Дагестанцы, как и все остальные жители Северного Кавказа, еще с давних времен придавали большое значение одежде. Костюм, как для мужчины, так и для женщины, определял не только внешний вид, но и статус, а также этническую принадлежность. Однако, несмотря на разнообразие, все придерживались единого стиля, который с годами подчеркивался и обогащался.
Сегодня картина в корне изменилась. На улицах городов и сел практически не осталось людей, одетых в традиционные одежды, зато четко прослеживается влияние на Дагестан двух противоположных тенденций – западной и ближневосточной. Многочисленные магазины предлагают широкий выбор самой разнообразной одежды, но то ли это, что действительно необходимо Дагестану с его богатой историей национального костюма?
Поговорить о существовании моды в регионе и о шансах ее развития 12 февраля в Доме дружбы в городе Махачкале собрались ведущие дизайнеры, историки и педагоги дагестанской моды.
Первой выступила автор книги «Дагестанский костюм», старший преподаватель факультета экономики и дизайна инженерно-педагогического института ДГПУ Разита Гаджиханова. Она рассказала об исторически сложившихся стилях одежды дагестанцев и представила работы своих студентов, указывая на то, что модная индустрия в республике не перестает развиваться.
Не совсем согласилась со словами Разиты Гаджихановой выступившая следом Мунажат Гасанова – член Союза Дизайнеров России, председатель региональной Гильдии дизайнеров, еще в недавнем прошлом заведовавшая лабораторией национального костюма при Доме дружбы. Она отметила, что индустрия моды в Дагестане оставляет желать лучшего и главной проблемой ее развития является отсутствие материальной поддержки. Активно пропагандировавшая своими работами в течение последних десяти лет национальный образ, Мунажат Гасанова рассказала, с какими трудностями на сегодняшний день сталкиваются дизайнеры. «Потребность прокормить себя лишает дизайнера художественного подхода к разработке стиля», - подчеркнула она и привела примеры, скольким талантливым людям пришлось ради стабильного заработка отказаться от идей и замыслов, так как их дальнейшая разработка и воплощение в жизнь требуют много времени и средств. Тем не менее, сама Мунажат находит в себе силы и время для работы над своими костюмами и активно участвует во всевозможных конкурсах и показах, как местного, так и междунарожного уровня.
Пожалуй, самым большим опытом участия в международных и отечественных показах может похвастаться Школа модельеров Анны Джетере при Дагестанском художественном училище им. М.А. Джемала. Выступая перед собравшимися, модельер и педагог Анна Джетере сказала, что мода – это та сфера, которой следует посвящать многие и многие годы для того, чтобы добиться хоть какого-то результата. С нескрываемым чувством гордости она поделилась успехами своих подопечных и перечислила некоторые из их достижений. «Мы являемся базой дагестанского выездного представления благодаря очень усердной и кропотливой работе во время обучения, где порою приходилось использовать довольно жесткие меры, что, конечно же, принесло свои плоды», - отметила Анна Борисовна. По ее словам, именно показы послужили для ее студентов билетом в мир моды. «Первым толчком к грандиозной работе и появлению нашей школы – Школы Джетере, послужил конкурс «Кавказский стиль», который предавал нам необъяснимый драйв творить еще и еще при виде тех, кто может работать лучше», - говорила модельер, подчеркивая огромную важность участия в такого рода серьезных модных конкурсах и состязаниях. «Нет смысла ехать туда, где вы уверены в своем превосходстве. Проявляйте себя только на серьезных показах, где можно посмотреть и приобрести. Пусть это будет дорого, но оно того стоит», - заверила ведущий дагестанский дизайнер.
Говоря о нынешнем состоянии моды, Анна Джетере с сожалением признала, что она находится на очень слабом уровне в республике, и тому много причин. Основным препятствием в мире дагестанской, как и любой другой моды, Анна Борисовна, так же как и Мунажат Гасанова, посчитала отсутствие материальной базы для тех, кто действительно умеет работать в этой сфере. Кроме того, по словам модельера, тормозит процесс развития моды элементарное невежество: «Многие не понимают всей важности именно полного погружения в работу. Есть такие, кто имеет материальную базу и считает, что нет ничего проще, чем открыть свою линию одежды. Эти люди не думают о профессионализме, о том, какая команда профессионалов стоит за каждым брендом, сколько сил и времени затрачено».
Дальше мероприятие продолжилось демонстрацией слайдов с ведущих всероссийских модных показов «Подиум» и «Русский силуэт», в которых принимали участие воспитанницы Анны Джетере. Выпускница школы Джетере, молодой дизайнер Зарема Магомедова продемонстрировала «Эффект бабочки», «Береги себя» и другие коллекции одежды, получившие наилучшие отзывы от экспертов отечественной моды, а также поделилась своими представлениями о модной индустрии. Зарема Магомедова, как владелица собственного ателье по пошиву женской одежды в Махачкале, где помимо нее трудится еще несколько человек, в свою очередь отметила, что для тех, кто хочет трудиться, в современном дагестанском обществе не существует особенных преград. Мода тому не исключение.
Довольно эмоционально выступила президент Ассоциации художников-модельеров и дизайнеров РД Гала Омаханова, которая поддержала слова Анны Джетере о значимости выездных конкурсов для работы дизайнера. По ее словам, в Дагестане есть большое число талантливой молодежи, способной достойно представить республику на международной арене моды, но ей не хватает поддержки. Поддержка должна осуществляться на государственном уровне. «На сегодняшний день мы даже не в состоянии популяризировать то, чем мы занимаемся, так как не можем даже осветить свою работу. Для того, чтобы нас показали или о нас рассказали, требуется заплатить энную сумму, чего мы не можем себе позволить. Вот в чем проблема», - пояснила Гала Магомедовна. Другой проблемой для развития индустрии моды в Дагестане модельер обозначила отсутствие системы цивилизованных договорных отношений: «Не раз случалось такое, что нам поступал заказ от серьезных структур на разработку, к примеру, национального костюма. Мы тратили уйму времени, сил и материала на осуществление идей по данному заказу и устраивали показы с участием моделей, но что мы в итоге получали? В лучшем случае «спасибо». В результате нас попросту обкрадывали в плане идей, демонстрируя чисто потребительское отношение к нам и нашему творчеству». С таким отношением к работе дизайнеров, по мнению Галы Омахановой, Дагестан еще долго не перейдет на должный уровень в модной индустрии.
В заключение мероприятия дизайнерам было предложено принять участие в ежегодной книжной ярмарке «Тарки-Тау» в сентябре 2015 года и провести дефиле в рамках проекта «Кавказский экспресс» на дорожную тематику, вплоть до создания собственного дизайна униформы для стюардесс и проводников. Данную идею поддержали преподаватель ДГПУ Разита Гаджиханова и дизайнер одежды Венера Малачилова.
СевКавИнформЖемилат Ибрагимова