ГлавнаяСтатьиИГРЫ ЖУРНАЛИСТОВИгры журналистов: судьба человека
Игры журналистов: судьба человека
Саид Ниналалов
Первая серия «Игр журналистов», проекта Тамерлана Магомедова, подошла к середине, не растеряв участников и не потеряв внимания СМИ. От встречи к встрече журналисты ищут наиболее интересный для зрителей и удобный для участников формат «Игр журналистов». Уже в том, что сотрудники разных изданий, могущие иметь диаметрально разные мнения, сообща решают ту или иную проблему, есть немалая польза.
Рамазан Джалалдинов: «я не сдамся»
Тема четвертой игры - «Сообщения о нарушениях прав этнических дагестанцев в Чечне, как информационная угроза». В четвертой игре приняли участие 7 журналистов: Алиса Алдашева («Миллат»), Рамазан Раджабов («Новое дело»), Альберт Эседов («Яблоко»), журналист Шарапудин Магомедов, публицист Саид Ниналалов, Магомед Магомедов («Черновик») и Зайнаб Алимирзаева (пресс-служба мэрии г. Махачкала). В качестве судей выступили журналисты Маркъо Шахбанов, Эдуард Уразаев, Алик Абдулгамидов.
Сам Рамазан Джамалдинов, чье видеообращение к Президенту России Владимиру Путину вызвало большой резонанс в Дагестане и Чечне, пришел на встречу журналистов, вооруженный бумагами и желанием рассказать о ситуации в селении Кенхи Шаройского района Чеченской Республики и о своих планах дальнейшей борьбы за свое село и за собственные права, но, после того, как кто-то ему позвонил, незаметно удалился со своими бумагами.
В личном разговоре со мной Рамазан клялся, что не отступится от правды, что он готов встретиться в любом месте с Главой Чечни Рамзаном Кадыровым и говорить с ним, доказать ему свою правоту, отстоять свои интересы. «Мой дом сожгли, моя семья осталась без крова, меня пытались похитить, но я буду стоять до конца, я буду бороться за справедливость», - заявил Рамазан.
Через день после игры появилось известное всем видео, где Джалалдинов, не поднимая глаз, извиняется перед Главой Чечни и говорит о своих ошибках. На мой звонок он ответил: «Я нахожусь дома, в Кенхи, и у меня все хорошо». Находился он в Кенхи в момент звонка или нет, тоже неясно, потому что один из журналистов после моего звонка Джалалдинову сообщил, что последнего видели фотографирующимся в Махачкалинском парке имени Ленинского комсомола 2 часа назад, и добраться до горного аула в Чечне за такое короткое время он не смог бы.
Но вернемся назад, к самой игре. Некоторые предположения журналистов подтвердились, о чем мы и расскажем.
Причины видеообращения к Путину
Путин гигантскими вливаниями дал Рамзану Кадырову карт-бланш для наведения порядка так, как он считает нужным. Главная причина – авторитарное правление и чудовищное социальное неравенство в Чечне. Золотая свадьба племянника Кадырова, ролики с демонстрацией роскоши чеченского лидера и его приближенных, танец за два миллиона, кортежи из люксовых иномарок, золотые «стечкины» и прочие атрибуты роскоши сильно отличаются от кадров из Кенхи, которые показал Рамазан Джалалдинов.
Были случаи, когда граждане жаловались на несправедливость и пытались придать это широкой огласке. Но каждый раз «солдат Путина» выходил победителем. На «жалобщиков» чеченские власти оказывали такое мощное административное, силовое, морально-эмоциональное давление, что в итоге они, потупив взор, говорят Рамзану Кадырову, о неправильности своих поступков, и что факты, о которых они говорили, не соответствуют действительности.
Кенхи – аварское село на территории Чечни, единственное большое село в Шаройском районе, самом дальнем районе, где всего проживает чуть более 3 тысяч человек, причем население уменьшается, люди уезжают в поисках работы на равнину. В селе есть электричество, в отличие от маленьких чеченских сел района. Никто не пытается ассимилировать аварцев селения Кенхи. Дискриминации по национальному признаку нет. В Чечне обижают всех, кто не согласен с «линией партии».
В каждом коллективе существует свой Рамазан Джалалдинов, беспокойный человек, который видит во всем несправедливость и пишет во все инстанции. Рамазан с 2003 года регулярно выступает с требованиями разобраться с компенсациями пострадавшим от военных действий, от паводков в селе, с коррупцией, с плохими дорогами и так далее. Джалалдинов выражал недовольство главой администрации села и жаловался в разные структуры. Не добившись поддержки местных властей и не добравшись до Кадырова, он рискнул обратиться к президенту.
