Каждый год в Дагестане на разных площадках проводятся десятки выставок. И больше половины имеют единственный смысл. Смысл для участника выставки: ее должно посетить высокое начальство. Вспомним I Форум промышленников и предпринимателей Республики Дагестан, в рамках которого были затрачены очень большие средства на установку временных павильонов на площади имени Ленина в Махачкале. Глава Республики Дагестан прошелся по павильону, кого-то похвалил и похлопал по плечу, другого, имевшего неосторожность носить модную аккуратную бородку, призвал к порядку и проигнорировал его стенд.
Посещение Рамазана Абдулатипова - было тем явлением, ради которого сотни людей приехали со всех концов Дагестана, навезли свою продукцию, приборы, образцы, презентации, макеты. Навезли с одной целью - показать свою продукцию и показаться самому пред светлые очи руководства.
В марте в Махачкале в Национальной библиотеке имени Расула Гамзатова прошла 12-я по счету выставка «Деловой Дагестан». Ежегодная выставка «Деловой Дагестан» традиционно проводится в апреле. И ежегодно число участников в ней растет. Но в 2015 году в фойе библиотеки и в ее цокольном этаже были представлены всего 61 участник против 113 в 2014 году. Это, конечно, связано с кризисом, обрушившим рубль на мировом рынке и разорившим многих предпринимателей России и Дагестана. И это, конечно, показывает реальное снижение деловой активности в Дагестане, как и по всей России.
На выставке «Деловой Дагестан 2015» было представлено 11 дагестанских заводов, основная часть которых существовала еще в советское время. По-видимому, руководство этих заводов кто-то обязывает участвовать в этой выставке. Некоторые из заводов выдержали испытание перестройкой и разрухой первых лет постсоветского периода, и спокойно работают и развиваются, находя новых партнеров на просторах России и далеко за рубежом. Эффект от участия в выставке для заводов нулевой – если не пройдет рядом высшее руководство Республики Дагестан и высокие гости с ним, никто к стендам с трубами, вентилями, железками не подойдет. Населению это неинтересно. А специалисты еще со стародавних времен знают, где покупать эти трубы, вентиля и железки.
Строительством и стройматериалами занимаются 11 участников выставки. Конечно, и сегодня, при нереально высоких ценах на все, найдутся желающие заказать мраморную лестницу для дома, но кто додумается идти за ней на выставку? Разнообразное оборудование производят 10 стендистов. Результат тот же.
В выставке приняли участие 7 учреждений и республиканских агентств, три средства массовой информации, шесть ВУЗов и ССУЗов, два банка. Единственный результат выставки – подписание контракта между Дагестанским Техническим университетом и фирмой из Татарстана, производящей медицинское оборудование. Думается, что отношения между партнерами давно налажены, этот контракт был давно готов, и подписание его на выставке – просто обычная пиар-акция.
Три дня ждали участники выставки, в том числе каким-то образом затесавшиеся на нее дагестанские производители холодного декоративного оружия, а вдруг появится Глава Республики Дагестан и купит какой-нибудь сувенир! Не появился, не приехал. Значит, эта выставка прошла впустую.
Продукция всех предприятий, представленных на выставке «Деловой Дагестан 2015» имеет определенный спрос и на внутреннем и на внешнем рынке, но, к сожалению, эффект от их участия в выставке даже меньше, чем нулевой. Расходы на постройку и аренду стендов, на транспортировку экспонатов на выставку и обратно, на работу персонала в течение выставки, не окупаются доходами от появления новых клиентов, новых поставщиков, новых договоров.
В рамках выставки «Деловой Дагестан 2015» была проведена встреча бизнес-сообщества Махачкалы. Бизнесменам было обещано оказывать максимальную поддержку в решении их проблем. Закончилась выставка, прошло несколько дней – и «помощь» бизнесменам мэрией Махачкалы, действительно, была оказана – был издан Указ о повышении налогов и сборов с предприятий и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в пределах города Махачкалы.
Прежде, чем участвовать в какой-то выставке, хорошенько надо думать. Думать о расходах на выставку, об ожидаемых поставщиках сырья, потребителях продукции, о доходах от возможных контрактов, об эффективности в ней участия. Без тщательного анализа всех плюсов и минусов принимать участие в выставке, тратить средства и время недопустимо.
Арип Ахмедханов
При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU прямая активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА