Пару лет назад Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу “Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)”. Представила её такая “авторитетнейшая” структура в области этноконфликтологии, как Минэкономразвитие(!). Задачи в программе поставлены грандиозные.
На первом этапе (2014-2016 годы) сформировать условия “для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации”.
На втором (2017-2020 годы) обеспечить “развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, включая достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России”. То есть, лет через пять национальный вопрос в России будет закрыт окончательно и бесповоротно.
А стоить эта программа будет всего-то около 6,7 миллиарда рублей. То есть, на всю огромную державу в среднем менее 1 миллиарда в год.
Да это же ничто в сравнении, к примеру, с расходами на подготовку к сочинской олимпиаде (1,6 триллиона рублей).
На них в Сочи не построили бы даже подъезд к какому-нибудь трамплину.
И зачем только все мучаются, заседая в кабинетах и комитетах, считающих, что проблема межнациональных отношений это такая глыбища…? А делов - то оказывается на копейки. Зато результат – закачаешься.Ну, тогда, ребята, даёшь семилетку за три года! Что для нас заложить несколько миллиардов чуть пораньше? - Пустяк-с.
***
Фактически же разработчики программы демонстрируют непонимание того, что гармонизация межнациональных отношений возникает не от пропаганды-агитации, а когда все детали государственной машины тщательно подогнаны друг к другу и работают таким образом, что сводят к минимуму поводы для каждого гражданина вспомнить о своей национальной принадлежности.
Для этого необходимы не жалкий один миллиард в год, а эффективное использование всего государственного бюджета (15 триллионов рублей), предназначенного для обеспечения деятельности системы институтов власти (экономика, культура, образование, правоохрана и пр.)
- В чём сила, брат?
Любое социальное явление, как правило, вызывается неким внешним импульсом.
К примеру, человек всегда ищет, где лучше. Однако, ничто в мире, в том числе и политико-экономические реалии не вечны. Вот и получается, что импульсы, вызывающие миграцию, неистощимы – где-то меняются обстоятельства и становится ещё лучше, а где-то так хуже, что дальше некуда. Что же касается мощи миграционных потоков, то она сравнима с ядерной, которая, как известно, может крутить вал турбины электростанции, а может учинить “чернобыль”. Главное - понять её природу и грамотно управлять.
***
Не касаясь темы иммиграции, которая специфична, а размеры статьи ограничены, рассмотрим только некоторые аспекты миграции внутренней.
Больше всего шума у нас, конечно же, от событий, вызванных миграцией с Северного Кавказа на север.
Оценки выдаются такие, словно речь идёт о людях, которые только что слезли с дерева и не в состоянии связать трёх слов по русски.
Видно, что господа не имеют никакого представления о Северном Кавказе, его жителях и свои суждения о творящемся там делают, не выезжая за пределы Садового кольца.
***
Возьмём конкретно Дагестан, раз уж о нём сейчас упоминают чаще всего. Он пока ещё считается неотъемлемой частью России и глупо называть его чёрной дырой, где её законы не действуют.
Плохо ли, хорошо ли, но они у нас, всё-таки, действуют.
Для того, чтобы было именно так, в республике, как и в других регионах страны, имеется масса структур федерального подчинения - Прокуратура, Следственный комитет, ФСБ, МВД, МЧС, части Минобороны, Центробанк, Суды, Судебные приставы, Налоговая служба, Миграционная служба, Роспотребнадзор и пр.,пр. (я специально дал столь длинный перечень), задача которых обеспечить соблюдение законности.
Количество чиновников федеральных структур у нас превышает количество чиновников республиканского и муниципального уровня.Их полномочия, вооружение и оснащения несравнимы ни с какими другими.
Поэтому, если не нравится положение дел в той либо иной сфере, всегда найдётся структура, а может и не одна, ответственная за это, главный офис которой располагается под боком в Москве.