Ситуация в селе Кенхи - далеко не первый случай, когда те, кому удаётся привлечь внимание президента к своей проблеме, ставят себя под удар. У простых людей прочно укоренилась мысль, что самый верный способ получить помощь – пожаловаться президенту. Государство поддерживает эту мысль –который год на телевидении выходит «прямая линия» с президентом. Проблемы, озвученные на «прямой линии», решаются на удивление быстро. Ведь в том и состоит цель мероприятия, чтобы продемонстрировать мощь и силу главы государства. Однако чиновников на местах больше интересуют они сами, нежели президентский рейтинг.
История Рамазана Джалалдтинова стала очередной информационной угрозой для дагестанского общества, его самосознания и самооценки. Дагестанское общество ничего кроме негатива не видит и, сталкиваясь со случаями вопиющей несправедливости, реагирует гневным образом. Причина такой реакции – плохая работа государственных и общественных институтов, сложившаяся фактически кастовая система общества, где есть недосягаемые для закона и подданные, не способные защититься от государственной машины, даже если будут тысячу раз правы.
Прогнозы развития ситуации
Прогнозы журналистов различались сильно.
Первый вариант - ситуацию постепенно попытаются забыть. Рамазан Джалалдинов получит в Дагестане временное жилье и переселится сюда. Помощи от властей ему вряд ли стоит ждать, судя по риторике отвечающих за это чиновников. И дагестанское и чеченское руководство дали понять, что Джалалдинов это не тот человек, из-за которого стоит портить отношения и что-то выяснять. Рамазан Джалалдинов не без помощи рядовых земляков построит дом в Цумадинском районе или где-нибудь еще.
Второй вариант – нагнетание напряженности между двумя республиками, конфликт между аварцами и чеченцами, замедление возрождения Ауховского района в Дагестане, понижение политического веса в глазах дагестанцев некоторых кандидатов чеченской национальности.
Третий прогноз, судя по последним вилеообращениям Рамазана, подтвердился. Рано или поздно его схватят и вывезут в Чечню. Джалалдинов выступит с видеообращением с извинениями в адрес Рамзана Кадырова. Мы вряд ли узнаем, какую цену заплатит Рамазан, какое унижение его ждет. Однако, возможно, что в знак доброй воли, Рамзан Кадыров подарит новый дом вместо сгоревшего Рамазану Джалалдинову. Он официально примирится, обоснуется в республике со своей семьей и будет спокойно жить и работать.
Положительный результат этой ситуации: Рамзан Кадыров, посетив 6 мая Кенхи, объявил 2016 год Годом Шаройского района, отдал распоряжения о начале восстановления инфраструктуры и социальных объектов. Он потребовал от тех, кто потратил компенсационные деньги на дома на равнине, восстановить те дома, которые пострадали в горах. В Кенхи вроде бы уже ведут дорогу, газопровод, ведутся какие-то работы внутри села, сменили главу района и РОВД. То есть те проблемы, на которые указывал Джалалдинов, решаются.
Его родное Кенхи уже не раз отказалось от Рамазана, объявляя аферистом и неадекватным человеком, поэтому появление Джалалдинова в селе не вызовет большой радости у местных жителей. Но благами цивилизации, появившимися в селе благодаря Рамазану, пользоваться будут все.
Предложения журналистов
Желательно организовать встречу Рамазана Абдулатипова, Рамзана Кадырова и Рамазана Джалалдинова, на которой, благодаря мудрости старшего – Главы Дагестана, будут сняты взаимные претензии, Джалалдинову будет предложена работа, где он сможет проявить себя уже не как жалобщик, а как созидатель, восстановитель своего села и своего района.
Заключить соглашение между Шаройским районом и соседним Цунтинским или Цумадинским районом, объявить их районами-побратимами, организовать обмены разного рода, в том числе культурный, провести большой совместный праздник – фестиваль, приурочить его к окончанию какой-нибудь стройки в Кенхи по новой программе Рамзана Кадырова Года Шаройского района.
Тщательно проверять заявления о нарушении прав дагестанцев по этническому принципу. Пока что за все время развития этой истории никто не подтвердил этого. Дом Джалалдинова сожгли не потому что он аварец, а потому что он посмел жаловаться.
Вместе с тем, обращать внимание на нежелание чеченских властей пускать журналистов, стараться еще раз посетить это село и давать независимую оценку ситуации. Не дают заехать в село – значит, есть что скрывать. Вот куда надо бить, а не развивать истерику о том, что они аварцы, и что их поэтому ущемляют.
Ситуация в Кенхи – повод заняться вопросами нарушения прав дагестанцев в других регионах, например, в Азербайджане, где к власти не пускают никого, кроме этнических азербайджанцев. Давать конкретными рекомендации по налаживанию отношений с турецкими дагестанцами.
Руководство республики должно включить все социальные институты, обеспечить безопасность семьи и рассмотреть возможность предоставления жилья или выделения земельного участка семье Джалалдиновых и обеспечения их работой. Элементарная помощь в решении текущих проблем Рамазана (в частности, организация учебы его детей, помощь ему и его жене с восстановлением документов и т.п.) могло бы выправить имидж наших властей, продемонстрировать её человечность.
