Имидж Северного Кавказа, а именно негативный образ региона, на сегодняшний день волнует многих. Для всевозможных экспертов – это важная и занимательная тема обсуждения, для средств массовой информации – возможность вызвать интерес к своему источнику, а для жителей региона имидж Северного Кавказа является настоящей проблемой, создающей большие помехи при трудоустройстве, поисках жилья и даже во время реализации собственных творческих идей. Виной тому служит ряд причин, которые кроются как во внутреннем позиционировании региона, так и во внешней его подаче. Какие именно способы окажутся действенными для «обеления» имиджа Кавказа и кавказца эксперты из Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара и члены Комитета гражданских инициатив попытались выяснить у самих жителей Северного Кавказа.
Для этого был проведен небольшой опрос, а затем и увлекательная игра под названием «Меняем имидж Северного Кавказа». Вели мероприятие в конференц-зале Дагестанского госуниверситета член Европейского клуба экспертов местного самоуправления Юрий Альбертович Гурман и руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Фонда «Институт экономической политики имени Егора Гайдара» Ирина Викторовна Стародубровская.
Первая часть игры началась с того, что участники – жители региона – взяли себе по псевдониму, при этом имея право называться собственным именем. Затем каждый из них озвучивал свое имя или псевдоним и публично объяснял причину, почему так или иначе назвался. При этом, каждый из участников озвучивал один или несколько недостатков своего региона, с которыми, на его взгляд, необходимо бороться. Все озвучиваемые негативные стороны поочередно записывались маркером на ватманы, после чего развешивались на стену. Следующим шагом было выделить каждым из участников три самых главных проблемы из перечисленных и отметить их цветными наклейками на развешенных ватманах. Самыми злободневными и подлежащими искоренению недостатками кавказцев присутствовавшие посчитали:
- проблему воспитания и образования;
- невежество;
- нехватку личных качеств;
- архаику в области общественных отношений;
- лицемерие;
- клановость и коррумпированность;
- отсутствие чувства коллективной ответственности;
- низкий уровень культуры и интеллекта;
- агрессивность;
- отсутствие цивилизации
Второй этап игры «Меняем имидж Северного Кавказа» состоял в том, чтобы разбиться на команды, выбрать, обсудить и предложить свои способы создания положительного имиджа региона. Было образовано пять команд, в каждой из которых ведущие определили капитана и внешнего эксперта из числа тех, кто знает Северный Кавказ не понаслышке, но не проживает в нем (К. Казенин, Орхан Джемаль и др.).
Одни команды начинали выступление с объяснения причин негативного имиджа, главная из которых якобы крылась в продажной и намеренной работе СМИ над созданием кавказофобии, другие сразу предлагали свои варианты его улучшения. Отдельно высказывались те, кто не соглашался с предложениями команды. Среди предложений озвучивались как банальные, вроде выпуска полезных и красивых книг, рассказывающих о регионе, организации блог-туров, студенческих туров, съемок фильма, работы со СМИ и так далее, так и неординарные - вроде идеи сделать президентом страны кавказца, после чего якобы все проблемы с имиджем отпадут сами собой. Журналист Эдуард Уразаев с сожалением заметил, что не прозвучало ни единого призыва вести внутреннюю работу по обелению имиджа, а именно – предложений по экономическому развитию. Команда художников, дизайнеров и искусствоведов предложила повысить уровень культуры путем соответствующего обучения и открытия домов творчества.
Завершилось мероприятие пожеланиями процветания родному региону, однако эксперты пришли к выводу, что местное общество не совсем созрело до кардинальных изменений имиджа.