По меньшей мере шесть человек уже подали заявки для участия в конкурсе на вакантное кресло мэра Махачкалы. Среди претендентов есть простые жители столицы и даже блогеры. Пока ни один из них не представил четкую программу действий, но эксперты не дремлют. В интернет-пабликах идет бурное обсуждение будущего Махачкалы. В №1-2 мы анонсировала инициированный экспертами форсайт-проект Махачкалы. Сегодня мы беседуем с одним из авторов идеи, экономистом Маиром Пашаевым.
Точечный город
- Маир Эминбекович, расскажите вкратце, что такое форсайт-проект?
- Форсайт – взгляд в будущее, предвидение, прогнозирование. Территориальные и муниципальные форсайты успешно реализованы в России и за рубежом. Тема нашего форсайта «Перспективы развития Махачкалы как агломерации на основе технологии форсайта». Проекта еще нет. Пока идет активное обсуждение – за десять дней к форсайту присоединились 30 экспертов. Форсайт перехода города в агломерацию проводится в стране впервые, предстоит выработать формат и механизмы реализации. Планируем в феврале опубликовать в СМИ пилотный доклад и после широкого обсуждения участниками проекта, общественностью, горожанами, с учетом поступивших предложений, разработать проект. Кроме команды экспертов, надеемся на участие в проекте широкого круга заинтересованных участников: представителей муниципалитетов, руководителей предприятий, застройщиков, предпринимателей, вузов, общественных организаций.
В весенне-летний период планируются панельные дискуссии первой части проекта – переход «точечного города» Махачкалы в агломерацию, в следующем году второй части – Махачкалинско-Каспийская агломерация: новый взгляд на территорию. Основная цель Форсайта - это не только подготовка «аналитического прогноза» по основным проблемным направлениям, детальных сценариев или тщательно выверенных экономических моделей, но и стремление объединить усилия основных участников процесса, создать для них необходимые условия для того, чтобы действовать на опережение, для консолидации.
Задача-минимум проекта – представить администрации города итоговый отчет и дорожную карту. Задача-максимум - оставить после себя проектный офис или центр компетенций (например, по урбанистике, развитию агломерации, кластеров и т.д.). Решение о создании Махачкалинско-Каспийской агломерации уже принято, проект форсайта не является в этом плане начальным. Есть предложение экспертов представить и свою версию мастер-плана агломерации. Подобные форсайту задачи решает в настоящее время и администрация Дербента. Команда экспертов нашего проекта может принять участие в конкурсе по разработке мастер-плана Дербента.
Экспертам еще предстоит уточнить тематические направления форсайта, предположительно они следующие: 1. "пространственная стратегия: зонирование территории и создание новых центров". 2. "социально-экономическое развитие: новая среда и точки роста". 3 "ключевые направления инфраструктурного, транспортного и институционального развития". Форсайт Махачкалы должен ответить на два главных вопроса: 1. как создать агломерацию, которой нет: в каких направлениях двигаться, какие стратегические переходы городу предстоит совершить на пути к агломерации? 2. что на горизонте получим: новый облик города, новую среду и новые конкурентные позиции?
Постановка цели будущего и движение от цели к настоящему - стандартный инструмент стратегии. В этом смысле очень важны экспертные походы к миссии, целям, смыслам, образу будущего, сценариям развития и позициям города в будущем - концептуальные подходы, чем город может стать и как быть конкурентным в условиях кризиса, неопределенности, нарастающей конкуренции городов? В современных условиях горизонты предвидения, прогнозирования сокращаются до 20 лет, а горизонт делового планирования - до среднесрочного. Соответственно, крайне важно, как Махачкала будет развиваться ближайшие пять лет.
Общепринято, что в будущем конкурентными могут быть мегаполисы с населением свыше 5 млн. жителей. В Китае таких уже 22, с населением свыше 10 млн. - 10 мегаполисов, городов-миллионников свыше 60, близких к достижения миллиона - более 100. В Индии 54 города-миллионника, в маленькой Ю.Корее 10. Российские мегаполисы Москва и С-Петербург выигрывают позиции у остальных крупных городов страны. С другой стороны, выстраивая агломерацию, вряд ли получится уйти от контуров и инфраструктуры будущего мегаполиса. Это практически невозможно. Т.е. мегаполис не цель и не предмет форсайта Махачкалы, не цель вообще: мегаполиса может и не быть. Но иметь видение отдаленной перспективы необходимо.
Фокусы форсайта
- В ходе обсуждений проекта экспертами в социальной сети вы часто призывали их выдерживать фокус форсайт проекта. Удалось ли его сформулировать?
- Фокус форсайта - переход «точечного города» Махачкалы в агломерацию. Форсайт проект не охватывает все направления социально-экономического развития Махачкалы - это предмет программ администрации, и не охватывает все вопросы создания Махачкалинско-Каспийской агломерации. Таких вопросов слишком много и надо фокусировать форсайт на стратегических направлениях развития Махачкалы, переходах в агломерацию, агломерационных эффектах, новой среде. Дополнительно, на инвестиционно привлекательных проектах городского развития: модернизация старого ядра, проекты урбанистики и создание новых центров (жилых, торгово-развлекательных, деловых и т.д.), крупные инфраструктурные проекты по созданию единого «каркаса». Мы не создаем агломерацию, форсайт всего лишь выдает итоговые документы для администрации Махачкалы. Но в ходе форсайта мы готовы предложить ряд интересных идей, проектов городского развития, инвестиционных проектов для участников, которые способны привлечь инвестиции.
Обсуждение продолжается. В соответствии с поставленной целью сформулированы основные два блока задач: 1. Проанализировать опыт подобных форсайт-исследований, обсудить направления исследования, в итоге выйти на общий план форсайта Махачкалы и проект. Выбрать НКО, площадку реализации, участников, определить поле форсайта, мероприятия реализации, коммуникации, сформировать команду экспертов. 2. Провести анализ современного положения и проблем Махачкалы, анализ потенциала, определить приоритеты, стратегию агломерационного развития Махачкалы, создания новых зон и новых центров роста. Сформировать банк идей городского развития, коммерческих проектов, социальных проектов, некоммерческих проектов.
Нового мэра ждет судьба предыдущих?
- Как вы оцениваете ситуацию в Махачкале?
- Как тяжелую, а при существующих подходах, еще и как неподъемную. Кадровая чехарда продолжается слишком долго, а горожане оторваны от воздействия на ситуацию. Это не просто кризис элит, как принято говорить, или банальная нехватка хороших управленцев. Это полная капитуляция перед проблемами города, кризисом, не говоря уже о развитии. Предполагаю, что нового мэра ждет судьба предыдущих градоначальников, скоропостижно потерявших свои должности. Но уже не правоохранительные органы тому будут причиной, а горожане, которым все происходящее порядком надоело.
Экономика города характеризуется деформированной структурой, характерной для депрессивных регионов, в то же время есть незадействованный потенциал производственных предприятий. Промышленность практически не развивается, туристские и рекреационные ресурсы в силу известных причин не работают на экономику города. Накопились инфраструктурные и земельные проблемы. Начиная с 2013 года, фактически прекращены новые проекты городского развития.
В Махачкале сохраняется высокий уровень безработицы, обусловленный миграционным ростом, опережающим ростом трудовых ресурсов, отсутствием достаточного числа постоянных рабочих мест. Множество специфических проблем в реальном секторе экономики и в социальной сфере. До 2018г Махачкала развивалась за счет не планируемого расширения, массовых нарушений, хаотичного строительства и теневой экономики, сейчас эти "драйверы" сходят на нет.
Действие в совокупности всех факторов, ограничивающих экономический рост (высокий уровень безработицы, морально и физически устаревшая материально-техническая база и технологии многих производств, высокая степень износа основных фондов, потеря налаженных рынков сбыта промышленной и другой продукции, неразбериха в земельных вопросах, высокая доля криминально-теневой экономики, дефицит квалифицированных кадров, негативный имидж, представляемый СМИ, отсутствие крупных инвестиций) формирует, в конечном счете, тенденцию замедления экономического роста в перспективе.
- Считаете ли вы, что в судьбе столицы Дагестана наступил переломный момент и ваш проект поможет осуществить изменения к лучшему?
- В период смены власти проект тем более актуален. Но вряд ли перспективы Махачкалы целесообразно рассматривать в отдельности от всей республики. Позже, с учетом опыта, команда экспертов намерена провести большой форсайт-проект "Будущее Дагестана. 21 век". Ставим задачи выработки нового взгляда на Дагестан, его диспозицию сегодня, альтернативного видения будущего Дагестана, стратегии экономического развития, опорных проектов будущего, программы развития территорий, городов, районов и создание команды развития. Но пока на повестке Махачкала: новая агломерация имеет все шансы стать локомотивом развития Дагестана.
Конкурентные преимущества
- Какие сильные стороны и конкурентные преимущества Махачкалы могут быть использованы как драйверы развития?
- Будущее города во многом предопределяют не столько конкурентные преимущества, сколько их успешная реализация: конкурентные преимущества сами по себе не транслируются в конкурентоспособность. Традиционные конкурентные преимущества, обеспечивающие экономическое развитие городов, перестают быть таковыми, уступая место другим, часто неожиданным факторам. Таким как яркие культурные достопримечательности, интересные события, креативность жителей, гибкость и эффективность руководства, интенсивные коммуникации внутри сообщества. Нельзя сказать, что Махачкала обладает какими-то эксклюзивными конкурентными преимуществами, ценностями, но выделю следующие: выгодное географическое положение, высокая экономическая активность населения, развитые торговля и логистика, и море. В целях развития актуальна стратегия усиления сильных сторон, но необходимо создавать и новые конкурентные преимущества.
К сожалению, пока конкурентные начала практически не работают на город. Тому виной и отставание Дагестана в целом, и общий негативный фон. Но возможность, что какие-то отдельные города могут достичь более выгодных для себя состояний в проблемных регионах, существует. Основное правило – процветание не наследуется и не исходит само собой (из природных ресурсов, рабочей силы, конкурентных преимуществ и т.д.) – оно создается.
Второе правило – если нет ресурсов (природных, инвестиционных), то конкурентное позиционирование проводится на базе факторов (политической стабильности, географического положения, экономического потенциала, инфраструктуры, эффективного управления, высокой образованности населения, традиций). Только в таком случае в перспективе город может обеспечить себе более существенные финансово-бюджетные и коммерческие выгоды, чем сейчас.
Есть хрестоматийное исследование 2009 года Всемирного банка, которое называется «Новая экономическая география». Его смысл в том, чтобы доказать: концентрация, транспортная связность и отсутствие барьеров для бизнеса из других стран и регионов являются важнейшими драйверами экономического роста, они позволяют ускорить развитие торговли и увеличить приток инвестиций. Исследования показывают значительный агломерационный эффект для большинства стран мира.
- В ходе обсуждения форсайта интересно было наблюдать всю остроту дискуссий по некоторым вопросам. Какие вопросы в основном волнуют экспертов и пока можно назвать спорными?
- Безусловно, это миссия, специализация агломерации и новая среда. Дагестан в целом достаточно сегментирован, фрагментирован, а республиканская экономика широко диверсифицирована. Муниципалитетам выгодно придерживаться стратегии специализации и концентрации. Выделяют семь типов городов: 1) Города – лидеры; 2) Города – предприниматели; 3) Развлекательные города; 4) Города – музеи; 5) Умные города; 6) Города – посредники, проводники и перекрестки; 7) Города уникального имиджа. Эксперты обсуждают варианты.
Одним из самых обсуждаемых направлений является схема территориального планирования будущей агломерации и зонирование, профилирование отдельных территорий, создание новых жилых, деловых, производственных, торгово-развлекательных центров, парковых и пляжных зон. В настоящее время принято решение о создании Махачкалинско-Каспийской агломерации, утверждены соответствующие схема территориального планирования и генеральный план развития городского округа. Эксперты должны наполнить агломерацию новыми зонами и центрами роста.
На очереди утверждение нового плана дорожно-транспортного развития с учетом растущего пригородного сообщения, включая использование железной дороги и утверждение программы озеленения города, в соответствии с требованиями градостроительного кодекса. Махачкала должна получить новые парковые и бульварные зоны. Одним из крупных инфраструктурных проектов может стать строительство набережной в морской береговой черте города, с обустройством пляжных и парковых зон. Что касается отраслей, острые споры вызывает тема туризма. Почему имея огромный потенциал, все благоприятные факторы для развития, масштабирования отрасли, развитые авиасообщение, транспорт, туризм в Дагестане не развивается? Может ли Махачкала стать новым центром туризма в Дагестане? Пока нет ответа. Соседние с нами небольшие государства уже выходят на цифры 4-5 млн. туристов в год - это уже серьезный бизнес. В Дагестане, несмотря на приводимые другие цифры, туризма как бизнеса, нет. Даже 100 тысяч туристов в год, приносящих отрасли ощутимые деньги: туристами считают всех не дагестанцев, кто прилетел или пересек границу в поисках работы, по своим делам или приехал к родственникам на свадьбу.
И вряд ли возможно создавать серьезную туриндустрию в отдельно взятом городе, будь то Дербент или Махачкала. Другая сторона турбизнеса - продвижение. Попытки продвигать отдельные события, достопримечательности были, но они не имели должного успеха. Нужна долгосрочная политика отрасли, программа развития, также необходимо разработать и реализовать для Дагестана полноценную программу маркетинга территории. Вместо системного подхода, у нас до сих пор продолжаются игры в разные «бренды», причем тратятся бюджетные деньги.
Дискуссии вызывает крайне злободневная для Махачкалы и в тоже время актуальная при создании двухмиллионной агломерации на огромной территории тема экологии: сбор, вывоз, утилизация ТБО, проблемы с качеством питьевой воды, задымленность и запыленность города, антисанитария, недостаточные мощности очистных сооружений и выбросы в море, незаконная застройка береговой полосы, также незаконные застройки парковых, бульварных территорий и нехватка зеленых зон. Ранее в прессе активно обсуждали необходимость внедрения в муниципалитетах системы комплексной экологической безопасности, но, к сожалению, про нее забыли.
В принципе, мы готовы выделить системные проблемы, по крайней мере, наиболее актуальные, в отдельную панель дискуссий. Думаю, в этом направлении нам предстоят дополнительные исследования. Ведь сказано: гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Возможно, кандидаты в мэры в своих программах тоже предложат решения ряда системных проблем. Но даже предварительный анализ системных проблем показывает: без создания агломерации решить их практически невозможно. Именно создание агломерации в состоянии подсказывать решения и шаг за шагом расшивать накопившиеся проблемы.
Острые дискуссии идут по многим вопросам. Нужны ответы: в какую сторону и каким образом развиваться Махачкале? Схемы, этапы развития, в чем преимущества управляемой территории большого размера, нового зонирования, полицентризма и какой новый облик мы получим, качество среды? Эксперты ставят вопрос более конкретно: как не сползать в сторону Кабула, а двигаться в сторону Стамбула.
Махачкалинско-Каспийская агломерация
- В ходе обсуждения, какие слабые стороны агломерационного проекта и возможные риски выявлены экспертами?
- У проекта Махачкалинско-Каспийской агломерации есть существенные недостатки. Разрабатываемый проект фактически является экстенсивным: произойдет поглощение Махачкалой города Каспийск и механическое расширение ее территорий от Сулака до Манаса. Проект агломерации «разорван»: нет скрепляющих огромную территорию транспортных коридоров, единого «зеленого каркаса», сквозной набережной, нового административного и делового центра, сквозных автомагистралей, новых полюсов развития. В данном проекте агломерации нет самого главного – качественно новой роли и более высоких конкурентных позиций будущего города как на Кавказе и Прикаспийской территории, так и на страновом уровне.
Мир на пороге нового технологического уклада и мы не должны оставаться в стороне. Считаю, что агломерационный переход без инновационного перехода можно смело назвать несостоявшимся: агломерация при этом не может быть конкурентоспособной, эффективной. В сфере инноваций преимущественно занята молодежь, соответственно, развитие сферы обеспечит дополнительную занятость студентов, выпускников. Определенный инновационно-технологический капитал в Дагестане имеется: индустриальная база промышленных предприятий и производственных предприятий, внедряющих инновационные разработки, продукты, поддержка инновационной деятельности со стороны вузов и научных организаций; разработки и патенты.
Налицо и проблемы: низкий уровень инновационной активности предприятий, отсутствие полноценной институциональной инновационной среды, отсутствие обустроенных инфраструктурой инвестиционных площадок для развития инноваций, отставание характеристик продукции промышленного комплекса от мирового уровня, низкий уровень технического и технологического оснащения реального сектора экономики. Актуальны новации в различных сферах города, инфраструктуре, ЖКХ, процессах, управлении городом, в бизнесе – внедрение новаций тоже часть инновационного перехода.
Расширение границ города не должно превратиться в расползание и размывание. К сожалению, именно таким образом пока Махачкала развивается. Должен отметить: после первой или второй волны расширения город может сжиматься обратно к центру – такого рода процесс буквально на глазах происходит в Москве. Попробовав окраины и столкнувшись с инфраструктурными проблемами и неудобствами, отсутствием работы, детских садов, школ, горожане стремятся обратно, ближе к центру. И нельзя забывать, время – деньги: жить в городе и добираться до него же часами, не каждый может себе позволить.
Освоение окраин и достижение на новых территориях городских стандартов, исполнение всех регламентов, требует определенного времени и затрат. Поэтому, предложения экспертов по новому зонированию агломерации должны быть обоснованы как концептуально, наполнены смыслами и механизмами самоорганизации, так и подкреплены бюджетными затратами и инвестициями.
- Какие рекомендации выработаны экспертами в ходе предварительного обсуждения агломерационного проекта?
- Прежде всего, необходимость системного подхода к созданию агломерации, ее масштабированию и созданию благоприятного инвестиционного фона. В том числе, используя рычаги других реализуемых крупных проектов и ожидаемый при их наложении синергетический эффект. Системообразующие проекты с государственным участием и инвестиции первой волны крайне актуальны как катализаторы экономического роста.
В первую очередь, надо подчеркнуть, что создание Махачкалинско-Каспийской агломерации - мега проект. Площадь будущей агломерации более 3 тысяч квадратных километров, больше площади Москвы (с учетом территории Н. Москвы). На объединяемых в агломерацию территориях уже проживает около 1,2 млн. человек. Всего через 10 лет, при реализации проекта агломерации, количество населения может достигнуть и 2 млн. человек. Агломерация сегодня должна получить опережающее по отношению к приросту населения планирование территорий, инфраструктуры, коммуникаций – ориентир планирования 2 млн. человек. А то через десять лет может сложиться такая же катастрофическая ситуация, в котором город оказался в настоящем.
Уникальность ситуации в том, что непосредственно на территории будущей агломерации реализуются еще четыре мега проекта - дагестанский участок МТК "Север-Юг", Каспийский хаб, создание базы военно-морского флота РФ, создание территории опережающего развития "Каспийск" и четыре опорных инфраструктурных проекта - реконструкция аэропорта, реконструкция морского торгового порта, реконструкция федеральной трассы "Кавказ", создание мусороперерабатывающего комплекса.
Кроме того, по результатам переговоров Главы Дагестана В.Васильева в Москве объявлено о масштабной инвестиционной программе "Русгидро": ближайшие десять лет компания планирует инвестировать в гидрогенерирующий комплекс республики 60 млрд. рублей - электроэнергией и сетями агломерация будет обеспечена. Не стоит забывать, что на территории будущей агломерации размещена крупная промышленная инвестиционная площадка «Тюбе», планируется часть дагестанского сегмента северо-кавказского туристического кластера.
Складывается благоприятная ситуация для высокого старта агломерационного проекта. Необходимы поиски связей между всеми реализуемыми и объявленными крупными проектами, выявление интегрирующих данные проекты точек, общих с агломерацией инфраструктурных и проектно-инвестиционных начал. Форсайт проект Махачкалы может стать серьезной площадкой такого рода поисков, экспертных оценок и решений.
- По вашему мнению, какие перспективы у Махачкалы стать в будущем одним из экономических и культурных центров страны?
- Россия — слишком большая страна для того, чтобы быть представленной в мире только одним глобальным городом. Махачкала имеет все шансы стать к 2030 году двухмиллионным городом-агломерацией, а в более отдаленной перспективе и современным мегаполисом.
Российские города вступают в эпоху жесткой конкуренции между собой. Конкуренция идет не только за инвестиции, но и за информационные потоки, туристов, и самое главное, жителей.
Удобное географическое положение или обилие полезных ископаемых уже не гарантируют территории экономический успех. Новации, компетенции, коммуникации – вот что важно в современном мире.
Более активные города быстрее других осваивают инновационные, нестандартные для российской действительности технологии городского развития, обеспечивая себе победу в конкурентной борьбе. Главными факторами успеха становятся не размер города и его экономическая база, а новые, нестандартные управленческие решения, энергичное желание города четко сформулировать свои стратегические планы. Махачкала сегодня требует нового уровня компетенций, качественного стратегического планирования и масштабного проектирования будущего.