В случае, если будут еще желающие вернуться в Дагестан, аналогичную помощь оказать и им. Не нужно осуждать или обвинять кого-то в чем-то. Думаю, правовую оценку всему произошедшему дадут правоохранительные органы и виновные понесут наказание.
Поддерживать тех, кто дает взвешенный анализ ситуации. Ибрагим Рамазанов, зная обстановку в селе, многие действия участников этого конфликта разложил по полочкам. Во всяком случае, он убедил читателей в том, что это не заранее подготовленный кем-то диверсионного характера скандал, а спонтанное протестное выступление человека, которым двигали больше общественные интересы, чем личные амбиции. Объявить мораторий на такие публикации, как «Кто подложил Абдулатипову «бомбу» в Кенхи?». Материал с очень вольными допущениями выглядит до того провокационно по отношению ко всем задействованным в тексте лицам, что у каждого из них, вплоть до главы республики есть повод подать на него в суд по части репутационных потерь.
Далеко не всегда угрозы исходят непосредственно от властного аппарата, многие беды несут в себе и сильно ретивые исполнители, и не в меру старательные одо-писцы. Отсюда вывод, что, если власть не может сделать так, чтобы Конституция стала ценностью для граждан, то надо хотя бы предостеречь своих служащих от идолопоклонничества и словоблудия, злословия и клеветы – грехов, неминуемо становящихся причиной разрыва дружеских отношений между людьми и даже народами. И самое важное – стараться не попирать прав другого человека, не совершать этого греха, который даже Всемогущий не может простить, если это не сделает сам ущемленный человек.
К сожалению, встреча трёх, которую предлагали организовать журналисты, не состоялась. Как предсказывали журналисты, Рамазана Джалалдинова вывезли в Чечню, откуда он записал видеообращение с покаянием. Дагестанская власть в этой истории понесла серьёзные имиджевые потери: она могла стать героем, защитившим своего земляка, справедливым судьей, выступающим гарантом защиты и соблюдении прав Джалалдинова. Вместо этого дагестанские власти, на чьи действия смотрело всё общество, включило режим молчания, ограничившись двумя-тремя заявлениями общего характера.
Информационные угрозы, не самые приятные для Дагестана события, идут сплошным потоком – Калмыкия, Чечня, Якутия. Окончательно не решена судьба дагестанской команды борцов, снявшихся с соревнований, и тем самым рискующей не попасть на олимпиаду 2016. Это серьезная информугроза. Срок ареста дагестанского спортсмена Саида Османова, подозреваемого в осквернении статуи Будды в центре Элисты, и о котором все благополучно забыли, продлен до 2 июля текущего года. И это серьезная информугроза.
Необходимо, просто архиважно, чтобы власти нашей республики оперативно реагировали на ситуации, которые влияют на имидж Дагестана и дагестанцев. Нет единого рецепта, как реагировать в том или ином случае, но реакция должна быть своевременная, взвешенная и мудрая.
При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА
12.08.2021 в 08:08
В селе Мачада построена самая высокогорная взлетно-посадочная полоса в России
11.08.2021 в 07:41
Дагестан завоевал на Олимпиаде 3 золота, 2 серебра и 2 бронзы
03.09.2019 в 16:16
16-19 октября 2019 года на горном курорте «Роза Хутор» состоится II Международная конференция «Природный туризм: Глобальный вызов и открытие России».
25.03.2019 в 11:52
29-го марта в 18ч. в кумыкском музыкальном драматическом театре состоится авторский вечер народного артиста СССР, России и Дагестана, композитора и ди...
18.03.2019 в 12:06
Кроме того, в результате проверки в багажном отделении транспортного средства в одной из коробок были обнаружены 5 флаконов с надписью «Тропикамид», т...
21.02.2019 в 15:27
Оперативная и криминогенная обстановка в городском округе, в целом, за отчетный период оставалась стабильной и контролируемой
20.02.2019 в 14:40
Женщине грозит административная ответственность по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»
19.02.2019 в 18:45
Ширухан Гаджимурадов выразил ветеранам искреннюю поддержку, уважение и благодарность за проявленную силу и мужество.
18.02.2019 в 18:00
Открыла и вела мероприятие директор местной школы № 2 - представитель общественности города Кизилюрта Азипат Шахрудинова
14.02.2019 в 07:07
Заказывая товары за границей не достаточно соблюдать нормы беспошлинного ввоза товаров, также следует помнить о запретах и ограничениях на ...
07.02.2019 в 14:49
На объединенном стенде будут продемонстрированы уникальные преимущества региона для потенциальных инвесторов в реализации социально значимых проектов
07.02.2019 в 14:48
Эти 65 километров железной дороги в обход Краснодара построены на год раньше срока
Популярные новости недели
Новости за неделюКонкурсы
Авторы и эксперты