось от хозяйственного управления унитарными предприятиями. Им никто не задает показателей финансово-экономической деятельности и они, по сути, остались без отраслевого надзора. 

Восстановление прежней системы управления невозможно потому, что этот механизм по мере развития рыночных отношений наталкивается на естественные ограничения,  в первую очередь недостаточную инвестиционную привлекательность ГУПов и низкую мотивацию труда в них.

            Сегодня руководитель ГУПа должен искать средства на приобретение сырья, на зарплату, организовывать выпуск продукции и, самое главное, ее сбыт. ГУП не имеет сегодня никаких льгот, преимуществ и возможностей, которые отличали бы его от  коммерческого предприятия.

В сложившейся  ситуации экономические интересы руководства предприятий удовлетворяются неформальным путем самостоятельно.  Руководители предприятий незаконно сдают объекты недвижимости и земельные участки, закрепленные за предприятием, в аренду. Кроме того имеет место заключение крупных сделок без согласия собственника имущества.

Так, Манасское ДУП «Сельхозхимия» ГУП «Дагсельхозхимия» не осуществляет уставную деятельность. Основным источником доходов являются платежи от арендаторов. В частности, административное здание и два склада, предназначенные для ядохимикатов, площадью 770,0 кв. м используются ООО «АГРОХИМ» без оформления договора аренды, согласованного с Министерством по управлению государственным имуществом. На территории предприятия площадью 4000 кв. м незаконно расположен завод по переработке нефти. Директором предприятия бухгалтерская отчетность и необходимые  сведения о деятельности предприятия в Мингосимущество РД не представляются.

При этом руководители унитарных предприятий самостоятельно принимают решения о направлениях использования полученных средств.  Такими широкими правами руководители унитарных предприятий наделены вне всякой связи с  ответственностью за результаты деятельности. Получается: права - есть,  обязанностей –  нет.

Очень много предприятий, которые существуют уже только на бумаге  и процедура их ликвидации не простая. Это дочернее предприятие «Огнинское АТП» ГУП «Дагестанавтотранс», ГУП «Дагсельхозхимия» с его дочерними предприятиями, ГУП «Апи», ГУП «Берег», ГУП «Табасаранские ковры», ГУП «Кабирская ковровая фабрика», и др.

Также существуют предприятия, которые нужно ликвидировать для того, чтобы предупредить их банкротство. Своевременное принятие решения об их  ликвидации предотвратит рост кредиторской задолженности, которая может повлечь за собой реализацию значительной части или всего имущества, закрепленного за предприятием.

 

С. Н.: Дагестан, как известно, страна народных промыслов. И многие промыслы до сих пор существуют благодаря поддержке государства. Чем вызвана необходимость в приватизации предприятий НХП? Не потеряем ли мы сами промыслы – визитную карточку республики – с этой приватизацией?

 

И. Г.: Народные художественные промыслы Республики Дагестан являются национальным достоянием дагестанского народа и неотъемлемой составной частью его традиционной материальной и духовной культуры. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей. Без государственной поддержки народным промыслам приходится очень тяжело. Кстати, так считают не только сами мастера: о необходимости поддерживать народное творчество неоднократно говорят первые лица республики. В Республике Дагестан создан специальный государственный орган – Управление по народным художественным промыслам при Министерстве промышленности, торговли и инвестиций РД, взявшее на себя многие заботы по сохранению и возрождению промыслов.

Статьей 4 «Государственная поддержка народных художественных промыслов» Закона Республики Дагестан от 15 декабря 2000 г. N 28 "О народных художественных промыслах" органы государственной власти Республики Дагестан оказывают всемерную поддержку народным художественным промыслам. Однако государственная поддержка народных промыслов не зависит от формы собственности. Одним из условий приватизации ГУПов является то, что они не имеют права на перепрофилирование. Например, ГУП «Гоцатлинский художественный комбинат» в случае приватизации должен  по-прежнему производить изделия народных художественных промыслов из серебра и мельхиора. 

