Сможет ли Агентство по делам национальностей грамотно выстроить российскую политику на Кавказе
Взятая на вооружение либералами спекулятивная тема «отделения Кавказа от России», достигшая апофеоза в кампании под лозунгом «Хватит кормить Кавказ!», возникает в общественном поле с завидной частотой. Как правило, ее включают, чтобы отвлечь внимание от более насущных проблем. Многие аналитики справедливо отметили, что сейчас «кавказскую» тему на время затмила «украинская». Там и призывать ни к чему не надо — бои идут на сопредельной с Россией территории.
Дело, однако, в том, что Кавказ не только не собирается отделяться от России. Кавказцы (включая, конечно, и проживающих там русских, и представителей других национальностей) искренне и по справедливости считают себя неотъемлемой частью российской цивилизации, а свой регион – частью российской территории. Причем частью, находящейся на острие атаки различных антироссийских сил.
Для этого у кавказцев имеются все основания. Либеральные идеи, лихорадящие обе российские столицы уже третий десяток лет, так и не получили здесь заметного распространения. Разумеется, отдельные представители этого политического направления имеются и на Кавказе, но не играют и вряд ли будут играть значимую роль. Большинство кавказцев — патриоты России, доказавшие это не только на многочисленных митингах, но и на реальной войне в составе добровольческих формирований Новороссии, где особо отличились осетины и чеченцы.
Кстати, подавляющее большинство жителей Чечни последовательно выступает за усиление России по всем направлениям с твердостью, непонятной представителям некоторых западных государств, все еще пытающихся поднять чеченский народ на «борьбу против федерального центра» из своего прекрасного далека. Ничего удивительного в этом нет. Для тех, кто пережил обе чеченских кампании, нет ничего более ужасного, чем воспоминания о братоубийственной войне. Даже те, кто когда-то и поддался разрушительным идеям сепаратизма, давно уже не мыслят Чечню вне состава РФ. Аналогично рассуждают и в других республиках Северного Кавказа, узнававших о войне не понаслышке, а от ближайших соседей в режиме реального времени.
«Россия была, есть и будет в том числе кавказским государством, — убежден директор Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания, известный историк и общественный деятель Руслан Бзаров. — Она не может уйти с Кавказа, не потеряв себя, оставаясь той Россией, на которую мы рассчитываем и надеемся. Без Крыма и Кавказа не может быть Российской империи-СССР-Российской Федерации в нынешних границах, с привычным нам геополитическим содержанием. Это историческая данность, которой нет никакой альтернативы». «Надо думать, как осваивать весь Кавказ, — считает муфтий РСО-А Хаджимурат Гацалов. — Основными векторами усиления российского влияния должна стать Армения и далее бассейны Черного и Каспийского морей. Если у нас не будет мощных стратегических планов в различных направлениях, российское государство начнет «сворачиваться». Пришло время развернуть мощную наступательную политику».
Подобные подходы характерны для всего Северного Кавказа. В силу этого любые западные проекты, направленные на отрыв той или иной республики, или всего Кавказа от России, бесперспективны. Поддержка идеи отделения Кавказа со стороны «русских националистов», которых правильнее было бы назвать «уменьшителями», враждебна интересам и российского государства, и русского народа.
Противодействие «отделителям», по всей видимости, станет одной из задач Федерального агентства по делам национальностей, созданного в России в последний день марта. Очередная реинкарнация Министерства национальностей будет заниматься выработкой и реализацией государственной национальной политики, «осуществлением мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)», взаимодействием с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и «иными институтами гражданского общества». На агентство ляжет разработка и реализация государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений, а также госмониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Руководителем новой структуры назначили бывшего полковника ФСБ и депутата Государственной думы Игоря Баринова.
На Кавказе, который не может не попасть в поле зрения Агентства, новость о его создании восприняли довольно скептически. По словам Руслана Бзарова, он всегда был категорическим противником Миннаца, поскольку эта структура объективно не способна выполнить возложенные на нее задачи. Все действительно значимые решения — например, подписание договора о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и Татарстаном или разрешение чеченского конфликта — принимались не чиновниками тех или иных ведомств, а лично главой государства. Для мониторинга на местах достаточно республиканских министерств. Кроме того, ситуация в каждом из субъектов РФ и тем более на Кавказе существенно различается, и руководить всем этим из Москвы сложно и малоэффективно.
С этим солидарны многие кавказские эксперты. К этому можно добавить, что результаты деятельности Министерства по делам Северного Кавказа, как, впрочем, и Министерства по делам Крыма, пока не впечатляют. Социально-экономические вопросы, решением которых занимаются эти структуры, весьма сложны. Дело, однако, в том, что у их руководства, судя по всему, отсутствует стратегическое видение развития вверенных регионов. Во всяком случае, оно пока так и не представлено широкой общественности, а ведь с момента создания этих министерств прошло уже около года.
Не менее важно и четкое представление о приоритетах национальной политики. Разумеется, требовать его от Игоря Баринова сейчас, как минимум, преждевременно, но это не та сфера, где возможен метод проб и ошибок. И даже если считать наши дни «естественным переломным периодом», как заметил один из владикавказских экспертов, возникает вопрос, есть ли у нас время на эксперименты.
Яна Амелина