Дайте, грубо говоря, в морду, руководителю федерального ведомства, отправьте его, в отставку, а может, и под суд. Если угроза такого разбирательства реальна, он, уверяю вас, найдёт способ воздействия на своих подчинённых в регионе. И называется всё это простым русским словом - требовательность. Уверяю вас, в Дагестане, как и везде, чиновники очень даже дорожат своими креслами и, если верить слухам, даже везут таинственным московским чиновникам кейсы, набитые купюрами, для того чтобы попасть в них. Теория чёрной дыры в первую очередь выгодна именно руководителям федеральных структур.
Ею удобно прикрывать собственную некомпетентность либо нежелание напрягаться и напрягать подчинённых. О причинах же этого явления можно только догадываться.
***
Другим мифом является теория ментальной несовместимости северокавказцев и русских, делающей невозможной их совместное проживание. В принципе, вроде как получается, что “чёрная дыра” это её следствие. Столкновение, видите ли, цивилизаций.
- Чушь собачья, которая не объясняет очевидного факта - в России, за пределами Северного Кавказа живут сотни тысяч дагестанцев. Абсолютное их большинство ведут жизнь нормальных законопослушных граждан, возможно и отличаясь от окружающих цветом волос, размером носов или гастрономическими предпочтениями, но никак не экстравагантностью поведения.
Статус в обществе у них самый разный - от рядовых рабочих, инженеров и врачей, до академиков, генералов, крупных чиновников, предпринимателей и хозяйственных руководителей.
И вообще, в противном случае, как может, к примеру, дагестанец Абдусалам Гусейнов со своей ментальной несовместимостью стать крупнейшим учёным, да ещё в области этики? К тому же возглавить институт философии Российской академии наук.
Это какой же такой этике господин академик Гусейнов научит россиян?
А как мог дагестанец Расул Гамзатов со своей ментальной несовместимостью написать в “чёрной дыре” слова к песне “Журавли”, превратившуюся на всём пространстве бывшего СССР без всякого указа-приказа во всенародный реквием?
Наверняка в них скрывается какой-то глубокий смысл, подрывающий российскую ментальность.
***
Проблема межнациональных отношений в России это не проблема столкновения цивилизаций. Граждане России, независимо от этнической принадлежности, с самого рождения варятся в общем котле российской цивилизации, где абсолютно преобладает русский элемент - детский сад, школа, ВУЗ, литература, музыка, телевидение, интернет…
Темпы развития коммуникационных возможностей в последнее время придали этой “варке” вообще невиданное ускорение.
***
Истоки любого межэтнического конфликта находятся, прежде всего, в борьбе за обладание каким-либо ресурсом (власть, деньги, иные блага), основанной на убеждении (действительном или ложном) несправедливости в обеспечении доступа к ним одной этнической группы (групп) в сравнении с другой (другими). Она подогревается либо интересантами, лишёнными доступа к этим благам, либо лицами, желающими сделать на недовольстве соплеменников политическую карьеру. К отдельной категории недовольных относятся больные на голову национально озабоченные, которых никогда ничем невозможно удовлетворить. (Что касается откровенных нацистов, проповедующих превосходство одной нации над другой, то я их вообще выношу за скобки.)
Снять остроту этой проблемы можно только через механизм равного доступа к благам через открытую честную конкуренцию между гражданами независимо от их национальной принадлежности.
В случае же возникновения каких-либо недоразумений дорога должна лежать только в суд - беспристрастный и справедливый ко всем.
Вот и получается, что проблема межнациональных отношений это проблема, прежде всего, правовая. Причём, речь идёт вовсе не о системе законов регулирующих те либо иные стороны жизни общества. Она у нас в основном выстроена и достаточно цивилизованно. Речь об институтах, призванных обеспечить соблюдение требований этих самых законов. К сожалению, у нас всё ещё остаётся в силе известная максима Салтыкова-Щедрина – “Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения”.
(окончание следует)
Ислам Узалов