Включение ГУПов в Прогнозный план приватизации осуществлено в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», предусматривающим завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организаций оборонного комплекса.  

По общероссийской установке в стране в 2016 году не должно остаться ГУПов, если они не являются стратегически важными или оборонными. Львиную долю продукции народных художественных промыслов дают частные предприятия, и приватизация ГУПов не приведет к утере народных промыслов. Рабочие ГУПов  на общих основаниях смогут принять участие в приватизации предприятия.

 

С. Н.: В чем заключается процедура приватизации? Смогут ли те, кто работал на этих предприятиях долгие годы, принять участие в ней? И если предприятие градообразующее, как могут жители данного муниципального образования иметь какое-то преимущество.

 

И. Г.: Порядок приватизации предприятий определяется Законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

В зависимости от размера уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, приватизация  осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью, 100 % акций которого принадлежат государству. Согласно решению уполномоченных на это государственных структур объявляется продажа части или всех акций нового ОАО или ООО. 

Согласно статье 5 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ,  покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица. Покупателями не могут быть   государственные и муниципальные унитарные предприятия и  учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов. Работники  предприятий  и жители муниципальных образований могут участвовать на торгах на общих основаниях и преимуществ перед остальными участниками приватизации  не имеют.

При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
Рейтинг: +1
1
ВКонтакте
Фейсбук

Новости СКФО

/ Посмотреть всё
Сколько сигар можно безопасно привезти из-за границы?
28.06.2018 в 09:01
Без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить не более...
Самир Мирзоев дал Концерт в Стамбуле
25.06.2018 в 09:38
Программа была посвящена  двум великим композиторам - Кара Караеву и Мураду Кажлаеву.
Минометчики ЮВО осваивают методику скоростной стрельбы в предгорьях Дагестана
18.06.2018 в 11:19
В условиях горно-лесистой местности военнослужащие из минометов «Сани» калибра 120 мм поразят цели имитирующие легкобронированную технику, живую силу,...
Снайперы ЮВО проходят подготовку в Дагестане
07.06.2018 в 05:44
Основной упор в подготовке делается на отработку новых способов действий снайперских подразделений с учетом боевого опыта современных вооруженных конф...
150 лет самому южному маяку России
26.05.2018 в 11:30
Маяк был построен в 1867 году на городской стене 2000-летнего Дербента, тогда вместо ламп на нем были установлены горелки на керосине.
Заявление М.Даудова от лица Парламента Чечни в связи с нападением боевиков на церковь в Грозном
20.05.2018 в 06:38
К большому сожалению, погибло двое полицейских. От имени депутатского корпуса Парламента Чеченской Республики и от себя лично выражаю глубокие соболез...
Два брата не улетели на море с 13 шубами
16.05.2018 в 11:43
На данный момент «подарки» изъяты и направлены на экспертизу для установления стоимости.
В Рамадан компания Utair предлагает пассажирам халяльное меню
15.05.2018 в 12:48
Пассажиры могут заказать халяльное питание при покупке билета на сайте utair.ru или через мобильное приложение авиакомпании.
Форум «Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал»
15.05.2018 в 12:34
19 мая  2018г.  в  рамках форума «Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал»  состоитс...
Прямой поезд Миниральные воды - Астрахань пойдет через Махачкалу
15.05.2018 в 10:54
С 5 июня 2018 года запускает прицепной беспересадочный плацкартный вагон сообщением Минеральные Воды - Астрахань
Дубайская «Матрешка» осталась без российских товаров
10.05.2018 в 14:45
650 единиц товара везла гражданка Российской Федерации в город Дубай для участия в международной выставке «Матрешка»
На параде Победы артиллеристы Каспийской флотилии порадовали астраханцев пушечными выстрелами
10.05.2018 в 11:56
Местом выполнения салюта стала аллея между Цейхгаузом и Солдатскими казармами Астраханского кремля.
Авторы и эксперты