20 марта Глава Республики Дагестан В.А.Васильев обратился с Посланием к Народному Собранию. Наш эксперт Маир Пашаев представил анализ Послания и некоторых задач в области стратегического развития республики.
Прежде всего, наблюдатели отмечают новый формат Послания Главы Дагестана В.Васильева, включая смену зала проведения сессии НС, крайне широкий круг приглашенных, их количество около 900 человек. Да и собственно содержание: это больше отчет о проделанной работе, чем Послание Народному собранию – в Послании нет ни стратегических программных заявлений, установок, которых так долго ждали, ни ключевых направлений развития республики на долгосрочный период. Напомню, именно такие ожидания были от Послания Главы год назад. Но тогда Послание на фоне массовых арестов высокопоставленных чиновников могло выглядеть неуместным и его отменили.
Теперь, на фоне слухов о грядущей отставке В.Васильева, отсутствие стратегии, по отраслевому, кластерному, пространственному, территориальному, агломерационному, институциональному, инновационному развитию Дагестана, в то же время более чем подробный отчет о проделанной за полтора года работе и достигнутых результатах, выглядит странно – он как бы отчитался и прощается? Нельзя не обратить внимание на детализацию некоторых процессов и событий. Тем более, что 28 февраля назад был представлен Отчет председателя правительства Дагестана А.Здунова Народному собранию.
Кстати, тоже был представлен без стратегического среза задач. Но ведь разрабатывается Стратегия-2035 Дагестана, актуальны новая стратегия пространственного развития республики, комплексная программа Махачкалинско-Каспийской агломерации, республиканский инвестиционный план, мир на пороге перехода к шестому технологическому укладу – ни в Отчете, ни в Послании не нашлось им места. Приведение к порядку не может быть ни долгим, ни законченным, это процесс, такого рода проблемы, как в Дагестане, есть во всех регионах страны.
Что касается результатов: в части пресечения коррупции и повышения эффективности использования бюджетных средств, как подчеркивает в Посланиии В.Васильев, они бесспорны. Хотя при более детальном анализе в этой сфере можно отметить массу недоработок и нарушений. Но ситуация была катастрофической, надо понимать: процесс приведения к порядку будет тяжелым и длительным. А вот, по мнению Главы «открытая политика подбора кадров», так ее вовсе и не было, если не считать провального конкурса в резерв и сомнительных назначений. Распространять такой опыт, как призывает В.Васильев, категорически нельзя! Как говорится, такой хоккей нам не нужен.
В целом кадровая политика В.Васильева и, соответственно, нынешний состав государственной и муниципальной власти – главный провал в деятельности В.Васильева. Он часто сам на этом спотыкается, иногда в тех моментах, где каким-то чиновникам не хватило элементарного планирования. Нельзя не вспомнить, что В.Васильев планировал продолжить работу и с некоторыми «арестантами», а их аресты начались для него неожиданно. Не случись массовые аресты, и «открытая политика подбора кадров», и конфигурация республиканской власти, были бы совсем другими.
Обошел вниманием В.Васильев провальные итоги 2018 года, в частности, отсутствие роста ВРП, провал в строительстве, крайне низкие федеральные рейтинги Дагестана, рост безработицы, 5% снижение реальных доходов населения, увеличение числа дагестанцев, находящихся за чертой бедности - их уже по официальной статистике около 400 тысяч. Что может им предложить В.Васильев и его правительство, еще и миллиону пассионарной молодежи, которые хотят получить работу, иметь достойный гражданина великой страны уровень жизни? Не вижу решений. Не упомянул массу проблем, в поле которых скандалы уже происходили или назревают. Целый пласт проблем на уровне муниципальной власти, начиная с чрезвычайной ситуации в Махачкале, практически остались без внимания.
В то же время Глава Дагестана подчеркивает достигнутое увеличение финансирования республики за счет федерального бюджета. Это действительно имеет место и, возможно, в последующие годы некоторые проблемы будут частично решены, даже достигнуты рост экономики и снижение социального напряжения: указ президента России №204, нацпроекты, не могут быть не исполнены. В своем Послании В.Васильев не зря сделал основной акцент на хозяйственную и социальную сферы Дагестана. Но приоритет огромных безвозвратных расходов в ситуации отсутствия инвестиций не что иное, как поразительное расточительство.
Глава Дагестана открывает для республики новую эпоху - заливания деньгами из федерального центра, прежде всего, хозяйственной и социальной сферы республики, новую эпоху "золотого дождя". Всего за год руководства Дагестаном В.Васильев понял, что аресты пора бы заканчивать, а то все разбегутся, нужно задобрить чиновников деньгами. В.Васильев и А.Здунов двумя руками за огромные безвозратные расходы в республике за счет федерального центра, а требование уплаты налогов оказалось всего лишь шумовой завесой. Дагестанский бюджет в 2019 году получит из центра 91 млрд. рублей, по нацпроектам добавили 14 млрд., анонсированые 360 млрд. рублей на строительство и завершение 372 объектов заложат в "специальную" федеральную программу по Дагестану, 70 млрд. рублей выделяются на объездные для Дербента и Хасавюрта участки федеральной трассы.
Учитывая, что "специальная программа " может быть еще больше по стоимости (включая строительство двух морских портов, аэропорта и т.д.), растущий бюджет республики и возможный рост федеральной ежегодной составляющей бюджета, Дагестан за ближайшие пять лет может получить из федерального центра около 1 триллиона рублей. Собственные доходы республиканского бюджета за пять лет составят около 200 млрд. рублей.
Для сравнения - специальная программа опережающего развития Дагестана на пять лет, которую Р.Абдулатипов активно лоббировал на федеральном уровне в 2013-2014гг, первоначально по его запросу "весила" всего лишь 200 млрд. рублей, которые тогда казались фантастической суммой. В итоге по этой программе дали только 37,5 млрд. рублей, за несколько лет.
Для сравнения - Крым с момента присоединения к РФ за пять лет получил из федерального центра менее полтриллиона рублей, Чеченская республика за последние пять лет около четверти триллиона. Бурные аплодисменты чиновников В.Васильеву были не зря: все хорошо, даже очень хорошо, да и варягов с такими деньгами можно потерпеть. И было бы странно при таком огромном объеме дополнительного финансирования не достигнуть к 2024 году параметров нацпроектов!
Кроме отсутствия стратегии, в то же время излишней детализации, да и некоторой деформированной информации и нестыковок – оставим их на совести помощников, в своем Послании В.Васильев часто выдает желаемое за действительное. Такого плана позитивная смена настроений В.Васильева началась всего лишь через год работы на должности, сразу после утверждения нового состава правительства. В Послании Народному собранию В.Васильев окончательно закрепил свои успехи, до которых на самом деле еще далеко и далеко. И куда же он так торопится?